Шведская стратегия помогает избежать второй волны COVID-19. Коллективный иммунитет к COVID-19 возможно достигнут
4 года назад 1545 popmech.ru inosmi.ru Иван Барк, Пэм Бэллак (Pam Belluck)0
В Швеции, в отличие от многих европейских стран, сейчас не наблюдается нового всплеска числа заразившихся COVID-19. Отсутствие второй волны пандемии может стать новым доказательством успешности шведской "бескарантинной стратегии". Однако окончательный итог можно будет подвести только после прекращения пандемии. Об этом говорится в сюжете телеканала Euronews.
На улицах шведских городов трудно заметить внешние признаки пандемии, привычные для других городов мира. Так называемая шведская модель борьбы с коронавирусной инфекцией подразумевает отказ от карантинных ограничений в расчете на выработку у населения коллективного иммунитета естественным путем.
Люди не носят масок, магазины, рестораны и учебные заведения здесь никогда не закрывались. Эта стратегия снискала как жестких критиков, так и горячих сторонников. В самой Швеции она пользуется широкой популярностью.
При этом новые санитарные правила были введены и в Швеции: здесь запрещено собираться вместе больше 50 человек, необходимо держаться друг от друга на безопасной дистанции и желательно работать из дома.
На первый взгляд, результаты шведского эксперимента неутешительны: число умерших от COVID-19 здесь значительно выше, чем в соседних Дании, Норвегии и Финляндии. Но при всем при том количество летальных случаев на душу населения здесь все равно заметно ниже, чем в некоторых европейских странах, в которых вводились самые жесткие карантинные ограничения.
Один из идеологов шведской стратегии, главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, считает, что от коронавируса полностью избавиться не удастся. "Поэтому наша задача - удержать его под контролем. Пока нам это удается: сейчас в наших клиниках нет новых стационарных больных с ковидом, наша больничная система не перегружена. Уровень распространения инфекции вполне приемлем. И будем надеяться, что с появлением вакцины он станет еще лучше", - сказал он.
Впрочем, с точки зрения тех шведов, которым пришлось перенести болезнь, реакция властей на разрастание инфекции не выглядит убедительно.
"Я считаю, что нам нужно было быстрее признать опасность, которую несла эта инфекция", - говорит переболевшая коронавирусом Эмма Мартенссон. Она призналась, что даже шесть месяцев спустя после того, как ей был поставлен диагноз COVID-19, она все еще жалуется на постоянную тахикардию и проблемы с дыханием.
Коллективный иммунитет к COVID-19 возможно достигнут
Бразильский Манаускак,как считают исследователи,возможно стал первым в мире городом,где был достигнут так называемый коллективный иммунитет к COVID-19. В этом городе во время пандемии были зафиксированы одни из самых высоких показателей смертности среди населения от инфекции — 100,7 на 100000 человек. Бразильский город уступал в этой трагической статистике только США.
Манаус находится в центре бразильской Амазонии. Уже в июне 44% населения Манауса имели положительный результат на SARS-CoV-2. Теперь, как сообщает France-24, большой коллектив из 34 ученых сразу из нескольких бразильских институтов, а также из других стран при помощи анализа данных о количестве зараженных и математического моделирования установили, что у 66% населения города есть антитела к инфекции.
«Все признаки указывают на то, что именно сам факт такого воздействия вируса привел к сокращению числа новых случаев заболевания и смертей в Манаусе» — рассказывает координатор исследования Эстер Сабино из Университета Сан-Паулу.
Еще совсем недавно больницы города были переполнены, а умерших не успевали похоронить. Но в последние несколько недель число зараженных и умерших в Манаусе начало снижаться. Сейчас уровень смертности составляет 3,7 на 100000 населения в двух миллионном городе. Но ученым вместе с тем пока еще доподлинно не известно, насколько долго смогут защитить выработанные антитела от нового коронавируса.
Коронавирус может вызвать смертельную болезнь
Турецкие ученые из Университета Безмалема Вакифа выдвинули гипотезу, что коронавирус может вызывать смертельную болезнь - опухоль мозга - или ускорить развитие уже имеющейся, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Известия".
Эта гипотеза возникла в связи с возможностью коронавируса взаимодействовать с клетками мозга. На поверхности SARS-Cov-2 есть спайковый, или отростчатый, белок (S), похожий на шип. Именно эти шипы образуют так называемую корону, которую видят исследователи при рассмотрении патогена под электронным микроскопом. S-белок позволяет коронавирусу присоединиться к рецептору клетки-хозяина в момент проникновения в клетку.
На ее поверхности существует фермент, который называется АПФ2. Он есть в большинстве тканей организма человека, в том числе в нейронах головного мозга, а также во вспомогательных клетках особой ткани, составляющих около 40 процентов объема центральной нервной системы.
