Почему нам трудно понять истинный ИИ-потенциал Китая
Почему нам трудно понять истинный ИИ-потенциал Китая
5 лет назад 1317 zen.yandex.ru inosmi.ru Юкио Ногути (Yukio Noguchi)

Искусство интерпретации написанного симпатическими чернилами

 
Загадка — видите главный тренд? (это передовицы People’s Daily о съездах КПК в 2017 (слева) и 2007 ). Источник: https://asia.nikkei.com/Politics/China-s-Xi-gets-Mao-treatment-on-People-s-Daily-front-page
 
Загадка — видите главный тренд? (это передовицы People’s Daily о съездах КПК в 2017 (слева) и 2007 ). Источник: https://asia.nikkei.com/Politics/China-s-Xi-gets-Mao-treatment-on-People-s-Daily-front-page

99% из нас плохо знают и понимают китайское настоящее и еще хуже — планы руководства Китая на будущее. Среди профильных аналитиков по Китаю процент лучше, но ненамного.

По оценке Таннера Грира, приведенной в великолепном новом эссе «Подготовка, необходимая для аналитиков по Китаю, но которую большинство из них не имеет», он знает всего 12 человек во всем англоязычном мире, действительно разбирающихся и понимающих новости из Китая.

Эссе Грира отсылает нас к другому замечательному тексту «Искусство интерпретации несуществующих надписей, написанных невидимыми чернилами на пустой странице», опубликованному 30 лет назад известным китаеведом проф. Саймоном Лейсом.

За 30 лет, пишет Грир, изменилось мало.

Из 4-х обязательных, но отсутствующих у подавляющего числа аналитиков по Китаю качеств, улучшилось лишь одно — свободное владение китайским.

3 других качества, по-прежнему, встречаются крайне редко.

✔️ Способность поглощать в огромных объемах совершенно неперевариваемые для западного человека тексты компартии, чтение которых сродни жеванию колбасы из носорога или глотанию опилок ведрами.

✔️ Умение взломать тайнопись коммунистического жаргона и перевести на обычную речь этот секретный язык, полный символов, загадок, криптограмм, подсказок, ловушек, темных аллюзий и фальшивок.

✔️ Наличие достаточного объема историко-культурных знаний, чтобы поместить официальные высказывания властей и их жаргон в правильный контекст.

Приводя конкретные примеры, Грир пишет.

«У нас есть десятки экспертов по Китаю,

  • способных на статистический анализ авторитарных режимов 20-го века, но не способных сказать, что имеют в виду партийные лидеры, говорящие, будто режиму угрожают “высокопоставленные чёрные”;
  • способных моделировать американо-китайские отношения с помощью теории игр, но не способных на точный прогноз последствий пламенной статьи в People’s Daily, подписанной Чжун Шэн.»

Но поскольку и Грир ничего этого не объясняет, поясню.

  • Чжун Шэн — не имя автора колонки в People’s Daily, а «голос Китая» — псевдоним для выражения политических взглядов КПК.
  • Диктатура КПК подразумевает наличие в стране лишь одного решающего голоса — голоса Чжун Шэна, а для простых китайцев нет свободы слова, т.к. никто в стране не имеет права говорить НЕТ правительству.
  • Существует спецсловарь символов (понятных китайцам, но мало еще кому), и именно в них заключен скрытый смысл: например, «высокопоставленный черный».
  • Если человека хвалят, но называют при этом «высокопоставленным черным», то это критическая насмешка, сродни пресловутой «улыбке, которая скрывает кинжал».
  • Например, спонсируемые КПК программы создания «благоприятной экологии общественного мнения», за счет «углубления в платформы соцсетей» делают ставку на инфлюенсеров, нападающих на «высокопоставленных черных».
  • Отношение КПК к таким инфлюенсерам, как к “Пяти героям горы Ланъя” — китайским 28 панфиловцам.

Таких примеров сотни. Из-за них столь трудно понять, что стоит за противоречивыми высказываниями китайских чиновников и партийных функционеров о планах и дорожных картах по ИИ, не говоря уж об оценках текущего состояния.

А чтоб понять связь Huawei с КПК, и читать ничего не нужно.

Достаточно посмотреть вот это видео ‘Huawei the Beautiful’ — №7 по просмотрам в Китае за 2019.

Засада на пути мирового господства Китая в ИИ

Утечка мозгов удерживает Китай от доминирования 

Среди четырех ключевых факторов, влияющих на ИИ-экосистему страны (талант, данные, капитал и оборудование), — 1й оказывает наибольшее влияние.

И хотя Кай-Фу Ли довольно успешно втирает миру, будто бы Китай обречен на победу из-за превосходства в объемах данных, это все же не совсем так.

