Разные: Что мешает Китаю стать экономикой номер один
Разные: Что мешает Китаю стать экономикой номер один
4 года назад 1099 kapital.kz inosmi.ru forbes.kz Андрей Чеботарев - аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане. Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании, сейчас специальный посланник ООН по вопросам глобального образования и председатель Международной комиссии по финансированию глобального образования, Марк Лоукок, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, координатор чрезвычайной помощи

В 2020 году КНР обогнала США по объемам иностранных инвестиций. Об этом пишет kapital.kz

Коронакризис изменил распределение экономических сил в мире. И даже несмотря на то, что Китай в этом году рос самым низким за 45 лет темпом, в отличие от остальных крупных экономик он рос, а не сокращался. Уже к 2028 году Китай может стать первой экономикой мира — на пять лет раньше, чем прогнозировали до коронакризиса. При этом, если юань будет укрепляться, то этот заветный статус будет достигнут раньше. Заявления нового министра финансов США Джанет Йеллен не оставляют сомнений в том, что КНР не станет очень близким другом США с новым кабинетом Джо Байдена.

Китай первым столкнулся с коронавирусом, но в итоге и больше всего выигрывает от него, вместо 2033 года он, по оценкам аналитиков, станет экономикой номер один уже в 2028 году, а страной с высоким уровнем дохода и того раньше — в 2023-м. Сейчас доля казахстанского экспорта в Китай в общей структуре не превышает 14%, и это почти полностью сырье: нефть и газ, медь и другие полезные ископаемые, в которых растущая экономика Поднебесной будет нуждаться всё больше. К сожалению, ничего больше пока Казахстан предложить не может, но Китай готов очень много покупать. Есть также и проблема логистики — основные «территории потребления» Китая почти столь же далеки от нас, как и Западная Европа.

Стоит отметить, что достижение Поднебесной первого места в мировом экономическом зачёте само по себе не способно изменить мировой расклад. Сильной экономику США делают не только их товары, но и фондовый рынок, разместиться на котором стремятся и компании из КНР, а здесь пока китайские перспективы весьма туманны. Особенно если вспомнить достаточно показательную историю Ant Group, которая случилась не так давно. Этот финтех-стартап обещал быть самым дорогим в мире. При этом в угоду властям Поднебесной IPO планировалось только на китайских биржах, хотя изначально рассматривались и США. Но буквально в последний момент власти сначала отодвинули размещение, а потом и вовсе запретили его. Вчера стало известно, что Ant Group подписала невыгодный для себя план реструктуризации. Согласно ему, финтех-компания превращается в финансовый холдинг со всеми вытекающими проблемами из этого, главная из которых банковская регуляция. Теперь Ant Group вынужден соблюдать законы для банков, причем гораздо более жесткие, чем до сих пор. Кроме этого, будут ограничены функции компании. Это полное поражение, так как изначально стартап планировал избежать банковского регулирования.

Учитывая риторику по делистингу китайских компаний из США, можно говорить о том, что, конечно же, фондовый рынок Китая будет испытывать некий ренессанс, а новые большие размещения китайских компаний скорее всего будут китайскими, но до открытости и привлекательности американского рынка еще очень далеко, и это то, что способно добавить значительно больше ложки дёгтя в мёд будущей первой экономики мира.

Кстати, по одной из версий, Ant Group могла стать жертвой, потому что перешла дорогу цифровому юаню. Это одна из тех отраслей финансов, где Китай действительно лидирует и может показать остальному миру пример успешного внедрения государственной цифровой валюты. Именно на него делается огромная ставка в привлечении иностранцев внутрь финансовой системы Китая. Кроме того, надежда КНР на цифровой юань — это замена доллару во внешних расчётах. Это сильно бы помогло будущей экономике номер один стать более независимой.

Казахстану в этом свете, кажется, только остаётся как можно быстрее присоединиться к экспериментам с цифровым юанем. Это позволит нам пощупать цифровую валюту, возможно, благодаря этому мы сможем ввести быстрее и цифровой тенге, что было бы весьма кстати.

