The Daily Mail (Великобритания): в британском соборе появится «Тайная вечеря» с черным Иисусом
The Daily Mail (Великобритания): в британском соборе появится «Тайная вечеря» с черным Иисусом
1 месяц назад 291 inosmi.ru Джек Элсом (Jack Elsom), Бонни Кристиан (Bonnie Kristian). CC0 / Public Domain, Lorna May Wadsworth

Картина «Тайная вечеря» с черным Иисусом заменит традиционную сцену Рождества Христова в соборе святого Альбана IX века в знак солидарности с движением BLM. Ранее архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь пересмотреть образ белого Христа. Читатели реагируют по-разному.

Картина «Тайная вечеря» с черным Иисусом заменит традиционную сцену Рождества Христова в соборе святого Альбана IX века в знак солидарности с движением Black Lives Matter («Жизни черных тоже важны»).

Настоятель согласился установить трехметровую картину на алтаре, признав, что церковь не в том положении, чтобы проповедовать о расовой справедливости.

Картина «Тайная вечеря» воссоздает знаменитую фреску 15-го века, только для образа Христа позировал натурщик с Ямайки.

«Мы благодарны Лорне Мэй за ее картину «Тайная вечеря», которая будет выставляться с субботы 4 июля. На ней Иисус — чернокожий, и это призыв взглянуть свежим взглядом на то, что вам кажется хорошо знакомым».

Не прошло и недели, как архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь пересмотреть образ белого Христа.

Джастин Уэлби (Justin Welby) считает, что христиане должны принять образы Иисуса как чернокожего, китайца или человека с ближневосточной внешностью.

В русле этой философии собор святого Альбана в Хартфордшире установит в алтаре картину, которая бросает вызов «западному мифу», что Иисус выглядел по-европейски.

Картина заменит триптих Рождества с изображением Девы Марии и Младенца в окружении пастухов и волхвов до октября.

Образ Христа Лорна Мэй Уодсворт (Lorna May Wadsworth) рисовала с модели ямайского происхождения Тафари Хайндза (Tafari Hinds) и утверждает, что он вышел не менее точным, чем традиционные изображения.

Картина известной художницы в прошлом году угодила в газетные заголовки, когда ее прострелили из пневматического оружия — предположительно, это сделали противники ее трактовки образа Христа.

Однако этот беспардонный акт вандализма настоятеля собора не смутил: картину решили поместить на почетное место в знак солидарности с Black Lives Matter.

Настоятель собора преподобный доктор Джеффри Джон (Jeffrey John) сказал: «Церковь не в том положении, чтобы проповедовать о справедливости, расовой или иной». 

«Черные жизни важны, вот почему мы превратили алтарь в место для размышлений и молитв, а его центром, его сердцем станет картина Лорны».

Уодсворт сказала: «Когда я писала «Тайную Вечерю», то задумалась, каким мы привыкли видеть Иисуса.

«Эксперты сходятся в том, что у него была ближневосточная внешность, но европейские художники веками изображали его на свой манер».

«Я выбрала на роль Иисуса модель с Ямайки Тафари Хайндза, чтобы опровергнуть укоренившийся западный стереотип, будто у него были светлые волосы и голубые глаза».

«Моя версия ничуть не менее точна, чем леонардовская, где у него черты флорентийца».

«И еще я знаю по предыдущим портретам Тафари, что в его выражении есть что-то, что трогает людей и берет их за душу. И я бы хотела, чтобы мой Иисус воплощал в себе именно эти качества».

Как и большинство культовых сооружений Британии, собор святого Альбана или Сент-Олбанс, один из старейших соборов страны, на время карантина был закрыт.

15 июня он открылся для частных молитв, и 4 июля он снова встретит верующих и туристов, когда Борис Джонсон, как ожидается, объявит очередную волну послаблений. В этот день посетители увидят «Тайную вечерю» уже на алтаре.

На прошлой неделе архиепископ Кентерберийский заявил, что Англиканская церковь должна пересмотреть свое представление об белом Иисусе.

В ответ на вопрос в эфире «Би-би-си», стоит ли западной церкви пересмотреть свой образ Иисуса, он, не задумываясь, ответил: «Да, конечно — что Бог был белым… Если вы пройдетесь по церквям всего мира, белого Иисуса вы не найдете».

