Швейцария является одной из наиболее развитых стран мира, лидирующей по многим международным показателям. По ВВП на душу населения - 83 тыс. долл. - занимает 2-е место в мире. В сельском хозяйстве - одном из самых субсидируемых в мире - производится 1% ВВП. Швейцария обладает всесторонне развитым пчеловодством, достаточным для опыления ее основных сельскохозяйственных культур, но производящим лишь треть меда, потребляемого ее населением. Небольшая территория Швейцарии и другие объективные факторы ограничивают ее возможности в развитии пчеловодства.
В Швейцарии насчитывается 17,5 -18,0 тыс. пчеловодов и 165 тыс. пчелосемей. В середине нулевых годов производилось 3,4 тыс. тонн меда, импортировалось 7,7 тыс. тонн и экспортировалось 0,6 тыс. тонн в год. Это соотношение сохраняется до сих пор.
Вклад пчел в экономику страны оценивается в 350 млн франков (=25 млрд руб.). Пчелы опыляют яблоневые сады на 28 тыс. га и другие фруктовые сады на 10 тыс. га, а также ягодные плантации на 3,2 тыс. га.
По «плотности» пчелиных семей на квадратный километр Швейцария превосходит большинство стран Европы. По данным Швейцарского НИИ развития сельского хозяйства (Agroscope), в Швейцарии насчитывается 4 пчелосемьи на квадратный километр, во Франции - 2,5, Германии - 1,9 и в Великобритании - 1,3.
Равномерное распределение пасек по территории страны делает нерациональными кочевки на дальние расстояния. Средняя продуктивность пчелосемьи - 20 кг товарного меда в год. В неблагоприятном для пчеловодства 2019 году этот показатель составил 13 кг.
Пчеловодство носит сугубо любительский характер. Средняя пасека насчитывает 10 пчелосемей. В стационарных павильонах с ульями местной конструкции содержат 80%, в ульях Дадана - 15% и в многокорпусных ульях - 5% пчелосемей. С 2010 года реализуется программа фиксации расположения пасек.
Основные медоносы: белая акация, каштан, одуванчик, разнотравье альпийских лугов, рапс, плодовые и другие деревья. Производится также падевый мед, преимущественно хвойных пород. Большую часть производимого меда пчеловоды напрямую сбывают потребителям. Присутствие на швейцарском рынке больших количеств дешевого импортного меда негативно влияет на сбыт местного меда.
Швейцарские пчеловоды отказываются от итальянской пчелы в пользу карники и бакфаст. Предпринимаются также попытки возрождения «аборигенной» темной лесной пчелы Apis melifera melifera, которая считается более приспособленной к местным условиям и более устойчивой к паразитам и патогенам. В Ассоциации любителей этой пчелы насчитывается 300 пчеловодов.
Имеющиеся в Швейцарии разведенческие хозяйства не полностью удовлетворяют местный спрос на маток и пчелопакеты, в результате чего растет их импорт. В 2012 году было импортировано 5,5 тонн, а в 2017 году - 14,5 тонн «живых пчел».
По данным опроса, в котором приняли участие более 1,4 тыс. пчеловодов, гибель пчел в зимовку 2019/2020 составила 13,2% - столько же, сколько в две предыдущие зимовки. Очевидно, это заслуга швейцарских пчеловодов и ветеринарной службы.
Экологическая обстановка в Швейцарии в целом не способствует прогрессу пчеловодства. По экспертным оценкам, из имеющихся здесь 1143 видов насекомых 60% грозит исчезновение. Главные причины этого: интенсификация земледелия, растущие масштабы применения пестицидов и минеральных удобрений, разрушение традиционной среды обитания насекомых, урбанизация. По данным Швейцарской федерации друзей природы, исчезновение угрожает 40% летающих насекомых, в том числе 600 видам диких пчел. По сравнению с 1990 годом, на 60% снизилось количество насекомоядных птиц, обитающих вблизи сельскохозяйственных угодий.
Одна из новых потенциальных угроз швейцарскому пчеловодству - завоз из Франции и других стран ЕС азиатского шершня Vespa velutina, в рацион которого входят медоносные пчелы. С 2017 года гнезда этого хищника периодически обнаруживают в ряде районов Швейцарии, но пока он не причиняет местному пчеловодству заметного вреда. По-видимому, этого обитателя субтропиков не устраивают холодные зимы и другие особенности швейцарского климата и окружающей среды.
В 2014 году парламент Швейцарии принял «Национальный план действий по защите здоровья популяции пчел» (Massnahmenplan für die Gesundheit der Bienen), в котором содержатся положения о снижении рисков, связанных с применением пестицидов в зонах развитого пчеловодства и традиционного обитания диких опылителей.
В 2019 году в парламенте была создана депутатская группа по вопросам пчеловодства и зарегистрированы сразу две народные законодательные инициативы о противодействии чрезмерному «увлечению» аграриев пестицидами.
Первая инициатива: «За Швейцарию без синтетических пестицидов» (Für eine Schweiz ohne synthetische Pestizide) требует запрета применения пестицидов в Швейцарии, а также запрета импорта продуктов питания, произведенных «с применением» пестицидов.
