Угроза, которую китайский режим представляет мировому сообществу, вызывает все большую тревогу
|
Пекин становится все более агрессивным в своих территориальных притязаниях, используя кампании по дезинформации, взяточничество, шантаж, кражу интеллектуальной собственности и шпионаж, чтобы попытаться одержать верх.
Китай рассматривается рядом стран как стратегическая угроза уже в течение многих лет. Однако в последнее время последствия действий Пекина по всему миру значительно усилили обеспокоенность.
От отдаленных гималайских долин до небольших тропических островов — все более напористый китайский режим ввязывается в конфликты как никогда ранее.
Конфронтации считаются частью националистического устремления президента Си Цзиньпина вернуть некогда слабый Китай на его якобы законное господствующее место в мире и избавиться от пережитков сдержанной дипломатии.
«Такое ощущение, что пришло время Китаю занять свое место под солнцем», — сказал директор Института Китая при Школе восточных и африканских исследований в Лондоне Стив Цанг.
Это означает, что призыв Си «обнажить меч» был услышан, добавил он.
Территориальные притязания
«От Индии до Японии... до Австралии и Канады — китайцы бесцеремонно прокладывают себе дорогу, не считаясь ни с кем», — заявил последний британский губернатор Гонконга Крис Паттен во время онлайн-дискуссии, организованной британскими законодателями 8 июля.
«То, что произошло в Гонконге, — лишь часть более широкого ряда действий, предпринятых Коммунистической партией Китая, которая воспользовалась тем, что мы все сосредоточились на борьбе с коронавирусом», — сказал он, говоря о введении Китаем противоречивого закона о безопасности в Гонконге, который фактически положил конец заветным традициям автономии и демократии в городе.
В настоящее время Центрально-Азиатский регион переживает геополитический переход, когда российский и китайский режимы борются за влияние.
Пекин активизирует военное сотрудничество с государствами Центральной Азии, что сильно беспокоит Москву.
Китайские военные чиновники регулярно встречаются с министрами обороны Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана, а помощь, оказываемая Пекином региону, принимает различные формы. Туркменистан, например, получает из Китая системы ПВО, беспилотники и легкую бронетехнику. Казахстан и Узбекистан также получают от Китая боевые беспилотники и техническую поддержку для своих вооруженных сил.
Пекин уделяет особое внимание военному сотрудничеству с Таджикистаном, который граничит как с Китаем, так и с Афганистаном, и из всех стран имеет самую протяженную границу с Афганистаном.
В Южно-Китайском море Пекин — в ущерб территориальным претензиям других стран — строит искусственные острова и устанавливает мощное военное присутствие в беззастечивой погоне за ресурсами.
«Мы вместе с международным сообществом выступаем в защиту свободы морей и уважения суверенитета и отвергаем любые попытки навязать принцип “кто сильнее, тот и прав” в Южно-Китайском море или в регионе в целом», — заявил 13 июля госсекретарь США Майк Помпео.
Пекин построил ряд портов вдоль Индийского океана, создав сеть дозаправочных станций от Южно-Китайского моря до Суэцкого канала. Якобы коммерческие по своему характеру, порты позволят быстрорастущему китайскому военно-морскому флоту расширить свою зону действия.
Пекин пользуется финансовым господством над странами, чтобы добиться военного использования стратегических районов и портов, особенно в Гвадаре (Пакистан) и Джаске (Иран).
Пагубное иностранное влияние
Китайский режим проводит весьма изощренную кампанию по оказанию пагубного иностранного влияния, прибегая к таким методам, как взяточничество, дезинформационные кампании, шантаж и тайные сделки.
В то время, как Twitter, YouTube, Google и Facebook запрещены в Китае, который использует «Великий файрволл» для ограничения доступа к новостям и информации, китайские дипломаты и государственные СМИ лицемерно пользуются открытостью за рубежом, усиленно пользуясь такими платформами в последние годы для продвижения пекинских идеологических установок.
Дезинформация в отношении коронавируса, распространяемая российскими и китайскими журналистами, находит в социальных сетях более широкий отклик, чем контент, создаваемый ведущими информационными агентствами во всем мире, сообщает Оксфордский институт интернета в своем в отчете, опубликованном 29 июня.
