Мусульмане во всем мире задумываются об экологии во время Рамадана
Мусульмане во всем мире задумываются об экологии во время Рамадана
8 месяцев назад 835 islamosfera.ru

В месяц Рамадан, когда особое внимание уделяется сдержанности и благотворительности, мусульмане должны задуматься и о том, что они могут сделать для сохранения природы, пишет Аrab News.

Рекомендации могут включать использование меньшего количества воды при выполнении ритуального омовения перед молитвой, замену пластиковых бутылок и столовых приборов во время общественных ифтаров на многоразовые и сокращение пищевых отходов. Другие возможные инициативы – использовать местные продукты, делать упор на переработку отходов и использовать пожертвования для финансирования проектов в области экологически чистой энергии. Вдохновением для мусульман в этом отношении может послужить экологическое понимание определенных аятов Корана и высказываний Пророка Мухаммада (мир ему) о земле, воде и борьбе с расточительностью

По словам имама Саффета Катовича, активиста-эколога исламской общины США, в Америке и Канаде экологические группы, которые начали возникать среди мусульман в середине 2000-х годов независимо друг от друга, сформировали «зеленое мусульманское понимание» в рамках религиозных традиций. В свою очередь,  Рамадан предлагает «уникальную для мусульманского сообщества возможность экологического обучения». «Тридцать дней вполне достаточно, чтобы изменить свои привычки», – говорит Саффет Катович. Веб-сайт Исламского общества Северной Америки призывает мусульман быть «экологически чистым сообществом», заявляя, что забота об окружающей среде «основана на предпосылке, что ислам предназначил нам быть распорядителями и защитниками этой планеты».

Ramadan Special: Keep your environment clean and be eco friendly - Times of Oman

Источник: Times of Oman

Некоторые мечети и мусульмане по всему миру прислушиваются к таким призывам. В Индонезии благотворителей призывают свои пожертвования направлять на приобретение солнечных батарей для оснащения религиозных зданий. В прошлом году таким образом была оснащена мечеть Истикляль в Джакарте, мечеть исламской школы-интерната Аль-Махадул в Индонезии и другие здания.

В городе Эдисон в штате Нью-Джерси мечеть Масджид аль-Вали и общественный центр продает прихожанам многоразовые бутылки для воды. В ней также установлены большое количество кулеров, чтобы препятствовать использованию одноразовых пластиковых бутылок. «Сохранение окружающей среды – это правильный с точки зрения ислама образ действий. Люди принимают это послание, но, как обычно, это происходит медленно», – говорит член правления мечети Акил Мансури. Несколько лет назад в Масджид аль-Вали также установили солнечные батареи. По словам Акила Мансури, в Рамадан блюда для общественных ифтаров мечети пока поставляются в пластиковых коробках. Но прихожан призывают собирать остатки и повторно использовать упаковки. Руководство мечети надеется, что в следующий Рамадан можно будет найти альтернативы.

A group of people recycling plastic bottles

Источник: MARWAN NAAMANI/AFP VIA GETTY IMAGES

В Англии благотворительная организация «Проекты против пластика», базирующаяся в Бристоле, проводит кампанию по освобождению от пластика в Рамадан. «Я, как мусульманин, считаю, что мечети являются центром жизни общин, и они должны играть ведущую роль в обеспечении устойчивого развития и переработке отходов. Во время месяца Рамадан я видел нелепое количество пластика, который использовался и выбрасывался», – говорит инициатор проекта Назим Талукдар.

Альянс «Умма за землю», созданный как союз разных природоохранных организаций Ближнего Востока, призывает людей взять на себя обязательство придерживаться хотя бы одной экологически чистой практики во время Рамадана. Как рассказывает Нухад Аввад, координатор проекта «Умма за землю» из Greenpeace MENA, работая над повышением осведомленности, участники кампании часто сталкиваются с аргументом о том, что изменение климата «предопределено» и «нельзя повлиять на божественное предопределение». «Мы пытаемся изменить такое понимание. Есть множество вещей, которые мы можем сделать как на индивидуальном уровне, так на общественном и на политическом», – говорит она.

Muslim men wash before performing midday prayer at Istiqlal Mosque whose electricity partially comes from solar power in Jakarta, Indonesia, Wednesday, March 29, 2023. A major renovation in 2019 installed upwards of 500 solar panels on the mosque's expansive roof, now a major and clean source of Istiqlal's electricity. (AP Photo/Tatan Syuflana)

Источник: AP Photo/Tatan Syuflana

Экологичное поклонение: как мусульмане защищают окружающую среду

Мечети по всему миру стремятся бороться с изменением климата – от использования устойчивых источников воды до возобновляемых источников энергии.

