Центральная Азия переключает внимание военных на противостояние российской и китайской агрессии
|
В прошлом году Китай запустил идею возвращения «своих» территорий в Центральной Азии, а российские политики в последние месяцы неоднократно делали ирредентистские заявления о территории Казахстана.
Страны Центральной Азии начинают менять задачи своих вооруженных сил, исходя из необходимости «держаться вместе» перед лицом агрессивной внешней политики России и Китая.
Недавним примером подобных изменений является то, что Казахстан намерен оказывать военно-техническую помощь Таджикистану и Кыргызстану.
В заявлении Минобороны Казахстана от 6 февраля говорится о безвозмездной передаче крупной партии боеприпасов.
Согласно размещенным в интернете документам правительства Казахстана, Таджикистану и Кыргызстану будут переданы 9 млн патронов для автоматов, 20 тысяч снарядов для малокалиберных автоматических пушек, 10 тысяч боеприпасов для минометов, 3 тысяч сигнальных патронов, 1 тысяч реактивных снарядов, а также 10 устройств для связи и радиоперехвата.
Казахстан обеспечит доставку военного имущества железнодорожным и автомобильным транспортом до территории Таджикистана (Душанбе) и Кыргызстана (населенный пункт Кой-Таш). Расходы по доставке берет на себя Казахстан.
Передача боеприпасов произойдет в течение 2021 года, сообщает министерство.
В подписанных соглашениях между правительствами Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана отмечается, что помощь оказывается с целью «укрепления существующих дружеских взаимоотношений и сотрудничества в военной области».
Передаваемое имущество является неиспользованными излишками, в связи с чем бюджетные средства получателей на его восстановление не потребуются, говорится в Соглашениях.
При этом отмечается, что Таджикистан и Кыргызстан не могут передавать полученное от Казахстана военное имущество какой-либо третьей стороне.
Держаться вместе
«Военная помощь Таджикистану оправдана с точки зрения тревожной обстановки на таджикско-афганской границе, а о помощи Кыргызстану ранее была достигнута договоренность на межправительственных встречах», — говорит политолог Ернар Бейсалиев из Нур-Султана.
Он подчеркнул, что страны Центральной Азии «исторически являются братскими» и «сейчас должны держаться вместе».
«Это не только вопрос добрососедских отношений, но и важнейший вопрос безопасности всего региона».
При этом эксперт отметил обострившиеся отношения с Россией и Китаем.
«Несмотря на успешную многовекторную политику Казахстана, мы сталкиваемся со множеством неправильных действий со стороны некоторых наших соседей, которых до последнего времени считали своими союзниками», — отметил Бейсалиев.
«Другие центральноазиатские страны тоже сталкиваются с навязчивым влиянием России и Китая», — подчеркнул эксперт.
В прошлом году Китай запустил идею возвращения «своих» территорий, чтобы оценить реакцию стран Центральной Азии на прямую угрозу суверенитету региона.
В начале этого года российская угроза стала более очевидной, когда неоднократно прозвучали ирредентистские заявления российских политиков о территории Казахстана.
Казахстан, получивший долгожданную независимость в 1991 году, активно реагирует на любые попытки поставить под сомнение свою независимость и принадлежность его территорий.
В ответ на заявления российских и китайских политиков МИД Казахстана в 2020-2021 годах представил ноты протеста Москве и Пекину.
Переход стран Центральной Азии с кириллицы на латиницу ознаменовал их отдаление от России, полагают эксперты.
Укрепление вооруженных сил и помощь союзникам
За последний год Казахстан предпринял значительные усилия в борьбе с экстремизмом и укрепил свои оборонные возможности, включая компьютерные технологии, для создания эффективной «цифровой армии».
В этом году в Казахстане прошли военные учения и планируется их дальнейшее проведение при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в условиях угрозы COVID-19. Все учения пройдут на открытом воздухе.
По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в 2021 году планируется запуск производства беспилотного летательного аппарата. Кроме того, правительство поставило перед предприятием «Казахстанская авиационная индустрия» задачу стать региональным сервисным авиационным центром.
В феврале казахстанский беспилотник «Шагала» («Чайка») прошел полевые испытания. По данным Минобороны, опытный образец разведывательного беспилотного летательного аппарата оснащен программно-аппаратным каналом связи и собственным криптографическим протоколом.
В октябре прошлого года в Нур-Султане состоялась встреча министра обороны Казахстана, генерал-лейтенанта Нурлана Ермекбаева, с командующим Центральным командованием Вооруженных Сил США генералом Кеннетом Маккензи. В ходе переговоров обсуждалось военное сотрудничество двух стран — в том числе, поднимались вопросы миротворческой деятельности и противодействия терроризму.