Project Syndicate (США): многостороннее сотрудничество для глобального восстановления

Мировые лидеры, поставившие подписи под этой статьей, указывают на глобальные проблемы, которые требуют пристального внимания, и называют необходимые условия для решения тех, которые считают первоочередными. Самые серьёзные кризисы требуют самых амбициозных решений, уверены они.

В сентябре 2000 года 189 стран подписали «Декларацию тысячелетия», определив принципы международного сотрудничества для новой эры прогресса на пути к общим целям. После окончания холодной войны мы были уверены в нашей способности создать многосторонний миропорядок, способный взяться за решение серьёзнейших проблем эпохи: голод и крайняя нищета, деградация окружающей среды, болезни, экономические кризисы, предотвращение конфликтов. В сентябре 2015 года все страны вновь подписались под амбициозной программой совместного решения глобальных проблем: «Повестка дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года».

В мире наблюдаются расходящиеся тенденции: уровень глобального процветания повышается, но при этом сохраняется и расширяется неравенство. Демократических стран стало больше, но одновременно происходит подъём национализма и протекционизма. За минувшие десятилетия два крупных кризиса нарушили нормальную жизнь наших обществ и ослабили нашу общую политическую систему, поставив под сомнение нашу способность справляться с шоками, устранять их базовые причины и гарантировать лучшее будущее для грядущих поколений. Они также напомнили о том, насколько все мы взаимозависимы.

Самые серьёзные кризисы требуют самых амбициозных решений, формирующих будущее. Мы уверены, что нынешний кризис может стать шансом восстановить консенсус относительно международного порядка, основанного на принципах мультилатерализма и верховенства закона, благодаря эффективному сотрудничеству, солидарности и координации. Руководствуясь этим духом, мы решительно настроены работать вместе: с (и внутри) ООН, региональных организаций, международных форумов, таких как «Большая семёрка» и «Большая двадцатка», а также целевых коалиций, создаваемых для решения глобальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас и будем сталкиваться в будущем.

Первая чрезвычайная ситуация связана со здравоохранением. Кризис сovid-19 стал важнейшим тестом глобальной солидарности за многие десятилетия. Он напомнил нам об очевидном факте: в период пандемии наши системы защиты здоровья сильны лишь настолько, насколько сильно их слабейшее звено. Covid-19 в любом месте планеты — это угроза для людей и экономики на всей планете.

Пандемия требует сильного, скоординированного международного реагирования, позволяющего быстро расширять доступ к тестам, лекарствам и вакцинам на основе понимания, что широкая иммунизация — это глобальное общественное благо, и оно должно быть доступно всем, в том числе финансово. В этой связи мы полностью поддерживаем уникальную глобальную платформу «Акселератор доступа к инструментам борьбы с сovid-19» (сокращённо ACT), созданную в апреле Всемирной организацией здравоохранения и партнёрами «Большой двадцатки» (G20).

Для выполнения своей миссии акселератор ACT срочно нуждается в более широкой политической и финансовой поддержке. Кроме того, мы выступаем за свободный обмен данными между партнёрами и за добровольное лицензирование интеллектуальной собственности. В дальнейшей перспективе нам также потребуется независимая и всесторонняя оценка наших антипандемических действий, чтобы выучить все уроки этой пандемии и лучше подготовиться к следующей. ВОЗ должна сыграть центральную роль в этом процессе.

Чрезвычайная ситуация сложилась и в сфере экологии. Накануне Конференции ООН по изменению климата (СОР26), которая пройдёт в ноябре в городе Глазго, мы обязаны активизировать наши усилия, направленные на борьбу с изменением климата и на повышение устойчивости экономики. Не исключено, что к началу 2021 года страны, на долю которых приходится в общей сложности более 65% глобальных выбросов парниковых газов, возьмут на себя амбициозные обязательства по переходу к углеродной нейтральности. Все национальные правительства, бизнес, города и финансовые институты должны присоединиться к глобальной коалиции за сокращение выбросов CO2 до нулевого нетто-уровня (в соответствии с Парижским климатическим соглашением) и приступить к реализации конкретных планов и политических решений.