«Вы увидите черного Иисуса, китайского Иисуса, ближневосточного Иисуса — который, конечно, самый точный — даже фиджийского Иисуса».

Уэлби подчеркнул, что он отнюдь не призывает «выбросить» прошлое, предлагает более сбалансированную картину, чтобы подчеркнуть «всесветность» Христа.

Он добавил: «Иисуса изображают по-разному из-за разницы культур, языков и представлений».

«И я не думаю, что лучший способ — выбросить все прошлое. Но если сказать: «Это не настоящий Иисус, это не тот, кому мы поклоняемся», это будет напоминание о всемирности Бога вочеловечившегося.

Кроме того, Архиепископ пообещал, что Кентерберийский собор рассмотрит свои статуи на предмет допустимости.

В 2015 году судебный антрополог на пенсии Ричард Нив (Richard Neave) воссоздал лицо «Иисуса», изучая черепа древних семитов современными методами судебной экспертизы.

На его портрете у Сына Божьего широкое загорелое лицо, темные глаза, густая борода и короткие вьющиеся волосы. 

Вероятно, это типичная внешность евреев, живших в районе Галилеи на севере Израиля.

Доктор Нив подчеркнул, что это — портрет современника и земляка Иисуса, но некоторые эксперты сочли, что он гораздо точнее, чем картины великих мастеров.

В отсутствие скелета или останков, по которым можно точно опознать Иисуса, или подробных описаний внешности в Новом Завете, многие классические изображения основывались либо на внешности современников, либо на слухах.

Нив воспользовался культурными и археологическими данными, а также методами криминологической экспертизы и антропологических исследований.

На основе событий в Гефсиманском саду, описанных в Новом Завете в Евангелии от Матфея, его команда заключила, что у Иисуса была типичная внешность семитов-галилеян его эпохи.

Нив писал, что Иисус был похож на своих учеников.

Доктор Нив и его команда сделали рентгеновские снимки трех семитских черепов той эпохи, ранее найденных израильскими археологами.

«Тайная вечеря»: расстрелянный римейк шедевра Да Винчи

Лорна Мэй Уодсворт начала писать «Тайную вечерю» в ноябре 2008 года и закончила ее за пять месяцев.

Для образа Иисуса позировал манекенщик Тафари Хайндз, а апостолами стали «симпатичные» молодые актеры — чтобы вдохнуть в классический образ новую жизнь.

Некоторое время картина висела в церкви Святого Мартина «что в полях» на Трафальгарской площади, а затем отправилась в церковь Святого Георгия в Глостершире.

В 2019 году она переехала в Шеффилд, но там Уодсворт заметила, что картина повреждена.

Позже подтвердилось, что отверстие в правом плече Иисуса проделано из пневматического оружия.

Уодсворт тогда сказала: «Должно быть, это какое-то богохульство. Я была в шоке все выходные, едва сдерживала слезы».

Уодсворт — известная художница, рисовавшая политических лидеров. Ее портрет Маргарет Тэтчер висит в штаб-квартире Консервативной партии.

Комментарии читателей

ericjackson

Совсем не удивлюсь, если в ближайшие дни выяснится, что Бетховен, Шекспир, Пикассо, Эйнштейн и Мать Тереза тоже были черные. 

sarah g

И принцесса Диана тоже!

BrynD

Иисус был цветным. Белые считают, что он был белый из привилегии. Опять это их высокомерие.

Chester 123

А я вот думаю, что Иисус не был ни черным, ни белым, он был еврей, ну или, возможно, араб.

Your average bloke

Какая нелепица — эта страна и ее некогда уважаемые институты превратились в посмешище.

green shirt

Иисусу, небось, надоело, что его вечно рисуют белым европейцем.

Britespark

А что, справедливо. Если вы христианин, настоящий христианин, то вы точно за.

Iamalive

Честно говоря, это гораздо больше похоже на правду, чем тот типичный Иисус, которого мы везде видим.

M A V,

По мне это совершенно лишнее, и это при том, что я и близко не религиозен.

Kernow Bys Vyken

Но Иисус не был черным, он был с Ближнего Востока, это просто дурость!

