Эксперты прогнозируют, что электромобили составят половину от общего объема продаж авто уже к 2025 году.
Продажи электромобилей и аккумуляторов растут очень быстро в некоторых странах, и Германия, как ожидается, станет первой страной, где количество электромобилей превысит количество автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного порталом Hippo Leasing.
Эксперты проанализировали темпы роста продаж электромобилей в 12 странах, где продается больше всего автомобилей, и использовали это для прогнозирования того, что в 2023 году продажи электромобилей в этой стране обгонят автомобили со всеми другими типами силовых установок.
Следом за Германией в списке следуют Великобритания, Китай, Франция, США, Италия, Южная Корея, Австралия, Бразилия, Испания, Япония и Индия.
Согласно исследованию, Германия станет первой страной, где электромобили станут наиболее распространенным типом автомобилей еще до введения запрета на продажу автомобилей с ДВС через 10 лет. Эксперты подтверждают это данными о резком росте продаж электромобилей в Германии, которые увеличились на 109% в период с 2020 по 2021 год.
Эксперты прогнозируют, что, сохраняя такие темпы роста, электромобили составят половину от общего объема продаж авто уже к 2025 году. Кроме того, Германия может стать первой страной в мире, полностью перешедшей на электрический транспорт.
Как китайский бум электромобилей угрожает экспортерам нефти
В Китае стремительно развивается тренд отказа от бензинового транспорта в пользу электромобилей. Рассказываем, что происходит и грозит ли это в долгосрочной перспективе обвалом цен на нефть
По данным за февраль 2023 года, в Китае продажи дизельных и бензиновых автомобилей упали на 20% в абсолютном выражении по сравнению с годом ранее. В то же время спрос на электромобили в КНР, наоборот, переживает бум: продажи электрокаров стремительно растут и недавно достигли рекордных 32% рынка стандартных легковых автомобилей, пишет Forbes Russia.
Лишь за I квартал 2023 года крупный бренд электрокаров Li Auto смог нарастить поставки машин на 66%, до 52 584 штук. Компания Nio Inc. также продемонстрировала квартальный рост в 21% в годовом сравнении с ее 31 041 электромобилем в 2022-м.
Государственная поддержка и бум электрокаров
На протяжении последних 13 лет в Китае существовала практика государственного стимулирования спроса на электротранспорт. До недавнего времени правительство предлагало субсидии, размер которых различался в зависимости от емкости батареи и в среднем равнялся примерно 14 400 юаням ($2095). Например, граждане, приобретающие электрокар с запасом хода на 400 км, могли претендовать на выплату от государства в размере 12 600 юаней ($1833). Еще одной мерой, позволившей властям простимулировать покупки EV (электрокаров), стала выдача бесплатных автомобильных номеров. В мегаполисах Китая для борьбы с пробками внедрили практику продажи номерных знаков на аукционах, и стоят они там довольно дорого. Средняя цена в Шанхае, по данным The Wall Street Journal, в 2013 году составляла около $12 000.
Таким образом государство стремилось решить проблему загрязнения воздуха и жутких пробок на дорогах китайских мегаполисов. Например, в крупных городах ввели систему, согласно которой машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать лишь по определенным дням, в то время как электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений.
Кроме того, китайская администрация потрудилась и над расширением системы зарядок электромобилей и увеличением количества зарядных станций не только в больших городах, но и в сельских районах. Сам процесс подзарядки машин также максимально упростили: вместо того, чтобы ждать, пока аккумулятор автомобиля полностью зарядится, владельцы EV в Китае могут теперь просто поменять батарею.
Все эти меры превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта. За последнее десятилетие Китай неожиданно для всего мира превратился в мирового лидера по производству и покупке электрокаров. Только за 2022 год продажи электрокаров увеличились вдвое, несмотря на то что автомобильный рынок был вялым из-за антиковидных ограничений. Согласно отчету Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2022 году в КНР было продано 5,9 млн электромобилей и перезаряжаемых гибридов, что составило 59% продаж электромобилей и гибридов от всего числа проданных электрокаров в мире.
