Китай стирает с карты названия, связанные с религией, историей и культурой уйгуров
|
Анализ официальных данных правозащитными группами за 2009-2023 годы показал, что названия сотен деревень, связанные с религией, историей или культурой, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе «систематически» менялись на названия, соответствующие идеологии Коммунистической партии Китая, сообщает портал GZT.
Правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) совместно с базирующейся в Норвегии организацией Uyghur Hjelp подготовила доклад о массовом изменении топонимов в регионе. Утверждается, что названия примерно 630 деревень, где проживают уйгуры и другие этнические меньшинства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, были изменены таким образом, чтобы лишить их культурной самобытности, в частности, исключить ссылки на ислам или культуру и историю уйгуров.
Согласно отчету, в котором сравниваются названия 25 тысяч деревень Синьцзяна, перечисленных Национальным бюро статистики Китая в период с 2009 по 2023 год, из них были удалены такие слова, как дутар «традиционный уйгурский струнный инструмент», мазар «святыня», ходжа «почетный титул духовного лица», ханича «обитель дервишей». Также были изменены топонимы, содержащие ссылки на историю уйгуров или региональные правительства и лидеров уйгурской общины, деятельность которых приходилась на период до создания Китайской Народной Республики в 1949 году. Новые названия, как правило, включают такие «положительные» смыслы, как «счастье», «единство», «гармония».
В качестве одного из примеров в отчете приводится деревня Кутубиддин-Мазар в Кашгаре, которая была названа в честь могилы персидского ученого и поэта XIII века Кутб ад-Дина аш-Ширази. В 2018 году она была переименована в деревню Гюль-Чичек (Роза). Аналогичным образом, в 2022 году село Дутар в Каракашском районе было переименовано в село Кызыл-Байраклы (Краснознаменное).
Большинство изменений в названиях деревень были внесены в период с 2017 по 2019 год, на которые пришелся пик репрессий против уйгуров и других этнических меньшинств в Синьцзяне.
Политика ассимиляции Китая в Синьцзяне привлекла международное внимание. В 2018 году ООН заявила, что, по меньшей мере, 1 миллион человек, в основном мусульмане-уйгуры и другие тюркские меньшинства, содержатся в лагерях, представляющих собой сети центров перевоспитания. С другой стороны, администрация Пекина заявила, что это центры профессиональной подготовки, в которых обучают китайскому языку и другим навыкам в контексте «стратегии борьбы с терроризмом и экстремизмом».
Утечки официальных документов, расследования правозащитных групп и ученых, а также показания самих пострадавших демонстрируют, что уйгуры подвергались и другим видам насилия над личностью – от принудительной стерилизации до разлучения семей и нападок на религиозные убеждения и традиции.
Мишель Башеле, занимавшая в то время пост Комиссара ООН по правам человека, после визита в Китай в 2022 году заявила, что в стране совершаются «серьезные нарушения прав человека» в отношении уйгурских мусульман в провинции Синьцзян, которые могут быть приравнены к преступлениям против человечности.
Китай вводит все новые ограничения для мусульманской культуры
В продолжение темы испытаний, которые легли на плечи мусульманских народов Китая, мы публикуем новый материал о преследовании исламской культуре в Поднебесной. В провинции Ганьсу, расположенной на северо-западе Китая, закрылась школа по изучению арабского языка, которая была открыта 34 года назад. По сообщению inkstonenews.com, это вызвало закономерные опасения по поводу того, что драконовская религиозная политика, претворяющаяся в жизнь в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, распространится и на другие районы, населенные мусульманами.
Школа арабского языка в городе Пинлян провинции Ганьсу являлась благотворительной организацией, которая обслуживала неимущих студентов. Городские чиновники из образовательной сферы уведомили администрацию школы, что она должна закрыться к 17 декабря и отправить обучающихся в ней 200 студентов и 20 учителей по домам.
