Шесть вопросов о Рамадане (2 часть)
|
1. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?
Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз[1]. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз»[2]. Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).
2. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?
Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью[3], то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: «Человек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония»[4].
3. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?
Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца[5]. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца[6]. Это правило для тех, кто не желает прерывать пост, даже находясь в дороге и являясь путником. А в целом, наша религия снисходительна и разрешает путникам прерывать пост с условием его возмещения в другие дни.
4. Обязательно ли путнику прерывать пост?
Милостивый Аллах по своей милости разрешил своим рабам в некоторых случаях не держать пост. К примеру тем, кто находится в пути[7]. Путником считается тот, кто выехал из своего дома, родного города, села на расстояние больше 85-90 километров. В таких случаях постящийся может прервать свой пост, но это не обязательное условие. Поэтому если постящийся решит не прерывать пост несмотря на то, что находится в дороге, это похвально. То есть если путник уверен, что у него хватит сил и позволяет здоровье, то желательно не прерывать пост.
5. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?
Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают,что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают[15]. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.
6. Нарушает ли жевательная резинка пост?
От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.. То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).
Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.
[1] а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
[2] Муслим, Иман – 134.
[3] Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
[4] Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
[5] Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
[6] Бакара - №187 аят.
[7] Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
[8] Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene