1.Ассаламу алейкум! Будет ли грехом, если дома поставить елку? Опубликуйте пожалуйста, подробный ответ. Да будет вами доволен Аллах. Батырбек
2.Здравствуйтте! Подскажите, можно ли наряжать и ставить дома елку, не с целью праздновать Новый год, а для того, чтобы украсить дом? Как относится Ислам к этому? Шынар
Валейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!
В целом, такое почитание к елке встречается в традициях многих древних народов. Например, в Древней Греции ель считалась священным деревом бога охоты Артемида, а народность «ханты» накануне нового года в честь елки приносили в жертву животное, удмурты же и вовсе поклонялись лесной красавице, зажигали свечи.
(Ханты — народность, преимущественно населяющая Ханты-Мансийский автономный округ в России. Удмурты –народность, проживающая в одноименном автономном округе РФ.).
Традиция наряжать елку берет начало в истории древнегерманского народа, свято веривших, что ель – это лесная королева. В новогодние праздники они шли в лес, выбирали елку, а после украшали ее кусочками разноцветной ткани, свечками. К тому же возле украшенной ели проводили религиозные обряды. Со временем елку начали приносить в дом, по обычаю наряжая ее уже дома.
С приходом христанства и распространением христианской религии среди немецкого народа, изменились и мотивы столь трепетного отношения к ели. Зеленое деревце стало атрибутом не только нового года, но и Рождества – религиозного христианского праздника. Постепенно ель утратив статус «лесной королевы» стала олицетворением древа жизни, находящееся в Эдеме- вечном раю описанное в Библии, на земле [1].
Кроме того, в 17 веке появилась традиция подвешивать елку стволом кверху. В таком перевернутом виде елка представляла собой лестницу, идущую с неба. А яблоки и сладости, подвешенные на елке, были символом сладкой жизни в раю.[2].
Почему почитали именно ель, а не другое дерево?
У древнегерманского народа существовала традиция праздновать ночь «йоль», выпадавшую на самую длинную ночь в году с 21 на 22 декабря. Местный народ в честь сезона Йонь делали торжество. В понимании древнегерманского народа, вечнозеленые растения олицетворяли собой «вечность», «жизнь»[3]. Неудивительно, что в качестве дерева почитания была выбрана ель.
На Руси начало традиции наряжать ель в 1819 году положил князь Николай Павлович, по просьбе супруги Шарлотты- уроженки Пруссии.
В 1915 году, царь Николай ІІ издал указ, запрещающий наряжать елки. Вскоре большевики, придя к власти проявили лоялность к традиции, осатвшейся с царских времен. Стоит отметить, что даже вождь пролетариата В.И.Ленин очень любил новогодние елки. Однако. После смерти Ленина, наряжать елку считалось преступным, и в 1926, 1929 годах коммунисты запретили наряжать елку, также как и праздник Рождества.
И только в 1935 году, с легкой руки второго секретаря Укаринского Центрального Комитета (ЦК) Павла Постышева, традиция украшать елку на новый год вернулась в обиход. Во время встречи со Сталиным в Москве, Постышев спросил у Сталина, почему бы не вернуть этот праздник детям. Грозный глава страны советов дал согласие. С тех пор миллионы мальчишек и девчонок наряжают ель, предвкушая скорый праздник, и ни одно мероприятие в канун нового года не проходит без этого символа - ели. [4].
Естественно, что эта традиция пришла и прижилась и в нашей стране, бывшей в составе большое империи – Казахской ССР.
По шариату:
В целом Ислам не поощряет, когда мусульмане повторяют религиозные ритуалы, стремление подражать чужим религиозным традициям. Наш Пророк (с.г.с) говорил:
«Кто уподобляется какому-то народу, тот становится одним из них»[5].
И хотя первоначальное значение действия (наряжать елку) и философия забыты, а многие из нас воспринимают и относятся к елке лишь как к одному из обязательных символов нового года, в корне деяния лежит стремление поражать чуждым идеалам. Поэтому мусульманам живущим в соответствии в канонами Ислама, ставить дома елку нецелесообразно.
При этом, не стоит воспринимать тех, кто все же решил украсить дом наряженной елкой, исключительно как грешников. Здесь необходимо помнить и придерживаться определения «ат-тадарудж», означающее, «постепенность». Со времен зарождения Ислама, некоторые запреты по религиозным соображениям проводились обоснованно и не спеша. К примеру, даже употребление алькоголя и рабовладение было искоренено постепенно.
Не стоит забывать об использовании принципа «постепенность», который является одним из основ "даавата", и что все деяния в Исламе оцениваются относительно намерения, с которым они были проведены. Вся Истина ведома лишь Аллаху!
Абдусамат Касым
Перевод с казахского Зарины Нокрабековой