Официальные лица заявили, что школа не имеет необходимых разрешений на работу, хотя она работала в Пинляне с 1984 года. Пинлян представляет собой небольшой бедный город, расположенный на границе между провинциями Ганьсу и Шэньси.
Закрытие школ арабского языка является красноречивым симптомом усиления контроля Пекина над регионами, населенными мусульманами. Эта политика началась три года назад с призыва председателя КНР Си Цзиньпина “китаизировать” религию, прививая мусульманам традиционную китайскую культуру и социалистические ценности.
Этот контроль особенно очевиден в Синьцзяне, в котором власти пристально следят за зарубежными контактами уйгуров и их повседневной жизнью. Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций предположила, что в этом регионе в лагерях для интернированных содержится более 1 миллиона уйгуров и других мусульман.
Для региональных властей соседствующей с Синьцзяном провинции Ганьсу, в которой была закрыта школа арабского языка, Синьцзян, как считается, является примером того, как должна реализовывать политика в религиозной сфере.
Местные СМИ цитируют слова Чжан Юньшэня, секретаря партии, отвечающего за политические и правовые вопросы в Нинся-Хуэйском автономном районе, который сказал, что регион должен учиться у синьцзянской модели в сдерживании так называемого “религиозного экстремизма и терроризма”. Сегодня это выражение стало в Китае своего рода кодовым обозначением антиправительственной деятельности.
“Мы должны извлечь опыт из передовой практики и мер, предпринятых в Синьцзяне”, – заявил он.
По данным официальной газеты Ningxia Daily, Чжан изучил опыт «правоохранительных органов Синьцзяна, которые поддерживают стабильность в регионе, интегрируя платформу социального управления и полицейские центры обработки данных».
Бывший чиновник Государственного совета, знакомый с этнической политикой, сказал, что он ожидает, что обмены между должностными лицами Синьцзяна и Нинся вскоре увеличатся.
“Нинся, скорее всего, примет аналогичные чрезвычайные нормы в отношении мусульман-хуэй. Такие практики, как ношение платков и отпускание больших бород, например, могут быть запрещены”, – сказал он.
В отличие от уйгуров, мусульмане-хуэй могут пользоваться большими религиозными свободами. Хотя они носят белые шапочки и платки в соответствии с мусульманскими традициями, в остальном они неотличимы по внешнему виду от большинства ханьцев.
Тем не менее, газета South China Morning Post в апреле нынешнего года написала, что в разных китайских городах и округах были удалены исламские изображения и уличные знаки на арабском языке. Руководству некоторых мечетей было указано отменить публичные занятия по арабскому языку, а несколько частных арабских школ были закрыты.
Учитель арабского языка Хуэй сказал, что репрессии против исламской культуры усилились.
“В дорожных знаках, названиях продуктов и меню ресторанов арабский язык используется все реже. Из упаковок некоторых продуктов питания даже убрали переведенное на китайский язык слово халяль”, – сказал он.
Снимки из космоса показывают, как в Китае обращаются с мусульманским культурным наследием
Пекин осуществляет эти репрессии отчасти потому, что видит в уйгурах угрозу национальной безопасности, а также пытается таким образом разжечь исламофобию, чтобы оправдать свою противоречивую политику в регионе.
В рамках репрессий власти также разрушают историческую архитектуру по всему региону.
За последние два года Китай начал разрушать мечети — либо путем демонтажа различных частей, таких как сторожевые башни и купола, либо путем разрушения всего здания -вокруг Синьцзяна в рамках своей кампании по маргинализации мусульманской культуры и “китаизации” религии в стране.
Вот лишь несколько из многочисленных примеров.
Мечеть Каргилик
Спутниковые снимки, сделанные в сентябре 2018 и апреле 2019, показывают, что эта мечеть в округе Каргилик (юго-западный Синьцзян), была полностью разрушена. Сопоставление двух фотографий позволяет сделать однозначный вывод о демонтаже мечети.