«Они производят дешевые электромобили для масс-маркета, чего не делает пока ни один автопроизводитель на Западе. Это настоящий бум», — сказал в комментарии Daily Telegraph Эдер Тернер, глава международной комиссии по энергетическому переходу. Китайские производители действительно предлагают на международном рынке бюджетные электрокары — именно благодаря тому, что на российский рынок в 2022 году пришли китайские автомобили, средняя цена новых электромобилей в России снизилась с 9,8 млн до 5 млн рублей. А в этом году более 40 автопроизводителей в Китае объявили о скидках — от нескольких сотен долларов на дешевые модели до тысяч долларов на премиальные. The New York Times называет происходящее «кровавыми ценовыми войнами».
Ранее, согласно консенсус-прогнозу, предполагалось, что доля электромобилей в Китае достигнет 40% к 2030 году. Сейчас эксперты говорят, что этот порог может быть преодолен гораздо раньше. «Мы считаем, что к 2030 году доля электромобилей в Китае составит 80%», — говорит Кингсмилл Бонд из организации, занимающейся энергетической стратегией, RMI.
Причем продажи электромобилей остаются на высоком уровне даже после отмены субсидий в конце прошлого года. Как отмечает The New York Times, продажи бензиновых автомобилей упали, а рост продаж электромобилей замедлился. Аналитики ING считают, что в 2023 году рост замедлится и доля новых электромобилей, приобретенных за год, составит 27,5%. Тем не менее они уверены, что еще до 2030 года доля электромобилей на китайском рынке превысит 50%, а ценовой паритет будет достигнут к 2025, что подстегнет рост продаж электромобилей.
Зеленая повестка
Переход на электрокары — лишь часть глобального плана по «озеленению» экономики. Стратегия устойчивого развития была сформулирована в КНР еще в 1990-х, но серьезных успехов страна добилась в основном при нынешнем руководителе Си Цзиньпине. С 2012 года развитие экологической цивилизации постепенно набирало обороты, а в 2020 году Китай впервые заявил о том, что будет стремиться достичь минимальных выбросов CO2 к 2030-му и углеродной нейтральности к 2060-му.
Китай решил всеми силами бороться с изменениями климата и демонстрировать свою приверженность экономически чистому будущему. Разнообразные меры КНР по охране окружающей среды не остались незамеченными: например, зеленая инициатива Ant Forest была удостоена награды «Чемпионы Земли» 2019 года, высшей награды ООН в области охраны окружающей среды, за деревья, посаженные в засушливых регионах Китая.
Успех КНР в области производства EV также оценили по достоинству и за пределами страны: в прошлом году китайский автопроизводитель BYD обошел Tesla Илона Маска по глобальным продажам электромобилей. За первую половину 2022 года BYD реализовала 641 000 автомобилей, что на 300% больше, чем за аналогичный период 2021 года. На этой неделе в Шанхае проходит международный автосалон, где, как ожидается, будет представлен большой спектр новых электромобилей от китайских производителей в разных сегментах и категориях, где они сейчас борются за звание лидеров рынка.
Основательница консалтингового агентства ECOISM Елизавета Маслова подтверждает ценность растущего рынка автомобилей для устойчивого развития: «Если смотреть на выбросы углекислого газа, то основное отличие в производстве электрокаров от бензиновых и дизельных — это производство батареи. За последние годы технологический прогресс позволил снизить выбросы от производства батарей за счет массового производства, что привело к снижению выбросов на одну аккумуляторную ячейку и увеличению использования возобновляемой энергии».
Согласно отчету ICCT (Международный совет по чистому транспорту), выбросы электрокаров за весь жизненный цикл ниже на 19–69% (в зависимости от страны изготовления и использования), чем у дизельных/бензиновых автомобилей.
