Пекин проведет первый саммит КНР–Центральная Азия
|
Пекин проведет первый саммит механизма КНР – Центральная Азия. К участию во встрече на высшем уровне, которая пройдет в мае, приглашены Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.
Как уточнила полномочный Посол КНР в Кыргыстане Ду Дэвэнь, это станет историческим событием.
«В мае состоится большое событие, которое будет иметь историческое значение – первый саммит механизма Китай – Центральная Азия. Шесть стран создадут площадки для сотрудничества в различных областях для всестороннего углубления политического взаимодоверия и взаимовыгодного сотрудничества», – подчеркнула дипломат.
По ее словам, в январе председатель КНР Си Цзиньпин и главы государств Центральной Азии провели онлайн-саммит по случаю 30-летия установления дипломатических отношений. Лидеры шести стран приняли решение разработать специальный механизм встреч глав государств в целях построения более тесного сообщества единой судьбы Китая и Центральной Азии.
Китай усиливает свои позиции в Центральной Азии
Чрезвычайно интересные новости приходят с просторов Азии. Пекин объявил о проведении саммита в рамках «механизма Китай – Центральная Азия», на который приглашены Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.
Примечательно, что в число стран Центральной Азии входят не только эти страны. По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, северо-западный Китай (Синьцзян, Тибет, Внутреннюю Монголию, Цинхай, запад Сычуани и север Ганьсу), а также районы азиатской России южнее таёжной зоны, Афганистан, северо-западную часть Индии, северную часть Пакистана, северо-восточную часть Ирана. Однако на встречу приглашены исключительно бывшие советские республики, более 30 лет назад ставшие независимыми государствами.
За прошедший год очень многое в мире изменилось. Казавшиеся вездесущими США фактически переносят свои усилия отчасти в Европу, отчасти – в Юго-Восточную Азию. Что касается Центральной Азии, то Вашингтон, выведя войска из Афганистана, фактически оставил этот регион без своего прямого контроля. Судя по всему, место Штатов должна была занять Турция.
По крайней мере, активизация деятельности Союза тюркских государств произошла, судя по всему, в этой парадигме. Тот же Азербайджан совершенно открыто рассматривает Турцию как свое «окно в Европу», через которое можно выгодно торговать, учитывая сложившиеся новые реалии. Азербайджан в этом смысле находится в выгодном положении. Имея сухопутную границу с Турцией в Нахичевани, он может наладить торговлю всем, чем угодно. Именно поэтому Баку предпринимает огромные усилия для открытия Зангезурского коридора.
Другим тюркским государствам повезло гораздо меньше: у них нет прямой границы с Турцией. Зато есть прямая граница с Китаем. Для России события в последний год развиваются так, что она вынуждена направлять все свои усилия на ведение специальной военной операции и разрешение ситуации на Украине. Китай, со своей стороны, уже давно активно сотрудничает с бывшими советскими республиками Средней Азии, развивая на их территории свои промышленные и логистические проекты, а также кредитуя эти страны.
Эксперты пишут о том, что некоторые из них, в первую очередь Кыргызстан и Таджикистан, заняли у Китан так много, что уже не в силах расплатиться по долгам. Таким образом, они все больше попадают в зависимость от КНР. Именно сейчас, что называется, пользуясь моментом,
Китай делает своим центральноазиатским партнерам предложение, от которого они не могут отказаться по разным причинам. США конечно же оставили в Центральной Азии свои «закладки» в виде разного рода террористических организаций и более того, провоцируют голод в Афганистане в надежде на дестабилизацию обстановки в регионе.
Теперь становится понятно, что Китай совсем не зря проводит жесткую политику в отношении уйгуров, давя в зародыше ростки любого сепаратизма. Он плотно входит в очень перспективный, но и в то же время крайне взрывоопасный регион, и от его поведения теперь здесь многое будет зависеть.
Автор: Хасан Насретдинов