Новый Шёлковый путь: как Китай хочет покорить весь мир торговлей. Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана
Новый Шёлковый путь: как Китай хочет покорить весь мир торговлей. Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана
2 года назад 4422

Один пояс – один путь» – такое название получил масштабный проект Китая по созданию единой транспортной системы, которая объединит все ключевые государства Евразии, а в перспективе – целую планету.

Предполагается, Новый Шёлковый путь упростит торговлю и станет мощным подспорьем для экономического развития всех стран-участниц проекта. В чём подвох китайской идеи, и почему Поднебесная готова пожертвовать миллиарды долларов на её воплощение?

Обратно в прошлое

Великий шёлковый путь – караванная дорога, проложенная во II веке до н.э. из Китая в страны Средиземноморья. По этому пути Запад и Восток обменивались товарами и технологиями, расширяли культурные и политические связи.

При этом большинство инноваций (порох, бумага, шёлковые ткани) шли именно из Китая в Европу, а не наоборот. Исторически, Поднебесная всегда была экономическим и научным центром и лишь в 19 веке уступила это место европейским странам.

Китай богател за счет экспорта уникальных товаров, Европа знакомилась с достижениями Азии, а страны и города маршрута цвели за счет таможенных сборов. В XV веке из-за роста морской торговли и постоянных войн в Средней Азии Шёлковый путь пришел в упадок.

Сегодня, спустя почти 5 веков, Китай планирует воссоздать и расширить утраченные маршруты. Хотя по морю везти грузы всё ещё дешевле, чем по суше, высокоскоростные железные дороги смогут исправить это и соединить всю Евразию сухопутным транспортом. 

Подобные поезда смогут разгоняться до 250-300 км/ч
 
Подобные поезда смогут разгоняться до 250-300 км/ч

Так, если везти товары из Китая в Германию поездами через Транссибирскую магистраль и второй Евразийский континентальный мост, то это займет всего 15 суток. Если же отправлять груз по морю через Суэцкий канал, то путь займет месяц.

Однако «Новый шёлковый путь», кроме железнодорожного сообщения, предусматривает создание новых шоссе, трубопроводов, линий электропередач и всей сопутствующей инфраструктуры.

На этом пути будут возникать новые заводы и города, люди получат работу, станет развиваться бизнес, семимильными шагами начнут развиваться новые технологии. В орбиту китайского проекта окажутся втянуты более 4 млрд жителей планеты. 

Красным – основной маршрут, розовым (через Россию) – дополнительный

В чем подвох?

Идея «Нового шёлкового пути» была впервые изложена главой Китая Си Цзиньпином в 2013 году. Россия, Казахстан, Монголия и многие другие азиатские страны горячо поддержали эту идею.

Казахстану проект поможет развить экономически слабые восточные регионы. Россия надеется на развитие Сибири, в качестве альтернативы Западу. Среднеазиатские государства стремятся с помощью Китая решить внутриполитические проблемы. Поднебесная, в свою очередь, обещает щедро инвестировать в проект и решать конфликтные ситуации.

Прохладно к «Новому шелковому пути» относятся западные страны, конечная точка маршрута. Иностранные эксперты называют идею новым «планом Маршалла» – проектом США, осуществлённым после Второй Мировой.

Тогда американцы инвестировали триллионы долларов в экономику Европы, восстановили её и попутно включили континент в сферу своего экономического влияния. США получили рычаги политического давления на участников проекта. Например, американцы потребовали исключить коммунистические партии из состава европейских правительств. 

Заодно США распространили влияние доллара за пределы американского континента, что позволило ему стать главной валютой мира

«Новый шелковый путь» сделает то же самое. Он позволит Китаю завоевать новые рынки, повысить статус национальной валюты и лоббировать свои интересы в местных правительствах.

Китай превратится в гегемона, причем мирными путями. Впрочем, едва ли США будет просто наблюдать за этим. Америка противодействует созданию «Нового шёлкового пути» точно так же, как противодействует запуску российского «Северного потока-2».

Россия может выиграть от такого амбициозного проекта: города на маршруте получат стимулы к процветанию. Однако растущее влияние Китая может негативно сказаться на экономике: вместо развития высокоточного производства мы можем скатиться к продаже сырья и впасть в зависимость от восточного соседа.

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана

Если посмотреть на карту мира, то даже невооруженным глазом видно, что кратчайшая дорога из Москвы в Китай должна лежать через Казахстан.

