Можно ли владельцу компании брать деньги из бизнеса на личные нужды?
Можно ли владельцу компании брать деньги из бизнеса на личные нужды?
3 года назад 1705 forbes.kz

Многие владельцы компаний, даже если их бизнес прибыльный, боятся брать из него деньги.

В этом материале расскажу, как грамотно настроить управление финансами, а также установить границу между доходом компании и заработком владельца. Когда можно и нужно брать деньги из бизнеса?

Часто сталкиваюсь с тем, что владельцы компаний не просто боятся, а даже стыдятся брать деньги из бизнеса на личные цели. Например, один из предпринимателей поделился со мной, что установил себе зарплату в $3 тыс. Бизнес существует уже больше 10 лет, приносит много чистой прибыли, но есть определенный барьер. Владелец думает, что не имеет права получать больше сотрудников. Он уже не участвует в операционной деятельности, а потому думает, что не так уж много работает. А если берет больше, чувствует себя некомфортно, будто ворует и даже разрушает бизнес.

Психологический аспект

Все бизнесмены задумываются над тем, сколько получают и не слишком ли много денег берут из бизнеса. Во многом эти мысли связаны с тем, что владельцы бизнеса не ощущают себя таковыми. Мы воспитаны на установках «кто не работает, тот не ест», «все принадлежит трудящимся», доставшихся нам со времен Советского Союза. В этой культуре нет места владельцу капитала или актива. Отсюда и возникает идея «не работаю — не получаю».

Бизнес как капитал владельца

Я предлагаю изменить точку зрения. Предположим, вы положили в банк $1 млн, и он платит вам 5% годовых. Получаем $50 тыс. на вложенный миллион. Мучила бы вас совесть, что вы отбираете у банка? Думаю, нет. Вы считали бы это адекватным. 5–10% можно считать вполне равноценным обменом за то, что вы предоставили банку в пользование ваш капитал.

А ведь когда вы даете рабочие места сотрудникам и руководителям, то даете и ваш капитал в эксплуатацию. Они используют то, что вы создавали на протяжении 10 лет: товарные обороты, оборотные средства, доброе имя, выстроенные связи, имидж и так далее. Задумайтесь, сколько стоит ваш бизнес.

Стоимость компании

Если это торговая компания, то она стоит примерно половину (или больше) годового оборота. Если вы продаете на $10 млн в год, то стоимость компании — от $5 до $10 млн. Предположим, мы бы взяли 5% из $5 млн – это $250 тыс. в год. Забавно, если сравнить с $3 тыс. в месяц.

Стоимость моей компании

Давайте посмотрим на мою компанию. В прошлом году она сделала оборот примерно $9,6 млн. Консалтинговые компании оцениваются примерно по коэффициенту 0,9–1. То есть она стоит около $9 млн. Или же по прибыли: она составила $1, 6 млн. По прибыли пятикратный коэффициент — это тоже около $8 млн. То есть стоимость компании примерно $8–9 млн. При этом компания продолжает расти. 5% с $8–9 млн — это $500–600 тыс. От $500 тыс. до $ 1 млн вполне нормальный обмен с владельцем за сдачу его капитала в эксплуатацию.

Работа владельца

Причем я как владелец бизнеса делаю большую работу: планирую, мотивирую, управляю, правильно расставляю приоритеты. И это дает прирост бизнеса. Считаю, что после внедрения инструментов управления прирост 30–40% ежегодно является нормой. И я как владелец бизнеса этому способствую, благодаря моим усилиям компания зарабатывает на $300–400 тыс. в год больше.

Опять-таки экономический подход. Ваша компания не растет, и приходит консультант, который готов помочь и обеспечить рост компании на 30–40% в год. За свои услуги он берет $100 тыс., при том что прибыль вырастет на 300–400 тыс. Я бы охотно согласился!

А ведь именно владелец делает это по отношению к компании, а не внешний консультант! И эта работа стоит денег. Он добивается роста чистой прибыли компании, так почему его личный доход не может расти?

Добейтесь согласия

Примите точку зрения владельца. У вас есть капитал, компания, и должна быть отдача. Плюс вы делаете работу по развитию. Неплохо взять лист бумаги или электронную таблицу и все посчитать. Уверяю, вы обнаружите, что на самом деле недополучаете. Относитесь к бизнесу как к капиталу, который должен генерировать прибыль.

Эту точку зрения я могу объяснить любому моему сотруднику и руководителю, и они с этим согласятся, ведь нельзя взять кредит в банке, не выплачивая проценты. Это реально для всех.

Вывод

Когда владелец себе недоплачивает, это очень демотивирует. Иногда он думает, что стоило пойти топ-менеджером в другую компанию и получать куда больше. С точки зрения распределения финансов, я считаю, что владелец однозначно должен забирать 10% от маржи. Бывают исключения, но в большинстве бизнесов это абсолютно нормальный процент. Внедряйте финансовое планирование и не думайте, что сотрудники обзовут вас паразитом.

Вы дали людям капитал, работающую машину: деловые связи, стоимость компании, оборотные активы, поставщиков и так далее. Это колоссальные деньги! И владелец должен получать за это достойную плату.

Об авторе:
Раскрыта новая схема обналичивания средств бизнеса

Российские бизнесмены стали активно обналичивать деньги через медиативные документы, передает zakon.kz

В первом полугодии 2021-го число таких случаев выросло на 70%. Информацию подтвердили в крупнейших банках. В соответствии с этой схемой компания-"должник" по медиативному соглашению обязуется выплатить средства кредиторам-физлицам, которые приходят с документом в банк, получают деньги, а затем обналичивают их, - говорится в сообщении. 

Соответствующие данные привели "Известиям" в Росфинмониторинге. В федеральной службе также сообщили о недобросовестном использовании медиативных соглашений в целях транзитного движения и обналичивания средств.

Число таких подозрительных операций растет. В этой связи медиаторам рекомендуют проверять компании-участники спора на предмет наличия у них признаков фирм-однодневок.

Кроме того, в Центробанке уточнили, что за первое полугодие объемы обналичивания с использованием медиативных документов возросли до 1,5 млрд рублей.

 

0 комментариев
Архив