Кай-Фу Ли лукавит. А ИИ-энтузиасты, типа Грефа на это ведутся, повторяя мантру «данные — это новая нефть».

Данные — это НЕ нефть.

Чтобы прочувствовать это, просто замените одно слово в мантре: “данные” на “мнения”.

И то и другое — вещи абсолютно субъективные и зависящие от их представления и трактовки. И то и другое — понятия редуктивные, упрощающие сложные явления, и к тому же совсем не гарантированного качества.

Так что забудьте про мантру «Данные — это новая нефть», которой вас через СМИ гипнотизируют ИИ-энтузиасты.

Таланты — вот новая нефть! И Китай это понял одним из первых.

Поставив на приоритетность ИИ, Китай за 10 лет сумел увеличить число китайских ИИ-спецов почти в 10 раз. В 2009 среди авторов докладов на крупнейшей мировой конференции NeurIPS было всего 100 китайских исследователей (14% от общего числа). В 2018 году их было уже 1000, что составляет 25%.

Но тут Китай нарвался на страшную засаду — утечку мозгов.

Сегодня примерно 75% китайских авторов публикуемых исследований работают за пределами Китая.
Причем 85% из них работают в США — либо в техно-гигантах, типа Google и IBM, либо университетских лабах.

С этим никакие объемы данных ничего поделать не могут. И капиталы с оборудованием тоже. Здесь «кадры решают все».

Yahoo News Japan (Япония): Китай совершает военную революцию в области искусственного интеллекта, привлекая военные и частные компании. Он так и продолжит уходить в отрыв? США страдают от противоречий между моралью и практикой

В Америке не перестают отмечать рост военной угрозы со стороны Китая. По мнению США, его главная цель – превратиться в военную сверхдержаву, и сейчас он совершает настоящую революцию в области вооружения. Особое внимание обращается на китайские гиперзвуковые ракеты, которые «невозможно поразить».

За счет привлечения военных и частных компаний Китай совершает военную революцию. У него есть передовые системы вооружений в некоторых областях, среди которых, — гиперзвуковые баллистические ракеты. Это вызывает все большее беспокойство у США. За торговой войной Америки и Китая стоит борьба за гегемонию в сфере искусственного интеллекта и других высоких технологий. 

Гиперзвуковые баллистические ракеты невозможно сбить

1 октября 2019 года в Пекине на площади Тяньаньмэнь прошел военный парад в честь 70-летия основания Китайской Народной Республики, на котором были представлены различные виды вооружений. 

Особое внимание привлекли гиперзвуковые баллистические ракеты DF-17. Они летят на гиперзвуковой скорости, превышающей пять махов. Их траектория ниже обычных баллистических ракет, поэтому радары их засекают слишком поздно. Кроме того, невозможно определить место попадания боеголовок, поэтому существующие системы ПВО поразить такие ракеты не могут. Если Китай примет их на вооружение, они станут мощнейшими в мире ракетами. 

Предполагается, что радиус действия этих ракет составляет 1800-2500 километров. Это означает, что сеть ПВО Японии, США и Южной Кореи станет бесполезной.

На параде появились целых 16 мобильных пусковых установок DF-17. Предполагается, что массовое производство таких ракет начнется в 2020 году. Некоторые даже полагают, что их уже поставили на вооружение. 

Опасения США усиливаются

В США не перестают отмечать рост китайской военной угрозы. 

В выступлении 4 октября 2018 года вице-президент США Майк Пенс жестко раскритиковал Китай. «Правительство Китая отдает приоритет тому, чтобы получить военное превосходство над США на суше, в море, воздухе и космическом пространстве», — отметил он. 

Говорят, что это выступление является объявлением холодной войны, сравнивая его с выступлением о «железном занавесе» Уинстона Черчилля в марте 1946 года.  

Речь Пенса указывает на то, что суть торговой войны между США и Китаем заключается в борьбе за гегемонию в самых различных сферах. 

15 января 2019 года министерство обороны США опубликовало доклад под названием «Военная мощь Китая». В нем отмечается, что Китай готовится поставить на вооружение передовые военные системы, и некоторое оружие уже превосходит иностранных конкурентов.

Кроме того, 2 мая того же года был опубликован доклад о военной мощи Китая в 2019 году. Там приводится следующая критика: «Китай добывает иностранные военные технологии различными средствами», или: «Он нечестно получает передовые технологии при помощи кибератак, прямых инвестиций и других методов».

Что касается «Одного пояса, одного пути», то в докладе отмечается, что он способствует расширению военных баз Китая за рубежом. Цель Китая — к 2049 году стать обладателем лучшей в мире военной мощи и превратиться в сверхдержаву в районе Индийского и Тихого океанов благодаря усилению возможностей страны в целом. 

