Тернистый путь ислама в Папуа – Новой Гвинее
|
Ислам в Папуа-Новой Гвинее – это что-то новое и непривычное для многих. Арабский язык чужд слуху местного населения. В стране, которая является христианской, исламские общины еще малы, но все же существуют, пишет Скотт Уэйд.
Внутри маленькой мечети в Западном нагорье мужчины и мальчики выстраиваются в ряд, когда начинается молитва. Женщины находятся в другой комнате.
“Когда я строил эту мечеть, я был один. Я еще не прошел никакого формального обучения, когда принял ислам”, – говорит местный имам Ахмад Дидат. – «Потом ко мне стали присоединяться местные мальчишки. Так создавалась наша община».
Ахмад Дидат известен среди населения как Никсон. Около 10 лет назад, после трех лет путешествий и интенсивного обучения, он принял ислам. По его словам, сходство исламской культуры с меланезийскими обычаями было одним из факторов повлиявшим на то, что он обратил внимание на ислам.
Вскоре после того, как Ахмад Дидат стал мусульманином, новую веру приняла вся его семья, включая мать и отца. Семья стала следовать канонам ислама, все сменили имена на арабские, стали носить ближневосточную одежду, и Дидат начал обучать небольшую группу детей арабскому языку.
Мусульмане Хагена – это группа, которая изо всех сил пытается найти свое место как в Папуа-Новой Гвинее, так и в мировом исламском сообществе среди миллионов мусульман по всему миру.
Ислам является спорной темой в Папуа – Новой Гвинее. Поскольку многие люди исповедуют христианство, к иным религиозным течениям и к исламу в частности относятся с большим подозрением. На протяжении более 40 лет многие местные жители судят об исламе главным образом на основе того, что международные средства массовой информации связывают эту религию с глобальным терроризмом. Это привело к длительной дискриминации в отношении небольшой группы мусульман.
«Я был одним из тех, кто постоянно обращался с вопросами к мусульманам, – говорит Дидат. – Потом я сам стал мусульманином».
Ислам является относительно новым явлением в Папуа – Новой Гвинее. В 1982 году правительство страны под руководством сэра Джулиуса Чана дало разрешение на строительство мечети в Порт-Морсби. Это было началом 30-летнего путешествия, которое привело к обращению в ислам более 6000 гвинейцев.
“Именно интерпретация священных книг сбивает людей с толку. Дело не в людях. Если мы научим их, если мы соберемся вместе и поговорим об этом, то они поймут. Библия и Коран – это одно и то же. Но то, как люди это интерпретируют, мы считаем неправильным» – говорит Халид Апаи, бывший боксер из Бугенвиля, перешедший в ислам в конце 1980-х годов. С тех пор он стал видным членом исламского сообщества Папуа-Новой Гвинеи.
Имам Ибрагим Азиз из Исламского центра Хохола в Порт-Морсби говорит, что эти три десятилетия были интересными для исламского сообщества его страны.
“Я благодарен Всемогущему Аллаху. Я приехал сюда в 1989 году. В то время здесь было всего двенадцать мусульман. Теперь мусульмане есть по всей стране”, – говорит имам Ибрагим.
Халид Апаи регулярно общается с людьми. Будучи в исламе 30 лет, он не чувствует необходимости навязывать свои религиозные убеждения другим жителям Папуа-Новой Гвинеи.
«Те, кто не понимает, я говорю, пойдемте и поговорим вместе… Приходите, мы поговорим, и вы поймете ислам», – так он призывает людей.
Ислам в Того (фото)
Хотя мусульмане в Того составляют 12-20% населения, они занимают видное место среди представителей политической элиты. Одно время мусульманин был даже президентом страны.
Ислам появился на территории Того примерно в то же время, что и на большей части Западной Африки. Берберские и туарегские купцы, путешествуя по транссахарским торговым путям, знакомили местные племена с исламом. Вдоль этих путей строились мечети и медресе, которые становились центрами обучения религии. Кроме того, такие народы, как хауса и фулани, кочуя по всей Западной Африке, распространяли ислам на территориях современной Гвинеи, Сьерра-Леоне и Либерии.
Точные данные о количестве мусульман в Того отсутствуют. Как предполагается, они составляют от 12 до 20% населения. Мусульмане есть почти в каждом из многочисленных местных племен. Например, самой крупной общиной в Того являются котоколи, которые проживают в регионе Сокоде. Это племя, которое издавна прославилось своими торговцами, перешло в ислам в 1800 г. Сегодня почти все котоколи, количество которых оценивается в более чем 200 000 человек, являются мусульманами. В стране действует ряд мусульманских организаций. Самой крупной из них является Федерация мусульман Того, которая занимается призывом, строительством школ и медресе, организацией хаджа. Федерация при содействии Саудовской Аравии и Кувейта открыла в столице страны Ломе три школы, в которых преподаются французский и арабский языки, Исламский центр и Мусульманскую академию в Сонко. Также под ее патронажем работает еще несколько небольших учебных заведений в различных частях страны. Активную помощь местным мусульманам оказывают Ливия, ОАЭ, Исламский банк развития. В этой западноафриканской стране много мечетей, только в Ломе их 40. Они до отказа заполняются верующими, особенно по пятницам, поэтому некоторым из прихожан приходится молиться на тротуарах. В стране работает Исламская радиостанция, которая транслирует свои программы круглосуточно. Существует также исламское телевидение, вместе с этим на государственных каналах определенное время выделяется для исламских программ.
Хотя мусульмане в стране являются меньшинством, они играли и играют активную роль в политической жизни. Многие мусульмане работают в правительстве в качестве государственных служащих. При президенте Николасе Греницком (1963-1967 гг.) министром внутренних дел стал мусульманин Фуссени Мам. При Гнассингбе Эйадема, который был президентом Того с 1967 по 2005 г., Фуссени Мам занимал другие посты в правительстве. Другой крупной политической фигурой из числа мусульман является Фамбаре Уаттара Натчаба, который был председателем Национального собрания в 2000-2005 гг., членом Панафриканского парламента, а также министром иностранных дел и сотрудничества.
Аббас Бонфо в 2005 г. стал первым президентом-мусульманином Того. После отставки он занял пост председателя Национального собрания.
Страна входит в Организацию исламского сотрудничества (ОИС).
Того является самой маленькой западноафриканской страной, ее площадь не более 65 600 кв. км, а население свыше пяти миллионов человек. Страна была французской колонией вплоть до обретения независимости в 1960 году. С 1991 года страна пережила много политических потрясений, которые переросли в интенсивный вооруженный конфликт, хотя в последние годы наблюдается стабильность. Экономика страны в значительной степени зависит как от торговли, так и от натурального сельского хозяйства, которое обеспечивает занятость более чем 60 % населения.