По мере того, как последствия изменения климата проявляются все более явно, становится очевидным, что резкое повышение температуры будет иметь катастрофические последствия для Ближнего Востока. Угроза принимает форму неурожаев (уже сейчас целый ряд стран региона испытывают проблемы с выращиванием традиционных культур, например, оливок в Палестине или манго в Египте), а также повышения температур, которое сделает обычный образ жизни невозможным.

Группа стран Ближнего Востока подписала Исламскую декларацию, принятую в Стамбуле в 2015 году с целью работать над созданием более низкого уровня выбросов парниковых газов в будущем и предпринимает четкие шаги в направлении стратегий использования возобновляемых источников энергии.

Многие мусульмане воспринимают обязанность бороться с изменением климата как лежащую не только на государстве, но и на них лично.

С этой целью в исламском мире проектируются мечети с учетом окружающей среды, чтобы даже поклонение не наносило вреда планете, а также предпринимаются другие инициативы.

Solar panels in Morocco

Источник: AFP/Jalal Al-Makhfi

Сила солнца

В Марокко в 2016 году проходила Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата 2022 г. В преддверии мероприятия в 2014 году была разработана инициатива по внедрению экологичных технологий, таких как солнечные панели и светодиодное освещение, в мечетях страны. На сегодняшний день более 890 из них уже модернизированы подобным образом. Например, историческая мечеть аль-Кутубия, самая большая мечеть Марракеша, в 2017 году была оснащена солнечными батареями.

В часе езды к югу от Марракеша, в небольшой деревне Тадмамет, находится первая в Марокко специально построенная эко-мечеть с фотоэлектрическими панелями на крыше. Она открылась ещё в 2017 году и в настоящее время производит больше энергии, чем потребляет, обеспечивая электроэнергией окрестные деревни с населением 400 человек.

Страна импортирует приблизительно 90% своей энергии из различных стран, включая США и Саудовскую Аравию, но работает над тем, чтобы к 2030 году производить 52% расходуемой энергии с использованием возобновляемых источников.

Как и Марокко, Иордания надеется на свой солнечный климат для перехода на возобновляемые источники энергии. Мечеть Абу-Гувейле в северо-западном районе Тла-аль-Али в Аммане одной из первых в 2018 году начала использовать солнечные батареи. Год спустя ее примеру последовали еще около 500 мусульманских храмов. Перевод мечетей и церквей страны на более устойчивый метод потребления энергии является частью более широкой инициативы по нейтрализации выбросов углерода к 2050 году.

Деревья и сады на крыше

Деревья, растения и зелень несут в себе важную символику в исламской традиции. В Коране Рай описывается как сад с обилием фруктов, в котором текут реки.

На протяжении всей исламской истории различные правители стремились украсить свои дворцы садами. Также существовала традиция окружать зелеными насаждениями мечети.

Источник: Morley Von Sternberg

Кембриджская мечеть в Великобритании является первым специально построенным экологичным мусульманским храмом в Европе и получила награду за выдающуюся архитектуру. При ней имеется тщательно спроектированный сад, отражающий уважение ислама ко всему живому. Деревянные колонны главного зала создают впечатление, будто вы находитесь в лесу, а крыша мечети засажена седумом, цветущим многолетним растением, которое увеличивает биоразнообразие и улучшает теплоизоляцию. Там же установлены фотоэлектрические панели, которые обеспечивают треть потребностей здания в энергии.

Подземные тепловые насосы поддерживают комфортную температуру внутри мечети. По вечерам используются энергосберегающие светодиодные лампы, оснащенные датчиками движения.

Подземная автостоянка оборудована точками зарядки электромобилей и большой велосипедной стойкой, вмещающей до 300 велосипедов.

Вода

В дубайской мечети Халифа ат-Таджер, открытой в 2014 году и объявленной первой экологически чистой мечетью в исламском мире, используются технологии для сокращения отходов воды.

В среднем человек использует от шести до девяти литров воды при совершении омовения, или вуду, которое является обязательным ритуалом, предшествующим пяти ежедневным молитвам. В 2012 году группа студентов из ОАЭ получила награду за разработку способа переработки такой воды. В соответствии с их методом, она собирается в специальные резервуары, а затем используется для питания растений и ландшафта, окружающего место поклонения.

В мечети также используются методы ограничения подачи воды в краны, чтобы сократить ее расход впустую во время совершения омовения.

The Great Mosque built in the 13th century in Mali is a classic example of an early eco-mosque (CC)

Источник: CC

Энергия ветра

Помимо солнечных панелей, некоторые архитекторы рассматривают способы установки ветряных турбин на минаретах мечетей. Немецко-турецкий архитектор Сельчук Унылмаз стремится соединить экологическое со священным в своих проектах и в 2011 году предложил построить в Нордерштедте, городе неподалеку от Гамбурга, экологическую мечеть с 1,5-метровыми роторными лопастями на минаретах, что позволило бы вырабатывать до трети электроэнергии здания. На сегодняшний день проект все еще остается концепцией.