Пандемия привела к худшему экономическому кризису в мире со времён Второй мировой войны. Восстановление сильной и стабильной мировой экономики — это фундаментальный приоритет. Более того, нынешний кризис грозит уничтожить прогресс, которого мы достигли за два с лишним десятилетия, борясь с нищетой и гендерным неравенством. Различные формы неравенства угрожают нашей демократии, подрывая социальную сплочённость.

Нет сомнений в том, что глобализация и международное сотрудничество помогли миллиардам людей вырваться из нищеты; однако почти половина мирового населения до сих пор с трудом удовлетворяет элементарные потребности. Внутри многих стран разрыв между богатыми и бедными достиг неприемлемого уровня, женщины по-прежнему не имеют равных возможностей, а многим людям требуются дополнительные доказательства пользы глобализации.

Помогая нашей экономике преодолеть самую тяжелую рецессию после 1945 года, мы сохраняем ключевой приоритет: поддержка основанной на правилах свободной торговли, которая является важным мотором инклюзивного, устойчивого экономического роста. Именно поэтому мы должны укреплять Всемирную торговую организацию и в полной мере использовать потенциал международной торговли для восстановления экономики. Кроме того, необходимо поставить в центр наших экономических моделей защиту окружающей среды, здоровья населения, а также социальных стандартов; одновременно нужно обеспечивать необходимые условия для инновационной деятельности.

Нам надо гарантировать, что глобальное восстановление экономики затронет каждого. Это означает, что следует активизировать нашу поддержку развивающихся стран, особенно в Африке, опираясь на существующие партнёрства, подобные инициативе G20 «Пакт с Африкой», а также на совместную работу G20 и Парижского клуба в рамках «Инициативы по приостановке обслуживания долгов», но не ограничиваясь ими. Крайне важно предоставить беднейшим странам дополнительную поддержку, сокращая их долговое бремя, и гарантировать устойчивое финансирование их экономики, в полной мере используя международные финансовые инструменты, например, резервный актив Международного валютного фонда — специальные права заимствования (СДР).

Прогресс в новых технологиях стал мощным стимулом прогресса и инклюзии, способствуя повышению открытости и устойчивости обществ, экономики и государств, одновременно доказав свою способность спасать жизни во время пандемии. Тем не менее, почти половина мирового населения — и больше половины женщин и девочек во всём мире — по-прежнему находятся в офлайне и не могут получить доступ к выгодам новых технологий.

Кроме того, мощью новых технологий могут злоупотреблять для ограничения прав и свобод граждан, для распространения ненависти и совершения серьёзных преступлений. Нам следует опереться на существующие инициативы и привлечь заинтересованные стороны к эффективному регулированию интернета с целью создать безопасную, свободную и открытую цифровую среду, в которой гарантировано доверие при обмене данными. Выгоды должны доставаться, прежде всего, наиболее нуждающимся группам населения, в том числе благодаря решению налоговых проблем дигитализации экономики и благодаря борьбе с вредной налоговой конкуренцией.

Наконец, пандемический кризис нарушил процесс обучения миллионов детей и студентов. Мы должны сдержать своё обещание обеспечить образование для всех и дать новому поколению базовые профессиональные и научные знания, а также научить его пониманию различных культур, толерантности, приятию плюрализма, уважению свободы совести. Дети и молодёжь — это наше будущее, поэтому их обучение — это главное.

Мультилатерализм — это не просто какой-то очередной дипломатический приём для ответа на все эти вызовы. Он определяет миропорядок и является очень конкретным способом организации международных отношений, основанных на принципах сотрудничества и верховенства закона, коллективных действиях и общих ценностях. Вместо того, чтобы сталкивать цивилизации и ценности друг с другом, мы должны выстраивать более инклюзивную систему многосторонних отношений, уважая наши различия так же, как и наши общие ценности, закреплённые во «Всеобщей декларации прав человека».

