Принят первый в Японии закон о предотвращении «харрасмента клиентов» — вступает в силу с апреля следующего года
|
На заседании городского совета Токио 4 октября был единогласно принят и утверждён закон о предотвращении «харрасмента клиентов» («customer harassment», касухара), когда сотрудники подвергаются чрезмерным требованиям или неприятным действиям со стороны клиентов. Это первый в стране закон, прямо запрещающий касухара. За нарушение закона не предусмотрены наказания, а вступит он в силу 1 апреля следующего года.
На пресс-конференции после принятия закона губернатор Токио Коикэ Юрико подчеркнула, что «этот закон охватывает все виды харрасмента по отношению к работающим людям, включая действия, исходящие извне, которые сложно регулировать действующим законодательством». Она добавила, что «основная идея закона заключается в взаимном уважении между работающими людьми и клиентами».
До конца года власти Токио планируют опубликовать рекомендации, в которых будут подробно изложены конкретные примеры касухара и меры, которые компании должны принимать для противодействия этим действиям. Компании и отраслевые ассоциации будут обязаны разработать меры на основе этих рекомендаций.
Закон определяет касухара как действия, нарушающие рабочую среду, такие как «насилие, угрозы и другие незаконные действия» или «необоснованные требования, оскорбления и прочие недопустимые действия». Чтобы защитить рабочую среду и физическое и психическое здоровье сотрудников, в законе прямо указано, что «касухара запрещён в любых местах».
Закон распространяется не только на сотрудников компаний, но также на государственных служащих и фрилансеров, и призывает клиентов соблюдать меры предосторожности в отношении своего поведения по отношению к работающим людям. Компании обязаны обеспечивать безопасность сотрудников, подвергшихся касухара, а также принимать меры по пресечению подобных действий со стороны клиентов.
В мире новый тренд: что такое думспендинг и как с ним бороться
Экономическая, политическая нестабильность, тревога, связанная с работой, не проходят бесследно для человека. Организм ищет всевозможные пути, чтобы снизить негативное влияние на нервную систему: кто-то бесконтрольно листает ленту новостей, другие спасаются алкоголем, а некоторые — тратят деньги как в последний раз. Последнее и является думспендингом, когда человек бездумно тратит деньги, но не чтобы приобрести что-то полезное и необходимое, а чтобы снизить уровень стресса.
Как отмечает журнал Psychology Today, думспендинг является следствием общего пессимизма касаемо экономического состояния страны и нерадужного собственного будущего. Кроме того, подобное практикуют в основном представители поколений Z (зумеры) и Y (миллениалы). Согласно опросу Credit Karma, в бесконтрольной трате средств признались 35% первых и 43% вторых соответственно.
Что касается России, то в исследовании PwC 2023 года 57% работников рассказали, что испытывают стресс из-за недостатка денег. По миру в целом этот показатель чуть ниже — около 50% взрослых людей говорят, что деньги (их отсутствие, недостаток) являются главным фактором стресса. Парадокс в том, что, несмотря на недостаточную финансовую обеспеченность, именно покупка чего-либо является спасением для многих людей. Однако минус в том, что такая стратегия дает очень краткосрочный эффект, после чего тревога только увеличивается, так как проблема остается нерешенной.
Поколение Z откровенничает, что думспендинг — это своего рода способ убежать от суровой реальности. А на вопрос от более старших поколений, как молодые люди могут позволить себе покупку дорогих вещей, следует ответ: «Это потому, что мы не можем позволить себе ничего большего». То есть приобретение дорогого iPhone, особенно в кредит, является нормой, поскольку на квартиру или автомобиль все равно накопить не удастся.
В то же время нейрофизиологи отмечают, что думспендинг может проявиться и по причине того, что люди запрещают себе дорогие покупки, но «отрываются» на дешевых безделушках. В других случаях импульсивная покупка помогает снять напряженность из-за тяжелого рабочего дня. Например, в период пандемии COVID-2019 многие совершали безумные приобретения только для того, чтобы «хоть как-то сохранить привычные для нашего мозга действия — поддержание социальных связей и закрытие базовых потребностей».
Шопоголизм и шопинг-терапия
При этом не стоит путать думспендинг со схожими паттернами поведения, такими как шопинг-терапия и шопоголизм. Последний схож с думспендингом, но носит более тяжелый характер (как навязчивая идея), мешающий нормальной жизни и наносящий ущерб отношениям с другими людьми. Также шопоголики испытывают от покупок не удовлетворение, а угрызения совести и дискомфорт. В свою очередь шопинг-терапия — это более позитивное проявление думспендинга.
Что делать
Избавиться от думспендинга, как говорят психологи, можно с помощью переключения на другие простые и приятные задачи. Это может быть прогулка на свежем воздухе, принятие душа, занятия спортом и любая другая деятельность, не требующая «пристально смотреть в экран». Еще один вариант — это ограничение экранного времени, то есть меньше пользоваться смартфоном, а также удаление приложений маркетплейсов. Многочисленные рекламные и информационные сообщения от площадок вызывают у людей страх упущенной выгоды, что провоцирует их совершать покупки здесь и сейчас, усиливая думспендинг.