Христиане в арабских странах
|
К христианам, в данной статье, отнесены уроженцы арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство. В большинстве своем — это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключение составляют арабы-христиане, проживающие в Израиле и на палестинских территориях, которые являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами.
Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание и считают себя арабами. Большинство из них утратили свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Христианство исповедуют и представители неарабских этнических групп – армяне, ассирийцы, греки и др.
В настоящее время значительное число христиан в странах Арабского Востока представлено иностранцами, в основном гражданами европейских государств. (По данным Института изучения Израиля и Ближнего Востока) Численность христиан в арабских странах до событий, связанных с «арабской весной», составляла примерно 15 млн. человек. Они принадлежат к 28 христианским конфессиям, которые условно можно объединить в три группы: восточно-христианские, униатские (восточнокатолические) и западно-христианские.
Восточно-христианские церкви представляют собой организации местного происхождения, сохраняющие свою самостоятельность. К ним относятся: Коптская церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская), Армянская апостольская святая церковь, несториане и др. Приверженцы восточных церквей проживают в основном в Египте, Сирии и Ливане.
Униатские (восточнокатолические) церкви – это религиозные организации, приверженцы которых в разное время отделились от восточнохристианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью. К ним относятся: маронитская церковь, греко-католики, халдеи, сиро-католики, армяно-католики и др. Наиболее крупные общины униатов имеются в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.
Западно-христианские церкви представлены христианскими церквями и религиозными организациями западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений – римско-католического и протестантского. Крупные общины этих ветвей христианства имеются в Ливане и Кувейте. В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей арабского христианского населения. В других же арабских государствах число христиан редко превышает 1 процент их жителей.
В преобладающем мусульманском окружении арабские последователи Иисуса живут преимущественно компактно: деревнями, в городах — кварталами. Крупные общины арабов-христиан имеются в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном во Франции и Великобритании), а также в странах Латинской Америки, прежде всего, в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле. Арабские христианские общины есть и в странах Африки, в частности, в Нигерии.
Отмечается устойчивая тенденция сокращения численности христианского населения в арабских странах, которая заметно усилилась в период происходящих ныне в регионе политических изменений. Эксперты отмечают, что «все революции в арабском мире приводили к волнам насилия над христианами и их вынужденной эмиграции», а «перемены, происшедшие в странах Ближнего Востока, принесли только репрессии в отношении последователей Христа», которые вслед за падением диктаторов утратили свои права. Христиане, как показывает практика, могут становиться разменной монетой в отношениях между светскими режимами и исламистами.
Отмечается, что как это не парадоксально, но «при диктатурах права христиан были защищены лучше, чем сейчас». В то же время «продолжающийся исход христиан из стран Ближнего Востока, нападения на церкви и монастыри, убийства священнослужителей и захват христианских заложников являются лучшим подарком явным и тайным врагам ислама и одной из причин возрастающей во всем мире исламофобии».
Самой большой группой арабов-христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке являются копты Египта (до 9 млн. человек). Ситуация с положением коптов в АРЕ становится все более тревожной. Копты опасаются, что приход к власти в стране исламистов, рост влияния консервативных последователей ислама приведет к дальнейшему ухудшению их положения. "Исламисты" регулярно нападают на коптские церкви и монастыри, убивают слфдков». И для этого есть весомые основания. Нападения на церкви и прихожан, убийства, ограбления и мародерство со стороны исламистских боевиков и их сторонников стали характерным явлением в охваченной гражданской войной Сирии. По оценкам, от 10 до 20 процентов местных христиан были вынуждены покинуть пределы страны после начала конфликта в 2011 г. В то же время значительная часть христиан готова поддержать «ветер демократических перемен» и переход Сирии к демократическому, плюралистическому государству. Отдельные христианские элементы присутствуют и в рядах непримиримой оппозиции. Что касается высших авторитетов церкви, то они официально поддерживают режим президента Б. Асада. В целом же сирийские приверженцы Иисуса выступают за скорейшее прекращение кровопролития и «начало мирного процесса общественных реформ».
До 2003 г. крупная христианская община (около 1 млн. человек) проживала в Ираке. Причем при С. Хусейне власти относились к ним лояльнее, чем к шиитам. После свержения американцами саддамовского режима в результате развязанного против христиан террора, последние стали в массовом порядке покидать страну, и сейчас их осталось от 300 до 500 тыс. человек. Только в 2003-2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей.
Примечательно, что все это происходило на глазах американцев. На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Из региона происходит массовая эмиграция арабов-христиан. Их численность на палестинских территориях за 50 лет уменьшилась с 22 процентов от общего количества палестинцев до 2 процентов. Христиане подвергаются дискриминации, имеются случаи их насильственного обращения в ислам. При этом в палестинской конституции права христианского населения формально закреплены.
В Иордании насчитывается 160-180 тыс. христиан. Они являются полноправными членами общества, представлены в органах государственной власти. Король Абдалла II заявил, что мусульмане и христиане в стране «составляют одну семью, работающую на благо общества».
В Ливане проживают до 1,7 млн христиан (около 34 процента населения, в основном марониты). Численность общины продолжает сокращаться, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны. До гражданской войны 1975-1990 гг. христианская община занимала доминирующее положение в государстве и обществе. В настоящее время их влияние в стране снизилось, но все еще остается значительным.
Относительно крупные христианские общины имеются в Кувейте, ОАЭ и Бахрейне. Они представлены главным образом проживающими в этих странах иностранцами. Небольшое число христиан (иностранцев) имеется в Катаре и Омане.
Власти Саудовской Аравии разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление культа им запрещено.