Мир после сovid-19 уже не будет прежним. Давайте воспользуемся разнообразными форумами и площадками, подобными Парижскому мирному форуму, для работы над решением этих проблем, руководствуясь чётким видением. Мы приглашаем политических, экономических, религиозных лидеров и мыслителей внести свой вклад в это глобальный диалог.

Эммануэль Макрон — президент Франции.

Ангела Меркель — канцлер Германии.

Маки Салл — президент Сенегала.

Антониу Гутьеррес — Генеральный секретарь ООН.

Шарль Мишель — президент Европейского совета.

Урсула фон дер Ляйен — президент Европейской комиссии. 

Как разрастается продовольственный кризис в эпоху COVID-19

Сегодня 270 миллионов человек, что эквивалентно всему населению Германии, Великобритании, Франции и Италии, вместе взятых, оказались на грани голода. За последние 12 месяцев эта цифра удвоилась. А больше всех страдают дети

Согласно оценкам, 11 миллионов детей младше пяти лет страдают от экстремального голода или истощения в 11 странах Африки, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Азии. К концу 2022 года 168 тысяч из них умрут от недоедания, если не получат срочную помощь. Кроме того, хронически голодают 73 миллиона школьников начальных классов в 60 странах с низкими доходами.

Голод начал усиливаться ещё до пандемии коронавируса, что в основном объясняется войнами и конфликтами, при этом изменение климата усугубляло ситуацию. Но побочные последствия пандемии привели к настоящему глобальному продовольственному кризису.

Одна из причин этого в том, что из-за COVID-19 исчезла жизненно важная помощь, оказывавшаяся школами. После начала пандемии более 1,6 млрд детей не ходили в школу, а почти 200 млн не вернулись за парту до сих пор.

Как показывают предыдущие кризисы, закрытие школ имеет огромную социально-экономическую цену, в частности, растёт число детских браков и случаев использования детского труда. А часть детей платит наивысшую цену: осложнения при беременности и родах являются ведущей причиной смертности девочек в возрасте 15-19 лет в странах с низкими и средними доходами. В конечном итоге кризисы приводят к развороту вспять прогресса, достигнутого в обеспечении всех девочек доступом к качественному образованию.

В школе многие дети из бедных семей получают единственное за день калорийное питание. Закрытие школ означает, что миллионы детей лишились возможности не только учиться, но и есть. За время этого кризиса дети пропустили более 39 миллиардов школьных обедов. Зачастую первыми оказываются без питания женщины и девочки: на их долю приходится более 70% тех, кто испытывают хронический голод.

Ущерб, причинённый всего лишь несколькими неделями пропущенного питания, может замедлить развитие голодающего ребёнка на всю жизнь; недостаток питания может затормозить экономический прогресс всей страны на целое поколение. Именно поэтому задача возвращения детей в школу, где их можно учить и кормить, должна быть одним из главных приоритетов.

Имея сравнительно мало денег, международная система гуманитарной помощи сумела достигнуть многого. Например, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) обеспечивает питанием около 100 млн человек ежегодно. Когда пандемия COVID-19 привела к серьёзным сбоям в коммерческих авиаперевозках, ООН создала логистическую систему для транспортировки медицинских и гуманитарных работников и жизненно важных товаров, в том числе продовольствия. Однако кризис подобных масштабов требует амбициозного плана, включающего не только поставки школьного питания. Гуманитарные организации не могут сделать это в одиночку.

На предстоящем в июне саммите богатые страны «Большой семёрки» должны заказать разработку долгосрочного плана удовлетворения возросших глобальных потребностей в продовольствии. Этот план должен включать пункты об упреждающих действиях: создание запасов продовольствия, использование страхования в качестве меры защиты, поддержка фермеров и производителей продуктов питания в развивающихся странах с помощью долгосрочных инвестиций с целью помочь им стать самодостаточными.