Мечети и пчелы

Пчелы являются незаменимыми опылителями – от них зависит треть мирового производства продуктов питания.

В Великобритании мечеть Восточного Лондона и мечеть Кингстона начали разводить пчел, установив ульи на крыше, причем один из храмов даже производит собственный мед. Верующие или туристы могут осмотреть ульи мечети Восточного Лондона со специальной наблюдательной площадки.

Тимоти Винтер, декан Кембриджского мусульманского колледжа и председатель попечительского совета Кембриджской мечети, рассказал в одном из интервью, что тоже хотел установить ульи, но ему не хватило места.

Окружающая среда превыше всего

Идея экологически чистых мечетей не нова – хотя изменение климата не было серьезной проблемой в прошлом, все ранние мечети можно было считать экологичными, поскольку они были построены из местных материалов с использованием устойчивых методов.

Во многих случаях они были построены так, чтобы дополнять окружающую среду – как Большая мечеть в Тимбукту в Мали. Глинобитные стены и маленькие окна помогают сохранять прохладу в здании в жарком климате. Еще одним ранним вариантом экодизайна стало внедрение купола. Это покрытие здания не только является эстетическим, но и способствует регулированию температуры внутри него.

Исламский экологизм: теология бережного отношения к природной среде

Постепенно – и незаметно для большинства мусульман – мусульманские интеллектуалы и ученые с конца 1960-х годов разрабатывают исламскую экологическую теологию. Их цель состоит в том, чтобы изучить зеленые принципы, такие как устойчивость, охрана окружающей среды, благополучие животных и биоразнообразие с точки зрения их совместимости с исламом, пишет Моника Збиди.

Изменение климата и глобальные экологические проблемы не только заставили людей задуматься о своем влиянии на окружающую среду, но и способствовали разработке стратегий охраны Земли, не в последнюю очередь с целью защиты и сохранения среды обитания человека. Именно поэтому многие религиозные общины, в том числе и мусульмане, стали обращать внимание на то, что религия говорит о проблеме охраны окружающей среды.

«Зеленый путеводитель по хаджу», «Мусульманский зеленый путеводитель по уменьшению изменения климата», «Озеленение Рамадана», «Кампания за чистую Медину»… Из названий этих инициатив, проектов и кампаний сразу видно, что основное внимание в них уделяется связи между исламом и природой. В последние годы термины «зеленый ислам» или «эко-ислам» стали ярлыками этого движения.

Однако это не означает, что сторонники этого движения пропагандируют то, что можно было бы назвать их «собственной» версией ислама: скорее, этот термин является ссылкой на уважение, с которым они относятся к окружающей среде и Божьему творению, и попыткой определить устойчивый образ жизни как необходимость для мусульман.

Islam and the Environment: The Importance of Being an Eco-Friendly Muslim - HalalZilla

Источник: halalzilla.com

Ряд дат в исламском календаре идеально подходит для пропаганды этих взглядов, например Рамадан, месяц поста, который считается временем созерцания и саморефлексии. Поскольку мусульмане воздерживаются от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие семьи готовят слишком обильные трапезы на вечер, и большое количество еды в конечном итоге выбрасывается. В последние годы появился ряд статей на различных блогах, посвященных теме ислама и экологии, которые в преддверии поста и в течение его призывают к «зеленому Рамадану», а также к устойчивому и экологически чистому поведению.

Кампания «Зеленая хутба» была основана мусульманским экологическим активистом из Торонто Муазом Насиром по случаю Международного дня Земли в 2012 году. Цель состояла в том, чтобы побудить мечети и исламские учреждения посвятить пятничную проповедь в День Земли повышению осведомленности об экологических проблемах, с которыми сталкивается человечество.

Британский альянс религий и охраны природы (ARC) поручил Global One 2015 и EcoMuslim написать «Зеленое руководство по хаджу», которое было опубликовано в 2011 году. Цель руководства состояла в том, чтобы изменить экологическое поведение мусульман, особенно во время хаджа. Оно содержит множество советов и идей, например, как использовать только экологически чистые продукты и услуги во время хаджа, как сократить отходы и потребление во время паломничества и сохранить такую линию поведения после него.

Еще одна брошюра, опубликованная в 2008 году компанией Life Makers UK (основана Амром Халедом) и бирмингемским Исламским фондом экологии и экологических наук (IFEES), это «Мусульманское зеленое руководство по уменьшению изменения климата». Эта брошюра содержит практические инструкции для мусульман по борьбе с изменением климата. Ежедневные советы по таким вопросам, как экономия энергии при приготовлении пищи или стирке, переработка отходов, а также использование общественного транспорта или велосипедов, сопровождаются цитатами из Корана. Эта брошюра объясняет, почему мусульмане должны принимать такие меры, и показывает, что защита окружающей среды закреплена в исламе.

