Глава СПЧ предложил запретить женщинам в России носить никабы
|
Никабы, которые полностью закрывают лицо женщинам, оставляя открытыми только глаза, в России должны быть запрещены, такое мнение высказал в интервью «Парламентской газете» глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев.
«Обращу внимание еще на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены», – приводит его слова РИА Новости.
С такой идеей Фадеев выступил, размышляя о факторах, повышающих риски экстремизма, пишет издание. Он уточнил, что собирается обсудить этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей.
Запрет на ношение никаба и другой одежды, полностью скрывающей лицо, действует во Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других европейских странах, а также в Алжире, где власти запретили женщинам носить никаб на работе, и ряде других стран.
Глава мусульманской общины отреагировал на предложение запретить в России никаб
Запрет в России никабов — женских головных уборов, оставляющих открытыми только глаза — будет иметь негативные последствия. Такое мнение высказал председатель мусульманской общины города Химки Московской области Камиль Маннапов в интервью Ura.ru.
Ввести запрет на ношение никаба предложил глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев.
Маннапов назвал никаб частью мусульманской традиции. По его словам, запрет головного убора может «разжечь определенные настроения в обществе» в связи с тем, что часть исламской общественности может почувствовать себя ущемленной.
Глава общины отметил, что практика ношения никаба не получила в России широкого распространения. «Это какие-то единичные случаи», — сказал он.
Ранее носить скрывающую лицо одежду запретили в Узбекистана — стране, большинство населения которой исповедует ислам. За нарушение запрета предусмотрена административная ответственность. Подобные законы также действуют в Индии, Индонезии, Казахстане, Марокко и некоторых государствах Европы.
Священник РПЦ резко высказался о будущем никаба в России
У никаба — традиционного мусульманского женского головного убора, оставляющего открытым только глаза, — не должно быть будущего в России. Такое мнение высказал священник Русской православной церкви (РПЦ) Павел Островский в Telegram.
Ранее муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что запрет никаба в России вызовет напряженность в обществе.
По словам Островского, никаб никогда не был традиционен для России. В связи с этим мнение Аляутдинова «вызывает определенные вопросы», сказал он. «Запрет никаба должен быть однозначным», — подчеркнул священник.
«Никаб – адат, а не ибадат»
Предложение запретить в России ношение никабов вызвало широкий общественный резонанс. Вопрос поставил на повестку председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
«Считаю, что никабы в России должны быть запрещены», – заявил он в интервью «Парламентской газете», посвященном миграционной проблематике.
При этом Фадеев подчеркнул, что намерен обсудить свою инициативу с представителями исламской религии. Приглашение к дискуссии одним из первых принял муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.
В интервью РБК муфтий заявил, что запретительная мера «будет выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии».
Он также напомнил, что такое решение может быть негативно расценено ближневосточными партнерами России, где подобная одежда повсеместно распространена.
Однако в самих арабских и исламских странах вопрос ношения никаба поднимается с известной периодичностью. Принципиально важно отличать никаб (в просторечии – паранджу) от хиджаба, закрывающего большую часть женского тела, за исключением кистей рук и овала лица.
Никаб, в отличие от хиджаба, представляет собой национальную традицию, а не религиозное предписание. Об этом говорится в брошюре подготовленной в 2008 году Египетским Домов фетв, занимающимся исламско-правовыми исследованиями. Ее авторы – авторитетные богословы: муфтий Египта Али Гумаа, шейх Аль-Азхара Мухаммад Саид ат-Тантауи и шейх Мухаммад аль-Газали. Эта точка зрения поддерживается большинством мусульманских богословов, независимо от религиозно-правовой школы, среди которых и доктор Саид Рамадан аль-Буты. Даже тяготеющие к фундаментализму салафитские источники считают никаб сунной. Для всех остальных направлений классического ислама он является мубахом – дозволенным действием, совершение которого не предписывается, но и не запрещается.
В отношении фетв принято руководствоваться принципом целесообразности. Скажем, если никаб мешает идентифицировать человека или акцентирует на себе излишнее внимание, то в целях минимизации вреда можно отказаться от его ношения без ущерба для религиозных убеждений.
Известный адвокат Руслан Нагиев, специализирующих уголовных делах, назвал нежелательным ношение российскими мусульманками одежды, которая закрывает лицо.
«Это вызывает неоднозначную реакцию у граждан, провоцирует конфликты. Тем более, закрывание лица не является обязательной нормой в исламе», – считает юрист.
В настоящее время никаб запретили 16 государств, в том числе страны с мусульманским большинством, включая Алжир, Тунис, Австрию, Данию, Францию, Бельгию, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Болгарию, Габон, Камерун, Чад, Республику Конго, Нидерланды, Китай, Марокко, Шри-Ланку и Швейцарию.
Вопрос ограничений на никаб может регулироваться внутренними нормативными актами. Так, в Российском исламском институте (Казань) введен запрет на ношение женщинами никабов и одежды черного цвета.
В своем комментарии на инициативу председателя Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов сделал акцент на общественно-политической стороне вопроса, но фактически из его слов следует, что ношение никаба является религиозной обязанностью (фардом), несоблюдение которой является тяжелым грехом.
