Является ли выражение «Джума мубарак» нововведением?
Является ли выражение «Джума мубарак» нововведением?
10 лет назад 22952

Здравствуйте! Отправляю вам запрос по просьбе коллег. Последнее время мы встречаем людей, которые называют выражение «Джума мубарак» нововведением. Прошу вас, разъяснить этот вопрос. Что сказано в шариате насчет этого? Жамила Сатыбаева.

Здравствуйте! Уважаемая Жамила, для начала нужно отметить, то, что не противоречит нормам шариата и соприкасается с общими принципами ислама не является нововведением.

Ваш вопрос можно истолковать всесторонне:

Пятница - особый день из всех дней недели для мусульман. Потому Пророк в одном из хадисов отметил, что пятница является праздником: 

«Воистину, это – праздничный день для мусульман, предназначенный Богом. Пусть тот кто, пожелает придти на Пятничную молитву, совершит омовение (и ему следует также) уделять особое внимание использованию мисуака и пусть умаститься благовониями, если он (сможет) найти (их) [1]».

Приветствовать и говорить друг-другу хорошие пожелания в праздничные дни это обычай заложенный сподвижниками. В книге Фатхуль Бари ученый из табиинов (поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада) Жабир ибн Нуфайр сказал следующее: «Когда сподвижники встречались в день праздника они говорили друг-другу: «Пусть Аллах примет наши намерения!»[2].

Итак, если считать пятницу праздничным днем, то поздравлять с наступлением пятницы и говорить пожелания - благое дело, а не нововедение (бидъа). Поздравительные словосочетания могут варьироваться в зависимости от традиций местного населения. Поэтому, нет ничего дурного в применении выражения «Джума мубарак», которое повсеместно распространился среди мусульманского населения.

«Джума мубарак» и «Пусть пятница будет благотворным» - все это добрые пожелания братьям и сестрам по религии. В нашей религии уделяется  особое  внимание  добрым пожеланиям  одного  человека  другому. Об этом есть несколько хадисов и аятов. В частности, в суре Хашр говорится следующее: 

 «А те, которые пришли после них говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» [3].

Также в одном хадисе переданный Сахих Муслимом говорится следующее: «Обращение мусульманина к Аллаху с мольбой за своего брата в тайне, сбывается. У головы его - ангел, приставленный к нему. Каждый раз, когда он молится о добре для своего брата, ангел, приставленный к нему, произносит: "Амин! И тебе того же!"…» [4].

То, что пророк называет благородной молитвой, включает все молитвы и пожелания, а выделять из них какие-нибудь пожелания, называя нововведением, противоречит словам Пророка. Выражение «Пусть пятница наступит с благодатью!» «Пусть Аллах примет вашу пятничную молитву» - все это считается молитвой, мольба от Аллаха, за другого человека.

Также Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в нескольких хадисах призывал распространять среди людей «приветствие». Он (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов: «Распространяйте приветствие, угощайте друг-друга и будьте братьями для друг-друга, как повелел вам Всевышний Аллах»[5].

Если проникнуть в суть хадиса, то можно понять, что хадис призывает нас всегда приветствовать друг-друга словами «Мир вам и милость Аллаха». Приветствуя, вы желаете другу-другу здоровья. Как сказано в хадисе, это сближает и улучшает дружеские отношения.   Итак, почему бы тогда нам не употреблять выражение «Джума мубарак», которое порождает добрые и дружеские отношения между людьми?! 

В заключение хочу сказать, наша религия считает, благим деянием, добрые пожелания и молитва мусульманина за своего брата. Хотя выражение-пожелание «Джума мубарак» не применялся во времена Пророка, это один из Его (да благословит его Аллах и приветствует) путей призыва к дружбе и братству. Аллаху аъләм!

http://islam.kz/

[1]Ибн Мажа, Китабу иқаматис Сала – №1098 хадис.
[2]Фатхуль Бари, Китабуль ъидайн, толкование №908 хадис.
[3] сура Хашр – №10 аят.; сура Мухаммад – №19 аят.; сура Ибрахим – №41 аят.
[4]Сахих Муслим, Китабуз зикр – №(2733) 4914 хадис.
[5]Ибн Мажа, Китабуль Атгыма – №3252 хадис.