 
Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

Если запустить навигатор по маршруту "Москва-Сиань" (это город в центральном Китае), то будет предложено несколько маршрутов и все они также будут затрагивать Казахскую Республику.

Наиболее короткий путь составит 7800 километров: 

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

И вот, держа в голове эту информацию, смотрим на то, какие новости приходят с полей.

Как известно, в России началось строительство трассы М12 "Москва-Казань". 

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

Кстати, на этой стройке инженером-мостостроителем работает мой двоюродный брат. Он много рассказывал о процессе (сейчас они строят развязку в районе Нижнего Новгорода).

Говорит, трасса строится с нуля в чистом поле. Четыре полосы (две туда, две обратно). Никаких светофоров и перекрестков – только дави да дави (на газ). Ну, это так, отступление.

Позже Правительство объявило, что М12 будет продолжена – до самого Екатеринбурга. 

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

Новость эта, конечно, была хорошей, но как-то она не стыковалась со стратегическим развитием России. Ведь, как известно, мы обладаем гигантским транзитным потенциалом, связывая по суше Китай и Европу.

Так что подобные масштабные стройки было бы желательно прокладывать с учетом именно транзитных маршрутов. Это позволяло бы зарабатывать миллиарды, развивая, к тому же, внутренне производство и потребление (для многих будет новостью, но и Китай и Европа много что у нас покупают, помимо газа и нефти. Особенно – продовольствие, удобрения, химию).

Как ни крути, но обрывать М12 на Урале – значит делать ее тупиковой и никак не задействовать в международной логистике.

И вот, на недавней встрече Президента и Правительства, Путин дал указание проработать дальнейшее продолжение М12 – до самого Китая. Это решение оказалось довольно логичным и сложило пазл до конца.

Если М12 дойдет от Москвы до Китая, то транзитный маршрут окажется полностью готов, т.к. Москва уже связана с Петербургом новейшей дорогой М11, а от Петербурга до Европы товары можно отправлять морем, либо по суше на Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и т.д. 

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана
И тут можно было бы предположить, что короче всего будет дотянуть М12 до Омска, а оттуда пойти на юг и через Казахстан выйти в Западный Китай. 
Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана
Но... нет. Предварительные обсуждения позволяют сделать вывод, что трассу от Омска направят дальше на восток, до Новосибирска, Бийска, а далее – через Алтай в Монголию и тот же Западный Китай. 
Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

Такой маршрут получается почти на 1000 км длиннее и, к тому же, он пересекает горы Алтая, что не очень дешево для строителей и не очень удобно для водителей.

Почему же тогда дорогу не проложат через Казахстан? Ведь это дружественная нам страна? Да и она могла бы взять расходы на строительство участка дороги на себя? А так, нам все придется строить самим...

Конечно, причин может быть много, но главных, как я считаю, две.

Первая – доходы от транзита

Китайские и европейские фуры будут оплачивать проезд по этой новой дороге. Причем оплачивать как напрямую (по примеру платной дороги Москва-Петербург) так и косвенно (покупать бензин, еду, оплачивать жилье и т.д.).

Соответственно, каким бы Казахстан не был дружественным, но своя рубашка ближе к телу. Миллиарды долларов от дополнительного транзита через территорию России упускать точно не стоит. 

Почему Россия решила строить новую скоростную дорогу в Китай в обход дружественного Казахстана 

Вторая – дружбы между странами не существует

Думаю, все матерые политики это прекрасно понимают. Существуют лишь национальные интересы и ситуативные партнеры.

Вон, Франция с Британией дружили, дружили, а потом не поделили рыбу в море и все – пошли скандалы. Венгрия дружила со всей Европой, а сейчас ей санкциями грозят из-за отказа от пропаганды ЛГБТ+ в школах.

Россия когда-то дружила с Украиной, а ДНР и ЛНР вообще были ее частью. И что же?

Международная обстановка меняется, и точно так же друзья меняются на врагов и наоборот. Могла ли Москва 40 лет назад подумать, что транзитный газопровод через Украину станет для нее такой головной болью?

Вот и сейчас кажется, что транзитная дорога через дружественный Казахстан – отличная идея. Но все может поменяться в ближайшие десятилетия и даже считанные годы. Тем более, что первые признаки русофобии в среднеазиатском соседе уже начинают проявляться.

Так что, как говорится, "все своё ношу с собой". Лучше ни от кого не зависеть и полностью контролировать транзитный маршрут – это хоть и дороже на этапе строительства, но зато прибыльнее на этапе эксплуатации и уж точно – безопаснее и надежнее.

0 комментариев
Архив