Политическим служащим в Казахстане ограничили срок занятия одной должности
Политическим служащим в Казахстане ограничили срок занятия одной должности
3 года назад 959

Институт ротации политических служащих в Казахстане будет введен с 1 января 2021, сообщили в профильном ведомстве.

В республике впервые введен институт ротации политических служащих, сообщает пресс-служба Агентства по делам государственной службы, на которую ссылается Sputnik.

Президент Касым-Жомарт Токаев 13 ноября подписал указ, предусматривающий внесение изменений в некоторые акты в сфере госслужбы.

Так, теперь политические служащие будут ротироваться каждые четыре года со дня их назначения на занимаемую должность. Отмечается, что ранее принцип ротации применялся только к административным служащим.

При этом по решению главы соответствующего госоргана срок пребывания политического служащего на занимаемой должности может быть продлен на два года. Последующее же продление на два года будет возможно только по решению Национальной комиссии по кадровой политике при президенте.

Так, максимально допустимый срок пребывания политических служащих на должности не будет превышать восемь лет.

Институт ротации политических служащих введут с 1 января 2021.

Политический государственный служащий - это госслужащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политикоопределяющий характер, он несет ответственность за реализацию политических целей и задач.

Ротация служащих корпуса "Б"

Также подписанным указом внесены дополнения в порядок ротации служащих корпуса "Б". Введена межрегиональная ротация глав управлений акиматов (до этого их ротация была возможна только в пределах одного акимата). При этом подобная ротация будет проводиться по согласованию с агентством для недопущения в акиматах командных перемещений.

Кроме того, введена добровольная ротация служащих корпуса "Б", не менее трех последних лет занимающих определенные руководящие должности, в том числе работающих в разных государственных органах. При этом подобная ротация будет возможна только в иную административно-территориальную единицу.

При этом право отказа от ротации предоставляется служащим, которым осталось три года и менее до пенсионного возраста.

Также этим указом введена возможность назначения служащих корпуса "Б" внутри госорганов в порядке перевода. Так, госслужащие в порядке перевода могут быть назначены на иную равнозначную должность внутри госоргана, а также на вышестоящую должность при наличии стажа не менее двух последних лет на нижестоящей должности в этом госоргане.

Это изменение будет способствовать карьерному продвижению госслужащих внутри госорганов.

Что не так с правилами ротации политических служащих в Казахстане?

К политическим служащим относятся премьер-министр, иные члены правительства, госсекретарь, руководитель Администрации президента, его заместители, акимы областей и городов республиканского значения и другие.

С 1 января следующего года в Казахстане будет действовать институт ротации политических служащих (ранее ротация применялась только к административным служащим). Это значит, что, к примеру, министры и акимы должны покинуть свою должность после четырех лет работы со дня назначения. Правда, им могут продлить полномочия по решению руководителя госоргана и решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте. В результате они смогут работать на одной должности не более восьми лет. Корреспондент zakon.kz поговорил с политологами и узнал, нужна ли в Казахстане политическая ротация, и что не так с вводимым институтом.

Политолог Замир Каражанов говорит, что политическая ротация – это превентивная мера и радикально она ничего не поменяет. Зато она может снизить коррупционные риски, а также позволит чиновникам быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Такая ротация есть в России. Она вводилась в 2011 году в отношении чиновников, работающих в контрольных и надзорных органах власти. Тогда эксперты говорили, что она существенно не повысит эффективность госслужбы, поскольку "просидевшие" чиновники, не выполнив работу, будут освобождаться от должностей и назначаться на новые, потому что нет механизма оценки их работы. 

В результате ротация, как способ назначения лучших из лучших руководителей, сводится к смене места работы, - рассказал политолог. 

Согласно изменениям, политические служащие могут работать четыре года с момента назначения. Руководитель этого госоргана может продлить его полномочия еще на два года. Последующее же продление на два года будет возможно только по решению Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте.

Каражанов считает, что четырех лет политическому служащему будет достаточно для того, чтобы провести реформы. 

Если чиновникам и политикам не хватает четырех лет реализовать намеченные планы, то убежден, им и 10 лет недостаточно будет. Вопрос не в сроках, а в действиях. Чтобы добиться результата, политики, чиновники должны не сидеть в своих креслах до окончания сроков, а действовать, принимать решения, законы и так далее. А это в свою очередь зависит не от времени, а от политических, государственных, общественных институтов. Необходимо избавляться от балласта, от "прозаседавшихся" чиновников. (…) Спрос с чиновников и руководства страны будет вести к кадровому отбору, на ответственные должности будут приходить лучшие из лучших. В противном случае все мы будем терпеть посредственность на занимаемых постах, - говорит эксперт. 