The Truth

Мир смеется над нами из-за Брексита и ковида, а не из-за нашего гражданского сознания.

Jerry

Что, черт возьми, у нас в стране происходит, а?

Inevitablybanned

Происходит вот что: готовится предлог для уничтожения христианства и всех его последователей, чтобы можно было создать корпоративное мировое правительство. Вот конечная цель всего последнего века. Бойтесь тех, кто называет это «просветлением». Эта чертовщина — послание для своих.

me

Глобалисты пытаются уничтожить западную демократию, христианские принципы, а заодно всю культуру и традиции Великобритании.

Not1tomoanд

Иисус был величайшим американцем за всю историю!

T.S Eriesmustlose

Лучше им организовать охрану, потому что иконоборчеством занимаются не только ошпаренные леваки.

Olderbutnonethewiser

Христос такой же ямаец, как Черчилль китаец. Каждая страна изображает его по-своему, нечего тут менять.

y_ithowitis

Хватит все время вставать на колени. Христианство в этой стране уже и так на последнем издыхании и по переписи 2021 года потеряет еще больше. А такие политические выкрутасы точно не помогут.

Scrunchedupthing

В Испании Иисус с оливковой кожей, как и по всему Средиземноморью, в России — белый, в Эфиопии — черный, все изображают Иисуса по себе, это совершенно естественно. Кончайте уже с истерическим самоненавистничеством.

Joe Francis

Этак он на следующей неделе он и вовсе превратится в женщину.

Monzy123

По комментариям отлично видно, что за расистская у нас страна!

The Week (США): спор о белом Христе сложнее, чем думаете

Требование снести статуи и изображения «белого» Христа твитнул в понедельник активист Шон Кинг, бывший пастор. Автора статьи интересует религия, ведь она христианка. Она рассуждает об историческом образе Иисуса и связанных с ним злоупотреблениях и считает, что Кинг сказал совсем не то, что нужно.

После того, как памятники южанам-конфедератам будут снесены, «статуи белого европейца, якобы Иисуса, тоже надо убрать», — твитнул в понедельник в активист Шон Кинг (Shaun King).

«Это разновидность белого шовинизма, — заявил он, — Снести их! И заодно все фрески и витражи с изображением белого Иисуса, его матери-европейки и их белых друзей». Если мои подсчеты на коленке количества христианских собраний в Америке верны, то Кинг со своим иконоборчеством призывает разрушить подавляющее большинство американских храмов.

Эта затея чертовски глупая. Нетрудно предвидеть ее политические последствия. Адвокат самого влиятельного человека на Земле воспользовалась возможностью и причислила себя к лику мучеников. Сенатор Том Коттон (Tom Cotton), республиканец от Арканзаса, снова выступил с призывом ввести против мародеров войска. Крупные правые издания с вводящими в заблуждение заголовками трезвонят, будто Кинг собирается уничтожить все до единого образы Иисуса. Их не заботит, что на Кинга обрушилась серьезная критика слева и в черном «Твиттере». И также то, что он в другом месте подробно обосновал свой призыв к исторической точности в изображениях Иисуса, — отнюдь не призывая к бессмысленному уничтожению. Президент Трамп уже ретвитнул прогноз, что Кинг только что обеспечил ему второй срок. Я подозреваю, это несколько преувеличивает влияние Кинга, но удачно характеризует ту панику, в которую ударились консерваторы и белые христиане, услышав от Такера Карлсона (Tucker Carlson — ведущий популярного вечернего шоу на «Фокс ньюз», — прим. редакции ИноСМИ), что «толпа» собирается разрушить все церкви, наши любимые места, где мы сочетаемся браком, оплакиваем покойников и учим детей дорогим нам истинам и привычкам.

Но не будем о политике. Меня больше интересует религия, ведь я христианка, а Кинг, бывший пастор, тоже считает себя таковым. Критика исторического образа «белого Иисуса» и связанных с ним злоупотреблений напрашивается, но отнюдь не та, что предложил Кинг в своих вирусных твитах.

В христианской традиции изображать Христа есть два принципиальных момента (особенно это касается его образа с европейскими чертами и светлой кожей), — но Кинг не остановился ни на одном из них. Во-первых, эти изображения могут быть исторически точны или культурно узнаваемы.