"Поэтому мы предполагаем, что COVID-19 может индуцировать онкогенез глиомы через белок S. Это может увеличить риск развития глиомы у людей, инфицированных COVID-19, и может усилить рост опухоли у пациентов, инфицированных COVID-19", - заявили ученые.
Однако эксперты считают, что пока рано говорить о доказанном влиянии вируса SARS-Cov-2 на развитие опухоли мозга.
The New York Times (США): выпадение волос может быть ещё одним последствием пандемии
Многие перенесшие covid-19 страдают от потери волос. Происходит это не по вине самого вируса, а из-за психологического стресса, связанного с болезнью. Многие люди теряют волосы из-за эмоционального стресса на фоне потери работы или других последствий пандемии.
Эннренэ Роу (Annrene Rowe) готовилась праздновать десятую годовщину свадьбы этим летом, когда вдруг заметила на своей голове плешь. Потом её густые волосы длиной до плеч стали выпадать клочьями и забивать слив в душе.
«У меня была истерика», — говорит Роу. Ей 67, она живет в городе Анна Мария, штат Флорида.
В апреле Роу провела 12 дней в больнице с симптомами коронавируса. Ей удалось найти поразительно похожие истории в онлайн-группах для перенесших covid-19. Многие пишут, что спустя несколько месяцев после того, как они переболели коронавирусом, их волосы стали в пугающих количествах выпадать.
Врачи также отмечают рост числа пациентов, жалующихся на потерю волос. Они считают, что это связано с пандемией и влияет как на тех, кто переболел новым коронавирусом, так и на тех, кто никогда им не заражался.
В обычное время некоторые люди интенсивно теряют волосы после сильного стресса, например, болезни, сложной операции или эмоциональной травмы.
Сейчас врачи отмечают, что многие перенесшие covid-19 страдают от потери волос. Происходит это не по вине самого вируса, а из-за психологического стресса, связанного с болезнью. Множество людей, не подвергавшихся этому заболеванию, также теряют волосы. Происходит это из-за эмоционального стресса на фоне потери работы, финансовых трудностей, смерти членов семьи или других ужасных последствий пандемии.
«Пандемия может вызвать стресс множеством разных способов. И люди продолжают жаловаться на потерю волос, потому что стресс всё ещё сохраняется», — говорит Шилпи Хетарпал (Shilpi Khetarpal), доцент кафедры дерматологии Кливлендской клиники.
До пандемии были времена, когда Хетарпал могла неделями не встречать пациентов с подобным типом облысения. Однако, по её словам, сейчас ей приходится принимать около 20 таких пациентов в неделю. Среди них была женщина, испытывающая стресс от того, что ей приходилось следить за домашним обучением двух своих детей и одновременно работать. Другой пациент — школьный учитель, пытавшийся обеспечить всех своих учеников компьютерами и доступом в интернет.
В июле было проведен опрос по выявлению проблем со здоровьем у людей, перенесших covid-19. Среди 1567 человек, принявших в нем участие, 423 жаловались на необычную потерю волос. Такую информацию сообщает группа поддержки Survivor Corps и Натали Ламберт (Natalie Lambert), исследователь медицинского факультета Университета Индианы, помогавшая в проведении опроса.
Эмма Гуттман-Ясски (Emma Guttman-Yassky), председатель кафедры дерматологии Медицинской школы Икана на горе Синай, рассказывает, что с жалобами на потерю волос к ней обращалось множество медиков, работающих с коронавирусными больными, в том числе работники её клиники.
«Некоторые из них перенесли covid-19, некоторые — нет, — говорит она. — Это всё стресс. Они разлучены со своими семьями и работают на износ».
По мнению врачей, для большинства пациентов потеря волос будет временной, но может продлиться несколько месяцев.
Эксперты считают, что пандемия провоцирует два типа облысения. Первый — телогеновое выпадение волос. В этом случае спустя несколько месяцев после перенесенного стресса у людей начинает выпадать значительно большее количество волос, чем обычные 50-100 в день. По сути, такой тип облысения предполагает изменение или «отключение системы роста волос», объясняет Сара Хоган (Sara Hogan), дерматолог Медицинской школы Дэвида Геффена при Университете Калифорнии, Лос-Анджелес. Она рассказывает, что в день ей приходится принимать до семи пациентов с такой проблемой.
В нормальной ситуации большая часть волос находится в фазе роста. Небольшой процент находится в короткой фазе покоя и только 10% волос — в телогеновой фазе, то есть фазе выпадения. Однако при телогеновом выпадении «теряется больше волос, чем растет». Хетарпал объясняет, что в таком случае около 50% волос сразу переходят к фазе выпадения, и только 40% продолжает расти.
