Три вопроса о татуаже и пластических операциях
|
- Будет ли пластическая операция тяжким грехом? Есть ли в Коране аяты или хадисы Пророка (с.г.с), касающиеся этой темы? Какая кара может постигнуть тех, кто прибегал к подобным операциям?
- Подвергать себя пластическим операциям лишь для того, чтобы выглядеть моложе своих лет или для того, чтобы откорректировать внешние данные, значит пытаться «изменить то, что дано Всевышним», и, согласно Шариату, это грех. Сахаба Абдулла ибн Масгуд говорил: «Я слышал, как Пророк (с.г.с) проклинал женщин, выщипывающих брови и делающих щель между зубами ради красоты»[1].
В хадисе отмечено - «ради красоты». Следовательно, делать пластическую операцию, чтобы изменить свою внешность, в погоне за «красотой» или с намерением выглядеть моложе, скрыть свой возраст – деяние, навлекающее гнев Аллаха. Это результат наущений, васвас нечистого. Дабы не быть голословным напомню, что проклятый Аллахом шайтан обещал наущать человека, подталкивать к плохим делам, а также обещал «…приказывать ему изменять то, что сотворено Аллахом» [2] .
- Можно ли прибегать к пластическим операциям в случаях крайней нужды, чтобы избавиться от врожденных патологий? К примеру, для исправления видимых дефектов, как заячья губа, волчья пасть, лишних или сросшихся конечностей, преждевременного старения, увядания кожи (как у Нуржана Оркешбаева) или же для того, чтобы убрать посттравматические шрамы. Будет ли это грехом?
- Как вы отметили, в случаях крайней необходимости (жизненно важных) делать операции разрешено. Сам Посланник Аллаха (с.г.с) сахабе по имени Урфажа (р.а), потерявшему на войне нос, разрешил «имплантировать» нос, сначала из серебра, а потом из золота[3]. Опираясь на этот хадис, исламские ученые склонны считать, что проведение пластических операций в случаях крайней (особой) необходимости, как, например, для удаления шрамов, следов ожогов, лишних конечностей, разрешено.
-Что же говорит Шариат относительно татуажа? Ведь, по сути, татуаж один из разновидностей пластического вмешательства, так как призван изменять внешность. То есть это тоже грех?
- Что такое татуаж? Это искусственный долговечный макияж. Вводя под кожу специальные краски, мастер меняет вам форму губ, бровей, наносит макияж на веки, который продержится ближайшие несколько лет. Кроме того, используя разные методики и краски, мастер может кардинально изменить форму губ, бровей, цвет век.
То есть, прибегая к татуажу, дамы, недовольные своей внешностью, преображаются в одночасье. Наверняка есть и обратная сторона медали этой рукотворной красоты, и татуаж не так уж безвреден. Но мы с вами рассмотрим вопрос с точки зрения Шариата.
Во-первых, татуаж выполняется с помощью специального инструмента с иглой. В связи с этим татуаж можно сравнить и даже приравнять к татуировкам. А татуировки в Шариате – харам. Пророк Мухаммад (с.г.с), в одном из хадисов говорил: «Алла Тааля проклял тех, кто рисует на теле других (уашимат), и тех, кто разрешает (мустаушимат) рисовать на своем теле»[4].Слово «уашим», употребленное в хадисе означает процесс, рисования сурьмой на теле человека, предварительно проколотое иглой [5].
Во-вторых, татуаж на долгое время скрывает истинную внешность человека, дарованную ему Всевышним. То есть это действие, близкое к обману.
Выше мы приводили хадис, в котором говорится: «.. Пророк (с.г.с) проклинал женщин, выщипывающих брови и делающих щель между зубами ради красоты». Из толкования хадиса следует, что в давние времена женщины бальзаковского возраста, стремясь выглядеть моложе своих лет, подпиливали зубы, делая между ними щели. За свое стремление казаться моложе и за изменения в сотворенном Всевышним без особой причины, эти женщины заслужили проклятие Аллаха.
Следует отметить, что приравнивать татуаж к ежедневной декоративной косметике (используемую с целью нравиться своему мужу) нельзя. Макияж, накладываемый каждый день, недолговечен и легко смывается. К тому же в этом случае краска не проникает в глубокие слои кожи, как при татуаже. Поэтому нельзя их приравнивать, у каждого из них свое заключение.
Истина же ведома лишь Аллаху!
Абдусамат Касым
Интервью Айнур Ермаxанова
(для журнала «Жастар үні»)
Перевод Зарины Нокрабековой
[1] Сахих Бухари; Сахих Муслим
[2] сура ан-ниса – 119 аят.
[3]Тирмизи, Либас -31.; Diyanet Ilimhali, 2-том, 83 стр.;
[4] Сахих Муслим, «Китабул Либас» – 3666.
[5] Имам ан-Навави: Шарх Сахих Муслим. №2125 хадис