Что касается утилизации батарей, говорит Маслова, то сейчас активно внедряют переработку аккумуляторов. «До 95% металлов используется повторно, — рассказывает она. — Китай при этом является крупнейшим переработчиком батарей в Азии и продолжает расти».
Потенциальные изменения на нефтяном рынке
Помимо благоприятных изменений для экологии, «зеленый» поворот КНР может в долгосрочной перспективе оказать существенное влияние на ситуацию на нефтяном рынке и баланс сил в мире в целом.
Споры о последствиях глобальной декарбонизации интересны с точки зрения сокращения спроса на нефть и газ. Это касается, например, таких крупных стран — поставщиков нефти, как Россия и Саудовская Аравия, чья экономика в значительной степени зависима от доходов от продаж ископаемого топлива и его экспорта в Китай. В данный момент эти страны являются лидерами по поставкам нефти в КНР: китайские НПЗ скупают российскую нефть с большими скидками, и зимой 2023 года Москва обогнала Эр-Рияд. В 2022 году Россия поставила Пекину 86,25 млн т сырой нефти, что на 1,4% меньше, чем Саудовская Аравия, однако в первые два месяца 2023 года поставки российской нефти составили около 1,94 млн баррелей в сутки, это почти на четверть (23,8%) больше показателей аналогичного периода прошлого года (1,57 млн баррелей в сутки). Саудовская Аравия переместилась на второе место с показателями 1,72 млн баррелей в сутки. Эр-Рияд, правда, не готов так легко сдавать позиции и в марте объявил о крупной сделке с китайской нефтехимической компанией Rongsheng Petrochemical.
Падение спроса на нефть со стороны КНР в ближайшие годы из-за перехода экономики на зеленые рельсы может привести к негативным последствиям для обеих стран.
Евгений Коган, автор Telegram-канала bitkogan, считает, что, хотя доля электромобилей в Китае будет в ближайшем будущем расти, это не приведет к обвалу цен на нефть прямо сейчас. «Сейчас на дорогах Китая ездит около 4% электромобилей. Подавляющее большинство автомобилей в Китае будет продолжать сжигать бензин еще многие годы, — говорит он. — Спрос на нефть со стороны нефтехимического сектора Китая будет расти и в ближайшие 5 лет достигнет пика. Однако потребление нефти этим сектором сравнительно невысокое. Кроме того, Пекин делает ставку на водород. Но в ближайшие 7–10 лет за нефть можно особо не переживать. А вот в более долгосрочной перспективе переход транспорта в Китае на новые источники энергии будет негативным фактором для нефти. Помимо Китая, мы видим развитие схожих тенденций в США и Европе. Для стран, живущих за счет экспорта нефти, это плохие новости. Стоит подумать о новых источниках наполнения бюджета уже сейчас».
Прагматические цели
То, как постепенный отказ от нефти отразится на экономике ведущих партнеров, не слишком беспокоит Китай, который в первую очередь придерживается своих собственных прагматических целей. Для руководства КНР не секрет, что для того, чтобы иметь возможность противостоять Западу с позиции силы в будущем, усилия для экологического перехода нужно предпринимать уже сейчас. Именно поэтому страна всерьез озаботилась продвижением экологичного производства и экологически чистых технологий. КНР уже сейчас производит около 90% солнечных панелей и контролирует 70% производства лития.
Меры КНР оправданы: ученые утверждают, что гималайские ледники в XXI веке стали таять в два раза быстрее по сравнению с предыдущем столетием, а значит, действовать нужно быстро. Последствия опасны не только для КНР, но и для будущего соседних стран: вода в результате таяния попадает в реки, которые обеспечивают водой густонаселенные регионы в Китае, Индии и Пакистане. В результате климатические изменения и повышение уровня воды могут вызвать наводнения из-за появления ледниковых озер.
После отмены государственных субсидий на покупку электромобилей инициативу перехватили некоторые провинции — теперь они предлагают сопоставимые субсидии от себя, чтобы стимулировать спрос.