Когда его первые посты разожгли полемику, Кинг запостил хорошо известную реконструкцию лица Иисуса. Ее создал журнал «Популярная механика» (Popular Mechanics) на основе антропологического исследования еврейского народа, населявшего Палестину в I веке. Получился, конечно, отнюдь не европеец, — белым Иисус не был. «Вероятно, у Иисуса из Назарета лицо был темнее, чем представляет себе Запад, — мало чем отличается от оливковой кожи сегодняшних ближневосточных народов», — написала богослов Кристена Кливленд (Christena Cleveland) в журнале «Христианство сегодня» (Christianity Today) в 2016 году. Точные изображения Иисуса сделают нашу веру более осознанной, утверждала Кливленд, напоминая, что Иисус был бедняком, парией, беженцем и жертвой жестокой империи и государственных репрессий. 

Однако наряду с этим Кливленд отметила: «Христос Господь наш вне цвета кожи и расовых различий». Христианство никогда не было привязано к некой отдельно взятой культуре, нации или народу. Хотя среди христиан уже давно нет единого мнения, как вера должна взаимодействовать с культурой (и один Господь ведает, сколь часто мы на этот счет заблуждались, даже, пожалуй, слишком часто) сильная сторона христианства — возможность вписаться в любой контекст. И эта особенность сполна отразилась в нашем искусстве.

«Каждая христианская культура изображает Иисуса, деву Марию и апостолов похожими на себя», — написала обозреватель «Нью-Йорк таймс» Элизабет Брюниг (Elizabeth Bruenig), католичка и бывший публицист журнала «Уик» (The Week) в ответ на твиты Кинга. Она права: в баптистской церкви на 16-й улице в Бирмингеме, штат Алабама, на месте взрыва, устроенного белыми расистами в 1963 году, где погибли четыре молодые девушки, витражи с распятым Христом из темно-коричневого стекла. (На 16-й улице также есть и витражи с белым Иисусом. Кинг их тоже потребует снести?) В ирландской Келлской книге Иисус — рыжий. Итальянские художники эпохи Возрождения рисовали Христа с местных моделей. В эфиопской иконографии Иисус — эфиоп. На Гаити — гаитянин. В Китае — китаец. Это тоже хорошо, ведь это укрепляет нашу веру, напоминая нам, что Христос — брат наш, и Бог спасает всех заблудших овец — таких как мы сами и ничуть на нас не похожих.

Белые христиане, например, искусные каллиграфы — авторы Келлской книги, тоже воспользовались этой привилегией концептуализации. И здесь мы подходим ко второму моменту — разнице между изображениями белого Иисуса для религиозных целей и изображениями Иисуса побеленного, чтобы скрыть расовое угнетение через ложь божественного одобрения.

«В колониальный период Западная Европа экспортировала свой образ белого Христа по всему миру, и через него понималось само служение Иисусу, — объяснила Кливленд. — Некоторые христиане XIX века в попытке оправдать жестокость рабства изо всех сил старались показать Иисуса белым. Отрицая его истинную природу темнокожего угнетенного меньшинства, рабовладельцы оправдывали иерархию "господин — раб" и забывали о служении Иисуса освободить угнетенных». В XIX и ХХ веках Иисусом прикрывались ксенофобы и антисемиты, когда сторонники «научного расизма» нелепо выставляли его не просто белым, а даже «нордическим».

Если судить по более взвешенным заявлениям вне «Твиттера», именно Иисуса побеленного Кинг и осуждал. Это справедливое замечание. Равно как и призыв к белым христианам быть осторожнее с современными изображениями Иисуса, исходя из того, что историческая точность нашему религиозному контексту нужна, быть может, сильнее культурной узнаваемости.

Но Кинг сказал не это. Он имел в виду все до единого образы Иисуса с европейскими чертами, назвал их «инструментами белого шовинизма» и призвал к их уничтожению. Он явственно представлял себе разбитые окна часовен и оскверненные соборы. Он спутал образы, оправдывающие нехристоподобное зло, с образами Христоса, похожего на нас, чтобы мы сами стали похожи на Христа.

0 комментариев
Архив