Как бесплатно получить квартиру в РК: кому положено, где и при каких условиях
Как бесплатно получить квартиру в РК: кому положено, где и при каких условиях
5 месяцев назад 961 zakon.kz Андрей Губенко

Кто в Казахстане имеет право на получение жилья от государства в пользование? Какие категории населения вправе бесплатно оформить полученную квартиру в собственность? Могут ли арендаторы квартир из госжилфонда приватизировать их по остаточной стоимости? В правилах разбирался Zakon.kz.

Несмотря на рыночные отношения, в Казахстане до сих можно получить квартиру бесплатно от государства. Причем не только в пользование, но и в собственность. Более того, сейчас происходит реформа жилищной политики, которая предоставляет гражданам еще больше возможностей в этом плане.

12 июня на пленарном заседании Мажилиса во втором чтении был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования жилищной политики". Документ пока не одобрен Сенатом, не подписан главой государства и не введен в действие, тем не менее высока вероятность, что законодательные поправки скоро станут реальностью.

Итак, кто в РК отныне вправе бесплатно получить квартиру в пользование? И при каких условиях он затем может оформить ее в собственность: приватизировав по остаточной стоимости, а то и вовсе безвозмездно?

Вместо единой очереди на квартиру будут созданы две

Чтобы претендовать на получение квартиры, граждане РК должны быть признаны нуждающимися в жилье. Для этого надо соответствовать следующим критериям (изменения в пункт 1 статьи 69 Закона РК "О жилищных отношениях":

  1. они не имеют жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан в течение последних 5 лет при постановке на учет в базу «Центр обеспечения жильем»;
  2. они состоят в единой республиканской электронной базе очередников;
  3. они не имеют жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда или жилищного фонда государственного предприятия;
  4. они не имеют жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения;
  5. они не имеют предоставленного арендного жилища из коммунального жилищного фонда;
  6. единственное жилище которых признано аварийным в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
  7. жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям;
  8. в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством РК), при которых совместное проживание с ними в одном помещении (квартире) становится невозможным.

Кроме того, квартира предоставляется не в любом месте страны, а только в том населенном пункте, где гражданин РК зарегистрирован (ранее было условие – постоянно проживает).

Но и это – не все необходимые условия. Граждане должны относится к одной из категорий, перечисленных в пункте 1 статьи 67 Закона. Это и социально уязвимые слои, коих насчитывается 13 (статья 68 Закона), и госслужащие, и те, жилище которых признано аварийным, и многие другие, вплоть до космонавтов .

Однако помимо них есть и такие категории населения, у которых имеется первоочередное право на получение жилья (перечислены в пункте 4 статьи 74 Закона РК "О жилищных отношениях"). Очередникам приходится их пропускать. Из-за чего первые стоят в очереди годами.

Теперь же очередь разделят на два потока. 70 процентов от общего объема жилищ, предоставляемых в рамках мер государственной поддержки, будут распределяться среди тех, у кого есть преимущественное право. Кто это?

В обновленном виде перечень включает, помимо упомянутых в действующей редакции закона, еще несколько категорий (выделены):

  • ветераны ВОВ, а также ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ, и ветераны боевых действий на территории других государств;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • многодетные матери (награжденные соответствующими подвесками или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени);
  • многодетные семьи;
  • лица с инвалидностью I и II групп;
  • семьи, имеющие или воспитывающие детей с инвалидностью;
  • вдовы (вдовцы).

Остальные 30 процентов – для всех других, которым положено предоставление жилья, но нет преимущественного права на него. Замысел такой, что без внеочередников очередь будет двигаться быстрее.

Кто может приватизировать жилье безвозмездно, а кто – по остаточной стоимости

В свою, очередь, право на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилищ из государственного жилищного фонда имеют (пункт 8 статьи 13 Закона):

  • ветераны ВОВ;
  • лица с инвалидностью первой и второй групп;
  • лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий
  • граждане РК, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
  • военнослужащие, признанные лицами с инвалидностью вследствие ранений, полученных при защите СССР или на службе во время боевых действий;
  • граждане РК, пострадавшие вследствие экологического бедствия в Приаралье;
  • военнослужащие и сотрудники спецслужб с выслугой 20 лет и более;
  • члены семьи военнослужащего или сотрудника спецслужб, погибшего при прохождении службы;
  • кандидаты в космонавты, космонавты;
  • жертвы политических репрессий;
  • сотрудники органов внутренних дел, имеющие выслугу 20 и более лет.

Помимо этого, законом "О жилищных отношениях" предусмотрена возможность приватизации нанимаемого жилья из госфонда. Однако эта опция ранее не распространялась на те случаи, когда арендное жилье предоставляется государством без права выкупа (пп.1-1) пункта 7 статьи 13).

Между тем, в Казахстане в таком арендном жилье проживают десятки тысяч семей. Теперь они смогут приватизировать квартиры, причем по остаточной стоимости. То есть, если, например, в 2019 году квартира стоила 8 млн, то спустя 5 лет наниматели смогут ее выкупить за 7,2 млн (два процента каждый год – амортизация).