Каждый пятый проданный в 2023 году в мире автомобиль будет электрическим
Переход от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям сократит мировой спрос на нефть как минимум на 5 млн баррелей в день к 2030 году
Доля новых электромобилей на мировом рынке в 2023 году достигнет 18%, говорится в обзоре рынка, подготовленном Международным энергетическим агентством (МЭА), пишет Forbes Russia.
В 2022 году в мире было продано более 10 млн электромобилей. По прогнозу МЭА, в 2023-м продажи вырастут на 35% и достигнут 14 млн. Если в 2020 году доля новых электромобилей на рынке составляла 4%, в 2021-м — 9%, в 2022-м — 14%, то в 2023 году увеличится до 18%, подсчитали аналитики МЭА.
Мировые расходы на электромобили в 2022 году превысили $425 млрд, что на 50% больше, чем в 2021-м. Лишь 10% из них можно отнести на господдержку, остальное потратили сами потребители. Венчурные инвестиции в стартапы, разрабатывающие технологии электромобилей и аккумуляторов, достигли в 2022 году $2,1 млрд, что на 30% выше, чем годом ранее.
Сегодня более половины электромобилей, находящихся на дорогах мира, ездят в Китае. На страну, доминирующую в мировом производстве аккумуляторов, в 2022 году прошлось 60% мировых продаж электромобилей. «За пределами Китая производителям оригинального оборудования (OEM) необходимо предлагать доступные варианты по конкурентоспособным ценам, чтобы обеспечить массовое внедрение электромобилей», — говорится в отчете.
Помимо Китая, самыми насыщенными электромобилями стали рынки Европы и США (25% и 10% соответственно). В Европе в 2022 году продажи электромобилей выросли на 15%, в США — на 55%. К 2030 году, по прогнозу МЭА, в Китае будет продаваться 40% всех электромобилей в мире, США удвоят свою долю рынка до 20%, Европа сохранит свою нынешнюю долю 25%.
Внедорожники и большие автомобили в 2022 году доминировали среди доступных вариантов электромобилей — в Китае и Европе на них приходилось 60%, а в США еще больше. Всего в мире в 2022 году было доступно 500 моделей электромобилей — вдвое больше, чем в 2018-м.
«Тенденции, которые мы наблюдаем, имеют серьезные последствия для мирового спроса на нефть», — отметил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. По прогнозу агентства, переход от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям сократит мировой спрос на нефть как минимум на 5 млн баррелей в день к 2030 году.
Как при производстве Tesla и других электромобилей используют детский труд
Автозаводам требуется огромное количество дорогого сырья, в том числе кобальта, который добывают преимущественно в Конго — нередко с использованием детского труда
Исследование, проведенное Нью-Йоркским университетом и Женевским центром бизнеса и прав человека, показало, что ведущие производители автомобилей, аккумуляторов и электроники прикладывают слишком мало усилий, чтобы убедиться, что кобальт, который они используют, был добыт без использования детского труда на многочисленных небезопасных кустарных шахтах Конго. Авторы исследования призывают этих производителей, а также компании, которые занимаются добычей и переработкой ископаемых, принять участие в искоренении этой практики и повышении безопасности рабочих, сообщает Forbes.ru.
«Примерно 80% мировых запасов кобальта находятся в Конго, и 10% поступает от этих неформальных кустарных шахт», ― рассказал Forbes Майкл Познер, директор Центра бизнеса и прав человека им. Штерна при Нью-Йоркском университете, который участвовал в подготовке отчета. И хотя компании, в том числе Tesla, утверждают, что не закупают кобальт у организаций, использующих детский труд, «10% кобальта в мире поставляют эти кустарные шахты, а это огромное количество продукта», рассказывает Познер.