В настоящее время существует большое количество международных мероприятий, подобных описанным выше. Кроме того, все чаще в качестве средства распространения идей и подходов, а также для установления контактов между мусульманскими активистами используется Интернет. Помимо информационных сайтов, существуют блоги, многочисленные страницы в Facebook и группы, которые управляются и используются людьми из самых разных стран.

Отцом-основателем Исламской экотеологии является иранский философ Сейед Хоссейн Наср, который в 1967 году написал книгу «Человек и природа: духовный кризис современного человека». Тем самым он значительно опередил свое время. Исламская экологическая этика основана на Коране и своде хадисов. Согласно этой интерпретации, сохранение природы и творения, в частности, флоры, фауны и воды, является одной из самых важных обязанностей мусульманина. Вода играет очень важную роль в Исламе, потому что она считается источником и основой жизни. Есть много хадисов, в которых содержится призыв экономно использовать воду и запрещается ее загрязнять.

Отцом-основателем Исламской экотеологии является иранский философ Сейед Хоссейн Наср / Источник: sahilbadruddin.com

Цель всего творения – прославлять Аллаха, и все объекты на Земле воспринимаются как Его знамения (по-арабски «аят»). Это означает, что Всевышний вездесущ, и природа должна быть защищена только ради Него. Кроме того, природа рассматривается как совокупность взаимно дополняющих друг друга элементов. Помимо восхваления Аллаха, каждая отдельная часть природы имеет свою роль и задачу в творении, которые важны для жизни на Земле.

Животные стоят ниже людей в исламском порядке творения, потому что, в отличие от животных, человек имеет разум и может различать веру и неверие. Есть немало хадисов, в которых призывается милостивое отношение к братьям нашим меньшим. Растения также играют важную роль в Исламе. Они являются пищей как для людей, так и для животных (Сура 80, аяты 24-32). Посадка дерева считается похвальным деянием в исламе. Существуют также институты исламского права, гарантирующие сохранение природы в определенных районах, таких как природные заповедники, где охраняются водные ресурсы, лесные угодья и пастбища.

В исламском антропоцентрическом видении мира люди находятся в центре творения, что не только предоставляет людям определенные права в соответствии с исламской экологической этикой, но и возлагает на них определенные обязательства. Помимо принципов умеренности и справедливости, существуют еще шесть принципов, которые помогают удерживать человеческое поведение в определенных границах:

1. Учение о единобожии (таухид). Таухид выражает признание Бога как единого и единственного Господа всех сотворенных существ, что означает, что к каждому отдельному созданию следует относиться с уважением.

2. Доктрина творения (фитра). В исламском экологическом дискурсе фитра понимается как первоначальное состояние творения или изначальная природа вещей. Прежде всего, это естественное состояние человека в гармонии с природой. Отсюда вытекает необходимость того, чтобы человечество защищало окружающую среду.

3. Доктрина наместничества (хилафа). на Земле на человека возложена роль попечителя или наместника (по-арабски «халифа»). Это означает, что Аллах возложил на людей ответственность за творение и доверил людям землю, которую Он поставил им на службу.

4. Учение об ответственности (амана). Очень тесно связанным с учением о «хилафе» является учение об «амане», что означает выполнение возложенной на человека ответственности во всех сферах жизни. Речь идет об ответственности, присущей роли управляющего, ответственности, которую человечество взяло на себя, когда Всевышний предложил ее людям.

5. Учение о служении Аллаху (убудиййа). Согласно ему, люди имеют статус рабов Аллаха (по-арабски «абдуЛлах»). Роль раба ограничивает власть человека. Мусульманские экотеологи понимают это как то, что мусульмане в своей роли рабов Аллаха должны подчиняться законам, включая заботу о природе и экосистеме и правильное обращение с ее ресурсами.

6. Учение о равновесии (мизан): арабский термин «мизан» означает равновесие или весы. В исламской экологической этике оно трактуется как «экологический баланс» или «срединный путь». Этот принцип требует сохранения или восстановления равновесия на Земле, как с точки зрения гармонии в природе, так и с точки зрения справедливости и морали в повседневных делах.

Согласно исламской экологической этике, решение экологических проблем заключается в возрождении духовности и веры. Это не означает, что мусульманские экоактивисты дистанцируются от науки и развития, они выступают против общества потребления и расточительства.

Наконец, тема окружающей среды и защиты Земли объединяет мусульман с последователями других религий в общей борьбе за сохранение среды существования всех живых существ, и она уже доказала свою значимость в межрелигиозных дебатах. Хотя исключительно религиозный подход не может решить проблемы изменения климата, он может способствовать изменению взглядов в этой сфере.

0 комментариев
Архив