Twitter сообщил 12 июня об удалении более 170 тыс аккаунтов, связанных с проводимыми правительством Китая кампаниями по дезинформации.
Европейский союз (ЕС) 10 июня опубликовал отчет, в котором китайский и российский режимы обвиняются в попытках подорвать европейскую демократию и выправить собственную репутацию во время пандемии COVID-19 с помощью «целенаправленных операций по распространению влияния и кампаний по дезинформации».
Поддерживаемые китайским правительством хакеры пытаются похитить исследования и интеллектуальную собственность, связанную с вакцинами и лечением COVID-19. Об этом в мае предупредили Федеральное бюро расследований США (ФБР) и Агентство по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры США (CISA).
Кража интеллектуальной собственности, шпионаж
Пекин осознает, что для достижения своей цели — стать сверхдержавой — ему необходимо сделать скачок в передовых технологиях.
Но вместо того чтобы участвовать в тяжелой борьбе за инновации, он часто крадет интеллектуальную собственность, а затем использует ее, чтобы подавлять своих конкурентов.
«По сути, обманывая дважды», — сказал директор ФБР Кристофер Рэй, добавив, что Пекин заинтересован в абсолютно всех исследованиях: от военной техники и ветровых турбин до риса и семян кукурузы.
«Китайское правительство проводит широкую, разнообразную кампанию по краже и распространению пагубного влияния, и оно может проводить ее с авторитарной эффективностью. Они расчетливы. Они настойчивы. Они терпеливы. И на них не распространяются справедливые ограничения открытого, демократического общества или верховенства закона», — сказал он, выступая в Институте Хадсона 7 июля.
«Китай во главе со своей Коммунистической партией будет и впредь пытаться присваивать наши идеи, влиять на наших политиков, манипулировать нашим общественным мнением и красть наши данные. Они будут использовать многофункциональный и многоотраслевой подход, и это потребует такого же ответного подхода с нашей стороны», — заявил Рэй.
«Через свои программы по набору талантов, такие как так называемая программа “Тысяча талантов”, правительство Китая пытается побудить ученых тайком приносить наши знания и инновации обратно в Китай, даже если это означает кражу конфиденциальной информации или нарушение правил экспортного контроля и конфликта интересов», — отметил он.
«Китайское правительство также свободно пользуется хакерством для кражи корпоративных и персональных данных, и для этого оно использует как военных, так и негосударственных хакеров».
Нарушения прав человека
Планы китайского режима «обнажить меч» также включают в себя вызывающие тревогу нарушения прав человека в стране.
В рамках широкомасштабной кампании по идеологической обработке китайские власти заключили более миллиона уйгуров и представителей других мусульманских меньшинств в лагеря перевоспитания в Синьцзяне. Имеются доказательства, которые указывают на систематическую стерилизацию женщин.
Во время конференц-звонка с журналистами 9 июля госсекретарь США Майк Помпео назвал эту ситуацию «позором века», осудив «ужасающие и систематические нарушения прав человека» в Синьцзяне, включая принудительный труд, массовые задержания и принудительный контроль над рождаемостью.
Находящиеся в изгнании уйгуры 7 июля призвали Международный уголовный суд (МУС) провести расследование в отношении китайского режима на предмет геноцида и преступлений против человечества, представив в Гаагский суд огромное количество доказательств в поддержку своего дела.
Тем временем Пекин подрывает свободу мысли тех, кто находится под его контролем.
К примеру, китайские власти в Гонконге приказали школам изъять из программы учебники для пересмотра в соответствии с новым законом о безопасности, который объявил определенные мнения, такие как призывы к независимости или автономии, преступлениями.
По сообщениям, библиотеки в Гонконге изымают из обращения книги, написанные горсткой активистов движения за демократию. Этот шаг США назвали «оруэллианским» — ссылка на роман Джорджа Оруэлла «1984», в котором основное внимание уделяется последствиям чрезмерного влияния правительства, тоталитаризма, массового контроля и репрессивной регламентации людей и их поведения в обществе.