Переход автоиндустрии к электроэнергии от бензина, который был главным видом топлива на протяжении 100 лет, ― это внушительная задача. Она требует создания новых фабрик, которые производили бы миллионы аккумуляторов и электрических мотов, а также внедрения программы на миллиарды долларов, направленной на создание разветвленной и повсеместной инфраструктуры зарядных станций, которая требуется для всех этих электромобилей. В то же время цены на сырьевые металлы, такие как литий, никель и кобальт, которые используются в литий-ионных батареях, скорее всего останутся высокими, поскольку спрос обгоняет предложение. Проблема использования детского труда в добыче кобальта — еще одно препятствие на пути революции электромобилей.
В своем ежегодном отчете о воздействии на окружающую среду Tesla заявляет, что проявляет «нулевую терпимость» к использованию детского труда и в прошлом направляла в Демократическую Республику Конго делегацию от своего Комитета социально ответственных закупок, чтобы оценить условия труда на шахтах. «Поездка в ДРК позволяла получить более точное понимание сложного вопроса кустарных и малых шахт (ASM) и их истории в ДРК», ― сообщила компания в последнем отчете, не углубляясь в детали.
«Международные компании, которые безуспешно пытаются избежать кобальта, добытого на ASM, игнорируют неудобную истину. Она заключается в том, что отделить ASM-кобальт от общего массива поставок кобальта, добытого промышленным путем, почти невозможно», ― сообщила в электронном письме Дороти Бауманн-Поли, директор Женевского центра и автор отчета о кобальте.
В августе прошлого года CEO Tesla Илон Маск и совет директоров компании призвали акционеров отклонить предложение, согласно которому компания должна была бы предоставлять подробные отчеты о практиках в области закупок сырья и о мерах, предпринимаемых, чтобы даже косвенно не задействовать детский труд. В августе 2022 года подавляющее большинство акционеров проголосовали против. Tesla не ответила на просьбу прокомментировать исследование Нью-Йоркского университета и Женевского центра.
По словам Познера, который занимал пост помощника генерального секретаря США при администрации Обамы, кустарные шахты используют труд детей, просто потому что детям легче забираться в узкие туннели и дыры: «Люди приходят на места добычи ископаемых с семьями, копают неукрепленные ямы, потом отправляют своих детей в колодцы, и колодцы рушатся».
«Кобальт, который был механически извлечен с помощью больших машин, смешивается с кобальтом, который люди выкапывают вручную и продают на местном рынке. И если даже смешение происходит не в Конго, большую часть кобальта обрабатывают китайские плавильни, ― сказал он. — Так или иначе, если вы крупный производитель автомобилей, электроники или аккумуляторов, кустарный кобальт — часть вашей цепи поставок».
General Motors, которая намеревается потеснить Tesla на рынке электромобилей, сообщила, что старается добиться того, чтобы никто из ее поставщиков не использовал детский или рабский труд. «Мы активно следим за нашей цепочкой поставок и проводим обширные проверки, особенно в случаях, где мы обнаружили или были проинформированы о потенциальных нарушениях закона, наших договоренностей или наших политик, таких как Кодекс этики поставщиков, который основан на Глобальном договоре ООН», ― сообщил в электронном письме представитель компании Дэвид Барнас.
Ford не ответил на просьбу дать комментарии.
Тем не менее, как сообщается в отчете, в долгосрочной перспективе нельзя полагаться на то, что автопроизводители будут отслеживать соблюдение этих условий шахтами. Авторы исследования приходят к выводу, что единственное реальное долгосрочное решение заключается в том, что государства должны признавать существование малых кустарных шахт, регулировать их деятельность, устанавливать ограждения и вводить другие меры безопасности, чтобы уменьшить число несчастных случаев. Наряду с отказом от использования детского труда на шахтах авторы призывают Конго и покупателей его кобальта способствовать тому, чтобы шахты чаще нанимали женщин и тем самым улучшали их экономическое положение.
Познер говорит, что для начала компании могли бы признать существование проблемы. «Бессмысленно притворяться, будто это не наше дело. И очень мало делается для законодательного закрепления и улучшения условий труда», — резюмирует он.