Правильно ли говорить что «Всевышний Аллах везде»?
Правильно ли говорить что «Всевышний Аллах везде»?
10 лет назад 10979

Выражение «Всевышний Аллах везде» использовали приверженцы течения Мугтазила[1]. Они говорят: «понятие Всевышний Аллах везде – не в буквальном смысле, а в переносном смысле», т.е. соответствует Его совершенному качеству, что Аллах Всезнающий, управляет во вселенной. Хотя в вышесказанном течении были и те ученые, кто принимал это понятие в прямом смысле[2].  

Наши ученые не приветствовали применение понятия «Всевышний Аллах  везде» в каком бы смысле не было. Применять это выражение в прямом смысле – приводит к неверию. Потому что бросает тень на веру в «таухид» (единобожие)[3]. А для того чтобы передать переносный смысл не обязательно использовать выражение  «Всевышний Аллах везде».

Об этом влиятельный ученый «Матуридитской школы акиды» Абу Муъин ан-Насафи (г.с. Х/507 г. М/1114г.) в своей книге «Табсиратул Адилла» пишет следующее:

«Течение Мугтазилит и Нажжария говорят: «Всевышний Аллах везде. Это означает всезнающий, всемогущий, управляющий во вселенной». Они принимают наше точку зрения относительно того, что «Всевышний Аллах не имеет место. Мы тоже принимаем их веру в то, что «Всевышний Аллах всезнающий, управляющий во вселенной». Разница состоит только в использовании выражения «Всевышний Аллах везде». Но для того, чтобы объяснить, что Всевышний Аллах Всезнающий, нуждаются ли они в применении такого некорректного выражения «Всевышний Аллах везде»? Если применять это выражение, в буквальном смысле, то оно приведёт к неверию и к заблуждению. Что привело к необходимости использования такого выражения? Такое выражение не встречается не в одном аяте, не в одном известном (машхур)хадисе. Когда такое выражение не используется не в аятах, не в хадисах мы должны быть далеки от применения такого некорректного выражения. Успех и помощь от Всевышнего Аллаха»[4].

Итак, в каком бы смысле не было использование выражение «Всевышний Аллах везде» не правильно. Вместо этого нужно применять выражение «Всевышний Аллах Всезнающий. И не скрыто от Него ничего».

В этой связи  нужно сказать, что по акиде Ахли сунна, Всевышний Аллах не имеет место. Пречистый Аллах был и до сотворения места. Все места исчезнут (не вечны), а Всевышний Аллах как был безначально, так и остается неизменным». Он не на Арше (Трон) и не на небе. Он не имеет не направление и стороны (не на небе, не левой, не правой стороны и.т.д.) [5].. Говорить, что Всевышний Аллах имеет место, бросает тень на Его совершенное качество: «Кидам – безначальность и бесконечность». Потому что в этих выводах есть признаки сотворённого.

Имам Матуриди говорит: «…В действительности определять место для Всевышнего Аллаха или говорить, описывая «Сам Всевышний Аллах (Би Затиһи) везде» - обозначает что, Всевышний Аллах нуждается в расположении, в обосновании в определенном месте. Как и другие существа, которые располагаются в одном месте, изменяются, нуждаются в обосновании в определённом месте…»[6]. Истина – известно Богу!

islam.kz

[1] Мутазилиты – религиозно-философское течение, которое ставит приоритет поучения уму-разуму наставлениям (аятам и хадисам). 
[2] Абул Юср ал-Баздауи: Усулуддин – 40 с. Каир.;  Әбу Муъин ан-Насафи: Табсиратул Адилла – 1/329 с. «ал-Мактабатул Азһария Лит Турас». 2011 г. Каир.
[3] Абу Муъин ан-Насафи: Бахрул Калам – 120с. «Дарул Фурфур» 2000 г. Дамаск-Сирия.
[4] Абу Муъин ан-Насафи: Табсиратул Адилла – 1/335 с. «ал-Мактабатул Азһария Лит Турас». 2011 г. Каир.
[5] Абул Юср ал-Баздәуи: Усулуддин – 40 с. Каир
[6] Имам Матуриди, Китабут Таухид-132 с. Бейрут.