Талибы дали обещание Китаю (ВИДЕО)
|
После недавнего визита в Москву представители политбюро «Талибана» (движение запрещено в Казахстане) провели плодотворные переговоры в Китае. Представительную афганскую делегацию во главе с руководителем политбюро Абдуллой Гани Барадаром принял глава китайского МИД Ван И. В ходе беседы обсуждалась текущая ситуация в Афганистане и пути урегулирования.
Китайский министр подчеркнул, что Пекин исходит из недопустимости внешнего вмешательства во внутренние дела Афганистана, считая, что будущее государства находится исключительно в руках афганских граждан. Кроме того, Ван И признал талибов основной не только военной, но и политической силой в этой исламской стране.
Комментируя продолжающийся уход американских войск с афганской земли, Глава внешнеполитического ведомства Поднебесной отметил, что речь идет о провале Соединенных Штатов. При этом он добавил, что такой поворот событий дал народу Афганистана возможность для самостоятельного развития, говорится в сообщении МИД КНР. Барадар со своей стороны отметил, что талибы будут пресекать любые попытки использования территории страны для атак на КНР.
Китай назвал талибов ключевой политической силой Афганистана
Китай считает радикальное движение «Талибан» (запрещено в Казахстане) ключевой военной и политической силой в Афганистане. Об этом заявил министр иностранных дел КНР Ван И на встрече с руководителем политического отделения «Талибан» Абдуллой Гани Барадаром. Подробности их диалога изложены на сайте китайского МИД.
«Афганистан принадлежит афганскому народу, и будущее и судьба страны должны быть именно в руках этого народа», — заявил министр. Хотя вывод войск США из страны, по его словам, оказался «провалом американской политики», это дало афганскому народу шанс на самостоятельное развитие.
Ван И также выразил надежду, что «Талибан» сделает все, чтобы установить мир в Афганистане. Он отметил, что все афганские политические силы должны объединиться, чтобы начать по-настоящему руководить страной в интересах своего народа. Также глава МИД КНР призвал «Талибан» избегать сотрудничества с «Исламским движением Восточного Туркестана» (террористическая организация китайских уйгуров — прим. «Ленты.ру») и другими экстремистскими группировками.
В ответ Барадар заверил, что «Талибан» не позволит никаким группировкам использовать афганскую территорию для нападения на Китай.
Ранее директор Центра по изучению Центральной Азии и Китая в Таджикистане, эксперт клуба «Валдай» Худоберди Холикназаров сообщил в комментарии «Ленте.ру», что Китай может начать сотрудничать с талибами, чтобы не допустить начала гражданской войны. Кроме того, в начале июля источник газеты Financial Times говорил, что Китай готов сотрудничать с талибами ради защиты своих экономических проектов. В обмен Пекин просит, чтобы «Талибан» прекратил помогать уйгурским радикальным движениям — в том числе «Исламскому движению Восточного Туркестана».
Названы цели Китая в переговорах с «Талибаном»
Китай участвует в афганском урегулировании и ведет переговоры с радикальным движением «Талибан» (запрещено в России) с целью обеспечения безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и эксперт клуба «Валдай» Василий Кашин.
Кашин напомнил, что именно на территории Афганистана действуют формирования «Исламского движения Восточного Туркестана» (террористическая организация китайских уйгуров — прим. «Ленты.ру»), которое ведет борьбу с китайскими властями в Синьцзяне и требует отделения от Китая территорий, населенных уйгурами. «Для китайцев очень важно обеспечить какой-то уровень сотрудничества любых афганских властей с китайскими спецслужбами по этому вопросу. Они прекрасно понимают, что там ни у кого нет прочного контроля над территорией Афганистана, но им нужно, чтобы их соответствующие органы могли хотя бы проводить там свои операции», — отметил эксперт.
Кашин назвал и другую цель Китая: Пекин может быть заинтересован в экономических проектах в Афганистане, связанных с инфраструктурой и добычей природных ресурсов. С ним согласен профессор исследований мира и конфликтов Упсальского университета Ашок Суэйн. Эксперт рассказал «Ленте.ру», что Афганистан может стать площадкой для огромных экономических инвестиций, и Китай стремится воспользоваться этим. «Китай также может расширить свой экономический коридор с Пакистаном до Афганистана и даже до Ирана», — сказал Суэйн.
При этом, по его словам, Китай преследует в Афганистане и геополитические цели. Так обеспечение стабильности в Афганистане будет рассматриваться как очередной успех на пути превращения Китая в глобальную сверхдержаву. «Взятие Афганистана под свое крыло поможет Китаю расширить свое влияние в Передней и Центральной Азии», — добавил эксперт.
Ранее министр иностранных дел КНР Ван И провел встречу с руководителем политического отделения «Талибан» Абдуллой Гани Барадаром. Дипломат отметил, что Китай считает Талибан» ключевой военной и политической силой в Афганистане. Глава МИД КНР также призвал «Талибан» избегать сотрудничества с «Исламским движением Восточного Туркестана» и другими экстремистскими группировками. В ответ Барадар заверил, что «Талибан» не позволит никаким группировкам использовать афганскую территорию для нападения на Китай.
Эксперт оценил вероятность военного вмешательства Китая в афганский конфликт
Китай будет воздерживаться от прямого военного участия в афганском конфликте, поскольку хорошо понимает историю Афганистана и идеологию радикального движения «Талибан» (запрещено в России). Об этом в комментарии «Ленте.ру» заявил профессор исследований мира и конфликтов Упсальского университета Ашок Суэйн.
Суэйн отметил, что Китай может стать основным поставщиком оружия для «Талибана» и оказывать ему военную поддержку. При этом Пекин, скорее всего, не станет делать ставку лишь на талибов и изберет более осторожную политику на афганском направлении. «Как мне кажется, Китай будет использовать Афганистан в качестве катализатора для расширения своей роли и влияния в Центральной Азии», — отметил он.
Эксперт также оценил вероятность втягивания Китая в «афганскую трясину», подобно США и СССР: по его словам, такой риск велик, но Китай, как никто другой, умеет учиться на ошибках других. Тем не менее Пекину может быть сложно добиться от талибов выполнения обещаний, в том числе об отказе в поддержке исламистским группировкам на территории Китая. Суэйн напомнил, что Пакистан уже «потерпел фиаско на этом фронте»: несмотря на все заверения талибов, они продолжали поддерживать террористические группы в Пакистане. «Несмотря на все заверения, данные талибами Китаю, время покажет, повторится история или нет», — отметил он.