Это состояние испытывает на себе множество женщин после родов. Обычно оно длится около шести месяцев, но при наличии постоянного стресса может продолжаться и дольше, возможны рецидивы. По словам Хоган, у некоторых людей развивается хроническое выпадение волос. Другой распространенный сейчас тип облысения — очаговая алопеция. В этом случае иммунная система атакует фолликулы волос, начиная с небольших зон на голове или бороде, объясняет Мохаммад Джафферани (Mohammad Jafferany), психолог и дерматолог Центрального Мичиганского университета.
«Известно, что такое облысение спровоцировано или усугублено психологическим стрессом», — говорит он.
Гуттман-Ясски рассказывает о «значительном росте случаев такого типа выпадения волос».
По словам Гуттман-Ясски, не все её пациенты перенесли covid-19. Однако у тех, кто им переболел, облысение быстро прогрессирует от одного-двух проплешин до «полной потери волос по всему телу», включая брови и ресницы. По её мнению, это объясняется интенсивным воспалительным процессом, который переносят некоторые больные covid-19. Из-за него увеличивается количество иммунных молекул, влияющих на появление патологий по типу алопеции.
Эксперты не совсем понимают, почему стресс приводит к таким расстройствам, развивающимся и у мужчин, и у женщин. По словам Хоган, они могут быть связаны с высоким уровнем гормона стресса кортизола или с проблемами с кровоснабжением.
Сама по себе потеря волос может провоцировать стресс, говорит Хетарпал. Особенно этому подвержены женщины, так как для них прическа плотно связана с самоопределением и уверенностью в себе.
«Это твой фирменный знак», — говорит Мэри Лу Остлинг (Mary Lou Ostling). Её 77 лет, она педагог на пенсии, живет в Стайвесант-таун, Манхеттен. В начале весны она провела в больнице восемь дней, а потом заметила, что её «волосы стали выпадать клоками». «Мне постоянно приходилось чистить от волос расческу и слив в раковине», — говорит она.
Остлинг также отметила, что её волосы перестали расти. У неё крашеные волосы, и она больше не видит контрастирующих по цвету корней.
«У меня всегда были длинные густые волосы, очень густые и очень кудрявые», — рассказывает она. Но в июле, «я просто коротко их постригла. Я не могла больше выносить выпадение».
Когда она вернулась домой из парикмахерской, «муж просто смотрел на меня, а затем сказал, „Я думаю, у меня другая жена". Это было очень неприятно». Однако она наконец стала замечать рост волос.
В таких случаях эксперты рекомендуют правильное питание, витамины, например, биотин, и расслабляющие практики вроде йоги, массажа кожи головы или осознанной медитации. Некоторые также рекомендуют лекарство для роста волос миноксидил, однако Хоган предупреждает, что сначала оно может вызвать только ещё большее выпадение.
По словам Гуттман-Ясски, при очаговой алопеции некоторые случаи не требуют особого лечения и проходят сами по себе. В других случаях могут потребоваться инъекции стероидов, но у некоторых пациентов это состояние становится постоянным, особенно если им не заниматься.
Тем, кто подавлен или травмирован потерей волос, Джафферани рекомендует психотерапию, но без применения лекарственных препаратов. Некоторые антидепрессанты и успокоительные могут усугубить потерю волос.
Лиз Вейдхорн (Liz Weidhorn) 44 года, живет в Фейр-Лоун в Нью-Джерси, в марте ей диагностировали covid-19. Она обратила внимание, что члены онлайн-группы поддержки жалуются на потерю волос. Тогда она решила, что если это случится с ней, то «она примет это с честью и купит себе классную шляпу».
Но недавно после душа она заметила, что «глядя на свои волосы, видит слишком много кожи». Вейдхорн вспоминает, что «не могла поверить, насколько её это эмоционально поразило». Она заплакала и позвала мужа, чтобы он посмотрел.
«Это действительно шокирует, — говорит Вейдхорн. — Меня это очень расстроило».
Вейдхорн ведет блог о выпечке, она начала принимать биотин, постриглась и сейчас собирается купить себе повязку на голову.
Роу работает за стойкой регистрации спа-центра, поэтому она пошла дальше. «Сначала я пыталась делать нарочно неаккуратные пучки, но они смотрелись ужасно из-за проплешин по бокам», — рассказывает Роу. Так что она купила парики: «очень короткий с прической пикси, педжбой, длинный с кудрями и светло-рыжий». «Я пытаюсь получить от ситуации максимум», — говорит она.
По словам Хоган, выпадение волос настолько подавляет некоторых пациентов, что они перестают мыть голову и причесываться, потому что именно в эти моменты их состояние особенно заметно. Доктор пытается объяснить этим людям, что им не стоит отказываться от ухода за собой.
Хоган добавляет: «Пациентам не нравится, когда я так говорю, но рано или поздно они и сами приходят к этому выводу: волосы не играют ключевую роль для выживания».
Пэм Бэллак пишет о здоровье и науке. Среди её достижений — Пулитцеровская премия и премия Нелли Блай в номинации Лучшая передовая статья. Она — автор книги о необычном докторе Island Practice.