И кстати, поправками предусмотрены и другие аналогичные возможности. Например, сейчас, если единственное жилище граждан признано аварийным, им предоставляется из госфонда другое. Но не в собственность, а в пользование (пп.4) пункта 1 статьи 67 Закона).

Законопроектом предлагается предоставление права приватизации жилища, выданного гражданам, единственное жилище которых было признано аварийным.

Также депутаты предлагают предоставить работникам различных организаций право приватизации жилища, которое им было предоставлено из госжилфонда в связи с характером их служебных обязанностей. Необходимое условие: если проработали на государственной службе или в организациях не менее 10 лет.

Такое жилье, к слову, находится на балансе ГУ "Акимат г. Астаны", АО "Астана Энергия", у представителей общественных организаций и др.

Ранее Zakon.kz опубликовал статью, где подробно рассказано о законопроекте "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования жилищной политики". 

Андрей Губенко
 
Конституционный суд подтвердил, что лишать жилища граждан можно только по решению суда

Конституционный суд истолковал нормы ГПК и закона "Об исполнительном производстве" касательно соответствия Конституции обязанности прокурора санкционировать постановления судебных исполнителей об обращении взыскания на жилье граждан без решения суда, сообщает Zakon.kz.

Суть дела

В Конституционный суд (КС) обратился генеральный прокурор для получения официального толкования и разъяснения, следует ли "понимать конституционные нормы статьи 25 "не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда" и статьи 26 "никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда" как прямо запрещающие возможность обращения взыскания на имущество и жилище в процессе принудительного исполнения без решения суда с санкции прокурора".

Дело в том, что поправками в ГПК и закон "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" были внесены изменения, возлагающие на прокурора обязанность санкционировать постановления судебных исполнителей о производстве исполнительных действий.

В настоящее время исполнительные надписи, налоговые приказы и постановления государственных органов о наложении штрафов являются исполнительными документами, принудительное исполнение которых осуществляется в общем порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество должников, включая жилище.

По мнению генпрокурора, такая процедура принудительного обращения взыскания на имущество с санкции прокурора допускает возможность лишения физического лица жилища и субъекта предпринимательства его имущества без судебного акта, что противоречит положениям п. 1 ст. 25 и п. 3 ст. 26 Конституции.

Что решил Конституционный суд

Конституция гарантирует право собственности граждан на любое законно приобретенное имущество. Лишение имущества во всех спорных случаях может производиться на основании предварительно принятого судом решения или иными способами, предусмотренными законом, с возможностью последующего судебного контроля за законностью отчуждения имущества.

Конституционные положения о запрете лишения жилища или иного имущества, иначе как по решению суда (п. 1 ст. 25 и п. 3 ст. 26), касаются ситуаций, когда смена собственника происходит не добровольно.

Прокурор в установленных законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности лишения имущества и санкционирует в предусмотренных законом случаях процедуру принудительного обращения взыскания на имущество должника (кроме жилища), находящееся у него либо у иных физических и юридических лиц, или отказывает в даче санкции. При этом не должны затрагиваться законные интересы других собственников данного имущества, если оно находится в общей совместной собственности. В случае несогласия с принятым решением физические и юридические лица вправе обратиться в суд в соответствии с законом.

Норму, содержащуюся в пункте 1 статьи 25 Конституции и устанавливающую, что "не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда", с учетом конституционных норм о жилище, имуществе и праве собственности, об иных правах и свободах человека необходимо понимать буквально.

Человек может быть лишен жилища только по решению суда. Санкционирование прокурором процедуры по принудительному обращению взыскания на жилище не отменяет судебное решение, не заменяет его и не равнозначно ему.

Жилище как особый вид имущества, существенно важный для реализации человеком и членами его семьи конституционного права на жизнь, имеет особую защиту в Конституции. В Казахстане, утверждающем себя демократическим, правовым и социальным государством, а также закрепившем конституционные положения о том, что в государстве создаются условия для обеспечения граждан жильем, гарантируется неприкосновенность жилища и его исключительно судебная правовая защита: в случае лишения человека жилища без его согласия решение суда обязательно и безальтернативно. При лишении гражданина жилища, особенно единственного, должны учитываться закрепленные в законе права проживающих с ним членов семьи, в том числе несовершеннолетних.

Кроме того, Конституционный суд рекомендовал правительству, Верховному суду, Генеральной прокуратуре и другим заинтересованным госорганам рассмотреть вопросы по совершенствованию правового регулирования процедуры лишения жилища, уточнению компетенции суда, прокуратуры и органов, обеспечивающих принудительное исполнение исполнительных документов, при лишении имущества и жилища, усилению правовой защиты жилищных прав граждан, членов их семей, включая несовершеннолетних, при лишении их единственного жилища.

Нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия (19 апреля 2024 года), является общеобязательным на всей территории РК, окончательным и обжалованию не подлежит.

Элина Черногрицкая
zakonkz logo
0 комментариев
Архив