Вторая инициатива: «За чистую питьевую воду и здоровое питание» (Volksinitiative für sauberes Trinkwasser und gesunde Ernährung) требует прекращения предоставления бюджетной поддержки швейцарских фермеров, применяющих пестициды и антибиотики.
Как и следовало ожидать, против этих инициатив выступили швейцарские фермеры, производители и продавцы пестицидов. Швейцарская компания Syngenta входит в топ-10 мировых производителей химических средств защиты растений, в том числе неоникотиноида тиаметоксама, применение которого запрещено в Европейском Союзе. В 2019 году объем глобальных продаж СЗР этой транснациональной корпорации составил 10,6 млрд долл., а семян сельхозкультур (в том числе ГМО) - 3,1 млрд долл.
В июне 2019 года нижняя палата швейцарского федерального парламента - Национальный совет - отверг указанные инициативы как «очевидным образом перегибающие палку». Намечавшееся на 2020 год обсуждение вопроса о вынесении этих инициатив на референдум отложено на неопределенный срок из-за эпидемии коронавируса.
Подавляющее большинство зарегистрированных в Швейцарии пчеловодов являются членами трех ассоциаций, построенных по этническому и языковому принципу. В Bienen Schweiz (VDRP) состоят 12 тыс. германоговорящих, в Société Romande d'Apiculture (SAR) – 3 тыс. франкоговорящих и в Società Ticinese di Apicoltura (SТА) – 0,4 тыс. италоговорящих пчеловодов. Эти ассоциации входят в «зонтичное» федеральное объединение Apisuissе, представляющее интересы пчеловодов на политическом, экономическом и правовом уровнях и поддерживающее контакты с пчеловодными объединениями других стран. Apisuissе является полноправным членом Международной федерации пчеловодных ассоциаций - Апимондии.
При Apisuissе функционирует компания Apiservice GmbH, предоставляющая консультации пчеловодам по различным вопросам, и компания Imkerbildung Schweiz GmbH, занимающаяся обучением и повышением квалификации пчеловодов. Действуют также несколько объединений по интересам. В их числе объединения пчеловодов, занимающихся разведением пчел различных пород, продвижением естественного пчеловодства, пропагандой пыльцы как полезного продукта и т.д.
Федеральные ведомства, деятельность которых влияет на пчеловодство Швейцарии:
- Федеральное управление сельского хозяйства (FOAG)
- Федеральное управление по безопасности пищевых продуктов и ветеринарии (BLV)
- Федеральное управление общественного здравоохранения (BAG)
Научными исследованиями в области пчеловодства занимается Центр исследований пчел (ZBF) в Либефельде и Институт здоровья пчел (IBH) при Университете Берна.
Комментарий «Мира пчеловодства». Пример Швейцарии свидетельствует о том, что высокий уровень социально-экономического развития страны отнюдь не гарантирует успешное развитие ее пчеловодства, несмотря на все усилия, прилагаемые в этой области пчеловодным сообществом, учеными, специалистами, экологами, общественными организациями и СМИ. Сегодня в Швейцарии речь идет только об удержании национального пчеловодства на его нынешнем уровне, но не о его поступательном развитии. Как и в других странах Западной Европы.
Заглянул в гнездо диких пчёл в лесу и показываю, как оно выглядит внутри (с медом)
Видели, как выглядят дикие лесные пчёлы, их дикий мёд и гнездо внутри?
Мне повезло. Я видел.
Удалось заглянуть прямо в пчелиное гнездо, и увидеть, как медовые соты выглядят по-настоящему, в природе, а не в улье на пасеке, где пасечник просто выставляет в деревянный ящик рамки, на которых пчелы и строят свои восковые конструкции.
Дикие пчелы строят свои гнезда в дуплах деревьев, повыше над землей, чтобы в ним поменьше лазили животные. Хотя, медведи, конечно, всё равно иногда умудряются забраться.
И человек...
Бортевики (так называются песечники, которые добывают дикий мёд у пчел) тоже научились забираться на деревья, и аккуратно «воровать» у дикий пчёл их мёд).
С одним из таких бортевиков я и заглянул прямо в пчелиное гнездо.
В узкой щели в стволе сосны можно увидеть несколько свисающих пластов с медовыми сотами.
Их строили пчелы всё лето, подвесив к верхней части гнезда, и постепенно наращивая снизу и заполняя соты медом.
Чуть подальше, и с другого ракурса.
Бортевик деревянной лопаткой уже отделил часть одной соты.
Как из обычного улья просто вытащить рамку здесь нельзя, поэтому соты вынимают только таким образом.
Пчёлы тут как тут, никуда не улетают!
Так выглядит открытое пчелиное гнездо целиком.
А так выглядят только что отобранные у пчел соты на дне деревянного ведерка бортевика.
Дикий мёд с пергой.
Кстати, можно увидеть, что разные пластинки имеют разный цвет и воска, и мёда.
Некоторые соты заполнены пергой, некоторые — нет. Перга — это собранная пчелами пыльца, уложенная в соты, утрамбованная, залитая мёдом и законсервированная образующейся молочной кислотой. Это запасы корма для пчёл на зиму...
Еще немного дикого мёда из дупла.