На пути к нищете. О росте бедности и экономического неравенства в ЦА
На пути к нищете. О росте бедности и экономического неравенства в ЦА
3 года назад 1678 platon.asia

Несмотря на постепенное восстановление как мировой, так и региональной экономики после карантинных мер, темпы роста финансового неравенства и нищеты в регионе не спешат уменьшиться. Более того, есть существенные основания говорить об увеличении темпов прироста бедноты в ближайшие годы.  Так пишет platon.asia

Сегодня мы также рассмотрим причины вызвавшие столь негативную тенденцию и возможные последствия для стран Центральной Азии. 

В начале века ЦА демонстрировала стремительный прогресс в вопросе сокращения уровня нищеты, это касается всех без исключения стран региона. Однако, этого благоприятное времени не хватило чтобы сформировать устойчивый средний класс. В сущности, сформироваться он успел лишь в нескольких городах региона, таких как Нур-Султан, Алматы, Ташкент, и в меньшей степени Бишкек и Душанбе. А со временем положительная динамика начала замедляться, серьезно усугубляться все начало в 2009 году, и продолжало падение на фоне кризисных процессов, общего падения доходов в СНГ, снижения спроса на углеводороды и последствий антироссийских санкций для национальных экономик региона. 

В настоящий же момент ситуация достигла наихудших показателей. Пандемия безусловно сказалось на росте нищеты самым неблагоприятным образом. И по прогнозам всемирного банка численность бедных людей в регионе может превысить два с половиной миллиона человек уже в ближайшее время. 

Особенно уязвимы такие страны, как Таджикистан и Кыргызстан, в них может дополнительно появится еще полтора миллиона человек низкого достатка. В особенности это связано с денежным переводами из-за рубежа, т.е с трудовыми мигрантами. В этих странах объем зарубежных переводов мог достигать от 30 до 40% дохода домохозяйств. Вследствие пандемии и карантинных мер, число трудовых мигрантов заметно снизилось, многие семьи потеряли основной источник заработка, из-за чего людям приходится находить новые пути нахождения средств или подвергать себя жесткой экономии. 

Колоссальный урон также нанес временный простой сельского хозяйства, так-как зависимость от него в регионе существенная, в связи с большим числом трудящихся в этой сфере. 

Туркменистан в настоящий момент испытывает серьезные продовольственные проблемы, в стране наблюдается нехватка основных продуктов питания. Огромные очереди за продуктами образующиеся с самого раннего утра стали в последние годы обыденностью в жизни Туркменского общества. Помимо самой нехватки продуктов питания, жители страны жалуются на сильно возросшие цены, из-за чего купить дефицитные товары для многих не представляется возможным. А «дефицитными» товарами в настоящий момент могут являться даже самые базовые продукты, вроде масла и яиц. Притом тяжесть продовольственного положения ощущается в самом Ашхабаде, не говоря уже о регионах. А учитывая то, то в ближайшее время не стоит ждать увеличения цены на природный газ, являющийся главным сырьем Туркменского экспорта, можно прогнозировать возрастание уровня бедности в этой стране.

В Узбекистане около 12-15 % страны находятся за чертой бедности. Это около 4-5 миллионов человек, т.е число почти сопоставимое с совокупным населением прибалтийских стран.

Несмотря на стремительные темпы роста Узбекской экономики, самая бедная часть населения не может извлечь из этого пользы. К тому же, из-за отсутствия доступа к основным рынкам она оказывает минимальное воздействие на развитие общества в целом, так-как остается отторгнутой от основных производственно-потребительских отношений. Наиболее высокий уровень бедности в стране фиксируется в Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Андижанской областях. Правительство в свою очередь пытается обеспечить социальную поддержку, однако без развития инклюзивных бизнес-моделей и специализированных программ помощи малоимущим, качественно изменить ситуацию в ближайшее время не представляется возможным. 

Для Казахстана предыдущий год оказался одним из самых сложных за два десятилетия, что непременно сказалось и на уровне доходов. Уровень бедности в стране существенно вырос, преодолев результат посткризисного 2016 года. Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума возросла до 5.7%, это около 1.1 миллиона человека. В целом эксперты делают прогноз, что несмотря на восстановление экономики, уровень бедности в стране продолжит расти. 

Не менее негативным процессом является увеличение экономического неравенства и социального расслоения. Ибо несмотря на растущую бедность, некоторое число Казахстанских миллиардеров, смогло увеличить своей капитал в прошлом году, также возросли доходы госслужащих. 

Следует отметить, что рост нищеты влияет и на общественные настроения, становясь источником недовольства, почвой для радикализма и маргинализации, не говоря уже о долгосрочных экономических последствиях. Поэтому не стоит считать бедность лишь проблемами самих уязвимых социальных групп, в действительности это глобальная проблема всей нации и государства. 

0 комментариев
Архив