Однако авторитетные ученые ислама высказали иное мнение, которое четко выражено в названии их книги: «Никаб – это адат (народный обычай), а не ибадат (религиозное служение)». Что касается целесообразности, то там, где такая традиция сложилась еще с доисламских времен, она сохраняется. Но там, где ее не было – а в России такой традиции не было, искусственно внедрять ее нет никакой пользы.
А вред есть, потому что вся система современной безопасности во всем мире, включая арабские страны, строится на идентификации личности. А никаб не дает возможность узнать, кто хочет сесть в самолет, поступить на важную работу и т. д. И мусульманки могут сильно проиграть в своих правах на нормальную жизнь от этого искусственного изобретения. Поэтому в России это новшество видится совершенно нецелесообразным, на языке шариата – это излишество.
Возвращаясь к вопросу о никабе
В последнее время все больше стран вводят запрет на ношение никабов, традиционной для некоторых мусульманских регионов женской одежды, скрывающей лицо.
По мнению некоторых экспертов, это связано с общемировым трендом на повсеместное внедрение информационных систем, направленных на централизацию сведений о человеке, важным элементом которой является идентификация личности.
Один из закономерных вопросов, который возникает в этой связи: не идут ли такие меры вразрез с канонами ислама? Ответ на него содержится в аятах Священного Корана и Сунне Пророка Мухаммада. Приведем лишь некоторые из них.
Как отмечает известный богослов, шейх Аль-Азхара, бывший Верховный муфтий Египта, доктор Мухаммад Сайид Тантави, форма целомудренной одежды конкретизируется следующей цитатой: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди…». (Коран, 24:31).
Согласно тафсирам, отмечает ученый, под фразой, «за исключением тех, которые видны» подразумеваются лицо и кисти рук. Что касается покрытия лица, то, по общему мнению большинства исламских богословов, это является не религиозной обязанностью, а всего лишь личным выбором женщины, Так, шейх Али Гумаа (в прошлом также муфтий Египта), приводит высказывания имама Ибн Хазма и других авторитетных ученых.
В труде «Аль-Мухалля» (3/218) Ибн Хазм пишет: «Если бы лицо было ауратом, его нужно было бы закрывать, и Пророк да благословит его Аллах и приветствует, не одобрил бы обнажать его в присутствии людей.
В хадисе от Джабира ибн Абдуллаха, продолжает Али Гумаа, приводятся слова Посланника Аллаха, обращенные к женщинам: «Подавайте милостыню, ибо поистине, большинство из вас является дровами ада». Тогда встала одна женщина с темными щеками (т.е. в них было изменение и чернота) и сказала: «Почему, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что вы много жалуетесь и неблагодарны к своим мужьям». И они начали подавать милостыню из своих украшений, из серег и колец, бросая их в (расстеленную) одежду Биляла». Это указывает на то, что эта женщина не закрывала свое лицо, и что рассказчик хадиса видел это.
Имам Ибн Батталь сказал в «Шарх Аль-Бухари» («Толкование Аль-Бухари»): «Есть единогласное мнение, что женщине не следует молиться в никабе или в бурке, и это является самым ярким доказательством того, что ее лицо и кисти рук не являются ауратом. Именно поэтому дозволено смотреть на лицо женщины, когда видишь её. Общепринятое мнение состоит в том, что никаб, закрывающий лицо, не является обязательным. Это учение большинства улемов ханафитских, маликитских и шафиитских мазхабов.
Аль-Мардави заявил, что это правильное учение Ахмада и его сподвижников, а также учение Аль-Аузаи и Абу Саура и других ученых табиинов (праведных предшественников, последователей).
Маликиты заявили, что одевать на женщину никаб – порицаемо, если это не соответствует обычаям народа её страны, и что это чрезмерность в религии. Подтверждение того, что никаб является традицией, можно найти в словах Аишы, супруги Пророка. «Однажды Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, надев на себя одежду из тонкой ткани, и Пророк, да благословит Аллах его и его семью и приветствует, отвернулся от нее и сказал: «O Асма, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого, – и он показал на свое лицо и кисти рук». И хотя это хадис-мурсаль, но он подтвержден другими источниками.
Примечательно, что единственный хадис, где Пророк говорит о никабе (во время прощального паломничества), касается запретов при облачении в ихрам – и никаб является одним из таких запретов. Это подтверждает то, что никаб был нерелигиозным одеянием, которое для ряда религиозных действий запрещалось.
Резюмируя, уместно привести мнение авторитетного мусульманского богослова, шейха Мухаммада аль-Газали. В своей книге «Сунна Пророка с точки зрения мусульманских правоведов и хадисоведов» он пишет: «Те, кто выступает против раскрытия женского лица, придерживаются неубедительных доказательств. Их отношение к вопросам, касающимся женщин, представляет угрозу духовной, культурной и социальной целостность нации, изъеденной невежеством и искажением, обрекает женщин на морально-нравственную смерть».
Таким образом, можно констатировать, что никаб не является видом религиозного поклонения, а тем более обязанностью – фардом. Его ношение некоторыми женщинами во время пророка Мухаммада, мир ему и благословение, носило локальный характер, и нет ни одного свидетельства, чтобы Пророк призывал мусульман его использовать.
Автор: Айдар Бариев