Это первое изображение было сделано 1 сентября 2018 года:
Нам этом изображении, сделанном 1 апреля 2019 года, видно, что мечеть исчезла:
Мечеть Керия Айтика
Спутниковые снимки, проанализированные студентом-активистом Шоном Чжаном и Ником Уотерсом, показывают, что мечеть Керия Айтика также была разрушена.
Мечеть, расположенная на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Керия и датируется 1237 годом, даже древнее собора Нотр-Дам, построенного в 1345 году, который пострадал в результате пожара в начале апреля.
Эта фотография мечети сделана в 2012 году.
Вот спутниковое изображение ворот мечети, сделанное 14 октября 2017 года:
… и фотография, сделанная 11 мая 2018 года. На этой фотографии их уже нет:
Согласно двум спутниковым снимкам, сделанным 19 и 20 марта 2018 года, похоже, что ворота мечети вместе со зданием за ними были разрушены в эти два дня.
Этот снимок был сделан 19 марта 2018 года …
… а этот был сделан 20 марта 2018 года:
Почему правительство решило снести ворота и здание за ними, но сохранило главный молитвенный зал, неясно.
Джеймс Миллворд, эксперт по уйгурам и профессор Джорджтаунского университета, предположил, что ворота мечети стали мишенью, поскольку на них расположены купола.
Кроме того, власти Синьцзяна запрещают мусульманские атрибуты, такие как платки, длинные платья и бороды. В 2017 году Китай также запретил уйгурам давать своим детям традиционные исламские имена, такие как “Мухаммед” и “Фатима”.
2/6 Need more textual confirmation, but my suspicion is that the gatehouses have been targeted, sometimes leaving prayer halls, because the gates bear the domes. Domes have been branded "Arabic" style architecture in PRC and vilified in the "sinicization of religion" campaign.
— James Millward 米華健 (@JimMillward) April 24, 2019
Разрушение древнего города для облегчения патрулирования
Китайские власти уже на протяжении нескольких лет сносят по частям исторический Старый город Кашгара, которому около 2000 лет и который является туристической достопримечательностью.
Региональные власти продолжают разрушать различные части исторического города, сохранив одно или два известных сооружения, таких как мечеть Хейтгах.
Правительство оправдало разрушение старого города и строительство “нового старого города”, в котором появятся новые жилые комплексы и торговые центры, тем, что это якобы предотвратит разрушение старых зданий и улучшит санитарию.
Кроме того, из-за сноса зданий улицы стали шире, что облегчило патрулирование района.
Лоуренс Батлер, эксперт по исламской архитектуре и почетный профессор Университета Джорджа Мейсона, описал Старый город как “капсулу времени” уйгурской истории.
“То, что они сделали с Кашгаром, разбивает мое сердце — в 90-х годах это была замечательная “капсула времени” города с рынками и ремесленными кварталами, окружающими Великую мечеть. Это позволяло оценить весь «живой» организм традиционного исламского города с рынком, где священное и коммерческое переплетаются и взаимно поддерживают друг друга”, – сказал он. “Разрушение целого района при сохранении одного или двух изолированных сооружений, таких как большая мечеть, уничтожает историческую обстановку”.
“Озабоченность уйгурских наблюдателей часто вызывает то, что Пекин хочет обесценить исламские памятники видоизменив их, привезти сюда туристические автобусы и изгнать мусульман”, — добавил он.
Рэйчел Харрис, специалист по культуре уйгуров из лондонского университета СОАС, заявила: “Целые города перестраиваются для обеспечения максимальной безопасности и наблюдения за местным населением”.
Ученые и активисты также предупреждают об усилиях Пекина по искоренению уйгурской культуры.
Для чего Китаю понадобилась китаизация исламской культуры в стране?
Правительство Синьцзяна отрицает, что разрушение исторической архитектуры уйгуров имеет какое-либо отношение к репрессиям против мусульман.
“Этот аргумент о том, что реконструкция трущоб имеет целью заставить некоторых уйгурских жителей покинуть город и разместить других в жилых зданиях, которые легче контролировать, является клеветой”, – заявили недавно в правительстве.