Власти должны также внедрять инновационные способы привлечения финансирования, в том числе механизмы на основе гарантий, которые позволят максимально использовать средства помощи развитию и частного сектора в соответствии с Аддис-Абебской программой 2015 года по финансированию Целей устойчивого развития. Другим приоритетом могло бы стать налаживание более тесного партнёрства между ООН и Всемирным банком – единственной реально глобальной организацией, которая способна мобилизовать значительные дополнительные ресурсы на устойчивой основе.

Впрочем, есть ещё одно очень простое и разумное решение для нынешнего кризиса: новые международные деньги. Как минимум $600 млрд в виде специальных прав заимствования (резервный актив Международного валютного фонда) могут быть предоставлены бедным странам. Политические лидеры и кредиторы могут договориться о смягчения долговых выплат на $80 млрд при условии, что эти деньги пойдут на образование, здравоохранение и питание. Кроме того, Всемирный банк и региональные банки развития могли бы быстро расширить программы грантов и кредитов.

Благодаря сумме около $10 млрд в год мир мог бы предотвратить катастрофический голод в Йемене, Южном Судане, северо-восточной Нигерии и Сахеле. И она позволила бы предотвратить массовый голод (который непосредственно предшествует катастрофическому голоду) в Демократической республике Конго, Афганистане, Зимбабве, эфиопском регионе Тиграй и в других местах повышенного риска.

Эта сумма может показаться очень большой. Но она эквивалентна одному доллару в месяц с каждого жителя богатейших странах мира и представляет собой лишь небольшую часть от 1% суммы расходов на стимулирование экономики во время пандемии в богатых странах.

Нам нужно действовать быстро. Это означает, что надо сразу выделять всю сумму грантов ВПП ООН и ведущим НКО, таким как Save the Children («Спасём детей»), чтобы накормить голодающий детей и их семьи. Поскольку лишь 31% детей беженцев посещают средние школы (и лишь 27% девочек), необходимо полностью профинансировать программы организации Education Cannot Wait («Образование не может ждать»), которая помогает отправлять детей вынужденных переселенцев в школы и которая за краткое время своего существования смогла привлечь уже почти $1 млрд. Направив дополнительные средства на образование, мы сможем вернуть в школы 136 миллионов детей в некоторых беднейших странах, которые больше всего страдают от конфликтов, – и помочь им там остаться.

Пандемия COVID-19 резко продемонстрировала ещё одну форму неравенства в образовании: две трети детей школьного возраста в мире не имеют доступа к интернету дома, что не позволяет им учиться онлайн. Сегодня лишь 5% детей в странах с низкими доходами имеют такой доступ, в то время как в странах с высокими доходами эта цифра равна 90%. Осуществляемый под руководством ЮНИСЕФ проект подключения к интернету в мире позволит навести мосты над этой зияющей пропастью цифрового неравенства.

Правительство Великобритании обязалось играть ведущую глобальную роль в обеспечении всех детей школьным образованием, в том числе 12-летнего образования для девочек. Но мы не достигнем этой благородной цели, если саммит «Большой семёрки» не займётся этой проблемой, в дополнение к вопросу обеспечения продовольствием.

Образование неоднократно демонстрировало свою способность преображать жизнь людей, семей и целых стран. Но у хронического голода могут быть катастрофические последствия: жестокая (хотя и предотвратимая) смертность, вооружённые конфликты, массовая вынужденная миграция.

И поэтому мы просто не можем игнорировать глобальное бедствие голода. То, что происходит в самых хрупких регионах мира, создаёт эффект домино, влияя на наиболее стабильные страны.

Перед мировыми лидерами стоит простой выбор: действовать прямо сейчас, начав борьбу с продовольственным кризисом, или заплатить намного более высокую цену потом. Немедленные действия обойдутся дешевле и позволят спасти больше жизней, чем реагирование на начавшийся катастрофический голод во многих странах и ужасные последствия недостатка образования у целого поколения. 

0 комментариев
Архив