Расширение военного бюджета отражает рост подобных опасений. В декабре 2019 года Сенат принял законопроект об оборонном бюджете на 2020 год (с октября 2019 года по сентябрь 2020 года) и оборонной политике. 

В 2020 году основной инвестиционный акцент будет сделан на искусственный интеллект и другие передовые военные технологии с учетом необходимости противодействия Китаю. 

В законопроекте говорится: «Китай стремится к тому, чтобы найти этим технологиям различное военное применение: от автономных вооружений до оперативного управления». И подчеркивается: «Ситуация, при которой у потенциального врага будет оружие с искусственным интеллектом, а у нас — нет, нежелательна». 

Ранее искусственный интеллект применялся в основном для того, чтобы предвидеть устаревание вооружений, предотвратить поломки, оказать гуманитарную помощь во время стихийных бедствий и отражать кибератаки. 

В дальнейшем, чтобы противостоять Китаю, стремящемуся к использованию искусственного интеллекта для автономного вооружения и оперативного управления, необходимо начать исследования в области применения искусственного интеллекта в бою. 

Передовые технологии дронов с искусственным интеллектом

Технологии, связанные с искусственным интеллектом, обладают высокой универсальностью, поэтому их можно использовать в военной сфере. 

Благодаря распознаванию изображений с применением искусственного интеллекта повышается точность определения цели, и это на порядок улучшает характеристики вооружений. Кроме того, беспилотные самолеты и другие роботы и дроны, а также беспилотные корабли и подводные лодки смогут распознавать обстановку и передвигаться самостоятельно.

Это называется «Военной революцией в области искусственного интеллекта».

Внимание следует обратить на применение дронов. Ранее высота от 15 до 150 метров не использовалась в военных целях. Благодаря использованию дронов это пространство приобретает важное значение с военной точки зрения. 

В области дронов с искусственным интеллектом Китай обладает передовым в мире оружием. 

В настоящее время он разрабатывает технологии выполнения большим количеством дронов тактических задач (роевый интеллект). 

Народно-освободительная армия Китая придумала тактику атаки авианосцев дронами, количество которых составляет несколько тысяч. Чтобы многочисленные дроны могли лететь, не сталкиваясь, необходимы высокие технологии в области искусственного интеллекта. 

В июне 2017 года компания China Electronics Technology Group (CETC) успешно протестировала совместный полет 119 дронов. Теперь дешевые дроны смогут наносить удары по дорогостоящим авианосцам.

Мировая доля производителя дронов компании DJI на рынке квадракоптеров для частного пользования составляет 70%. 

Компания Norinco представила новый военный дрон MR-150. По информации компании, 15 таких дронов могут уничтожить танки и бронетехнику в количестве 75 единиц. 

Эксперты полагают, что за счет внедрения искусственного интеллекта беспилотные автономные системы в будущем смогут выполнять различные задачи. 

Автономная система смертоносного вооружения (LAWS) — это оружие, которое может автоматически определять и поражать цель. Совет по правам человека ООН начал обсуждать этот вопрос. Развивающиеся страны и НКО активно требуют принять международное соглашение о запрете на использование LAWS, однако США, Китай и Россия относятся к этому осмотрительно. 

Если искусственный интеллект будет принимать участие в сражениях, человеческий мозг не будет успевать за скоростью боя. Представитель Центра новой американской безопасности Эльза Каниа (Elsa Kania) называет это «сингулярностью поля боя».

Интеграция военных и частных компаний способствует военной революции в области искусственного интеллекта

Руководитель Китая Си Цзиньпин при помощи интеграции военных и частных компаний пытается перенести в военную область гражданские технологии искусственного интеллекта и провести таким образом военную революцию. 

Военные адаптируют гражданские технологии, а частный бизнес — военные, и так происходит интеграция обеих сфер. 

Многие эксперты уверены, что эта интеграция позитивно сказывается на внедрении искусственного интеллекта в военную технику. 

Между тем в США возникло движение против Project Maven, соглашения между «Гугл» и министерством обороны о разработке искусственного интеллекта для военных дронов. 

«„Гугл" не должен быть связан с военным бизнесом, этот проект нанесет невосполнимый ущерб бренду и конкурентоспособности компании», — такую петицию подписали более четыре тысяч сотрудников. Некоторые даже уволились. 

В результате в июне 2018 года «Гугл» объявил, что свернет Project Maven в марте 2019 года. 

Более того, было объявлено о намерении запретить использование искусственного интеллекта в производстве автономных систем вооружения, а также в сферах, представляющих опасность для жизни человека. 

Я думаю, «Гугл» поступил правильно. Но я также вынужден признать, что это помешает США получить военное преимущество над Китаем. Что делать с этим противоречием?

0 комментариев
Архив