Политолог Данияр Ашимбаев считает, что ротация – вещь нужная. Она позволит политическому служащему расширить кругозор и получить дополнительный опыт, потому что работа в одном месте расслабляет.

По его словам, в какой-то степени такая ротация в Казахстане выполняется сама по себе, так как, к примеру, министры, работники Администрации президента меняются каждые 2-3 года. 

Может быть вот такая ситуация: сейчас новые правила вступят в силу с 1 января, а уже в конце января правительство слагает с себя полномочия в связи с избранием нового Мажилиса. Срок будет считаться заново, потому что они будут назначены. Только технически это будет другое правительство. 

Понимаете, реформа нужная, но у нас в реформах есть такая проблема, что они никогда не выполняются системно и полностью, меняются правила игры, порядок. Допустим, ведомство может быть реорганизовано. Условно, если это было министерство культуры и спорта, стало министерством культуры и информации. И опять (срок – ред.) будет считаться заново, - рассказал Ашимбаев. 

В пример он привел институт ответственных секретарей, который был введен в 2007 году, а уже в 2020 году его было поручено упразднить. 

Когда мы в 2007 году вводили институт ответсекретарей, предполагалось, что они будут несменяемыми и работать дольше министров, чтобы от смены министров не колбасило аппарат. Но в итоге первых ответсеков начали менять, когда они и года не проработали, их стали менять чаще даже министров. Смысл реформы просто улетучился. Сейчас ее упраздняют, снова вводят руководителей аппаратов, которые были в период с 2004 по 2007 годы. Получается, в ответсеках никакого смысла не оказалось. Здесь вопрос в том, что если реформу затеяли, нужно хотя бы какое-то время придерживаться введенных правил, а то бюджет принимается и постоянно вносятся правки в закон о бюджете, - дополнил политолог. 

О том, кто относится к политическим государственным служащим, можно прочитать здесь.

Как госслужащие соблюдают нормы служебной этики

В Этическом кодексе прописаны правила поведения для госслужащего.

В Департаменте государственных доходов по Алматы 19 ноября в рамках исполнения концепции "Слышащего государства" состоялся ряд встреч, на которых обсудили соблюдение положений Этического кодекса, сообщает zakon.kz.

Уполномоченный по этике МФ РК Айдарханов встретился с руководством Департамента экономических расследований, Департамента Казначейства, Департамента государственного имущества и приватизации, Департамента внутреннего государственного аудита и Департамента государственных доходов Алматы, а также с сотрудниками структурных подразделений Департамента. 

В ходе мероприятия Айдарханов довел до присутствующих, что в Послании государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана" Касым-Жомарт Кемелович Токаев отметил, что главными приоритетами в деятельности государственных органов в настоящее время являются: необходимость открытого диалога с обществом, оперативного реагирования на нужды людей, рассмотрения вопросов противодействия коррупции среди государственных служащих через призму этического контроля. 

Соблюдение положений Этического кодекса играет важную роль в превенции коррупции и является одним из основных принципов пребывания на государственной службе. Поведение государственных служащих вне работы - тоже предмет пристального внимания со стороны общества, граждан.

С целью упорядочения и выработки определенных правил поведения госслужащего главой государства в декабре 2015 года был подписан указ об утверждении Этического кодекса. В нем четко регламентирована вся жизнь государственного служащего: во время работы, в общении с коллегами, и вне службы. Прописаны правила поведения, которых должен придерживаться гражданин, который выбрал путь работы на государственной службе. 

Моя основная задача - это контроль над тем, как госслужащие соблюдают нормы служебной этики, соблюдение ограничений и запретов, эффективное исполнение своих служебных обязанностей, защита прав и интересов госслужащих. В рамках своих полномочий также мною рассматриваются обращения граждан по факту неэтичного поведения госслужащих, если таковые возникают, вести мониторинг условий и причин нарушений этических норм и вносить предложения по их устранению, - отметил Айдарханов. 

В ходе мероприятия участники обменялись предложениями, рекомендациями и новыми идеями.

0 комментариев
Архив