Число голодающих в Афганистане выросло на 1,45 млн за год
|
Количество голодающих в мире за минувший год выросло на 1,95 млн человек. Об этом сообщает World food programme.
Основной вклад в эту печальную цифру принадлежит двум странам - Зимбабве и Афганистану.
В Зимбабве число голодающих за год выросло на 1,4 млн человек. Основная причина - рост цен на продукты питания из-за обесценивания национальной валюты. За год местный доллар уже потерял 2/3 своей стоимости. Причины в слабости экономики - высокий внешний долг, высокие государственные траты, неконтролируемая эмиссия денег.
Высокая инфляция в первую очередь отразилась на ценах продовольствия.
В Афганистане за год число голодающих выросло на 1,45 млн человек. Причина в третьем подряд засушливом сезоне, что ведет к низким урожаям. Примерно 30% экономики Афганистана зависит от сельского хозяйства, потому низкие урожаи приводят не только к неспособности страны обеспечить себя продуктами, но и к снижению доходов огромной части населения.
Отметим, что Афганистан является основным рынком сбыта казахстанской муки, а также купным покупателем зерна. В прошлом аграрном сезоне 2022/2023 годов в Афганистан было направлено из Казахстана 895 тыс. тонн пшеницы и 1,7 млн тонн муки (в зерновом эквиваленте).
Есть страны, где за минувший год рацион людей улучшился. К сожалению, их всего две - Алжир и Филипины. В каждой из них число голодающих снизилось на 600 тыс. человек.
Как достичь нулевого уровня голода во всем мире
В 2023 году особая веха – пройдена половина пути в реализации программы «Цели устойчивого развития» (ЦУР)
Эти амбициозные глобальные цели были утверждены ООН в 2015 году. Всего их семнадцать, и они призваны решить наиболее насущные проблемы современного мира, направив его на путь устойчивого развития, сократив бедность, улучшив доступ к услугам здравоохранения и образования, смягчив худшие последствия изменения климата к 2030 году. Однако в случае со столь важной целью, как ликвидация дефицита продовольствия, значительная часть прогресса, достигнутого за последнее десятилетие, оказалась аннулирована.
В момент утверждения программы ЦУР цель ликвидации голода и недостаточного питания в мире в течение 15 лет казалась амбициозной, но достижимой. В то время уровень голода в мире снижался уже на протяжении более 20 лет, в основном благодаря повышению производительности сельского хозяйства и росту мировой экономики.
Однако за последние несколько лет по миру ударила целая серия усугубляющих друг друга кризисов, начиная с пандемии Covid-19 и войны в Украине и заканчивая экстремальными погодными явлениями, вызванными изменением климата. В результате уровень голода в мире резко повысился, при этом больше всего страдают беднейшие люди планеты.
По данным нового доклада ООН, примерно 735 млн человек испытывают недостаток продовольствия, а это на 122 млн больше, чем в 2019 году. Тревожит тот факт, что семь стран – Сомали, Афганистан, Буркина-Фасо, Гаити, Нигерия, Южный Судан и Йемен – сейчас находятся на пороге острого голода. Мы не просто далеки от достижения цели нулевого уровня голода к 2030 году, но и находимся в худшем положении, чем были в 2015 году.
Итак, что же нам делать в этой ситуации? Для достижения поставленной ООН цели нулевого уровня голода нам нужно сначала понять, кто именно составляет большинство мировой бедноты, и откуда они получают основное питание. Ответ на оба вопроса удивительно прост.
Подавляющее большинство мировой бедноты – это мелкие фермеры, которые производят основную часть продуктов питания, потребляемых во многих развивающихся странах. По этим фермерам сильно ударили шоки последних нескольких лет, усилив те системные проблемы, которые удерживают их в ловушке бедности и постоянного дефицита продовольствия. Впрочем, нынешний кризис открывает новые возможности. Поддержав мелких фермеров, международное сообщество сможет сделать мощный прорыв на пути к искоренению голода во всём мире.
Правительства и международные организации могут помогать мелким фермерам и ликвидировать глобальный дефицит продовольствия несколькими способами. Во-первых, большинстве мелких ферм в развивающихся странах показывают непропорционально низкую урожайность в сравнении с фермами в развитых странах. В основном это объясняется отсутствием у них базовых материалов, например, семян улучшенного качества и органических удобрений. Это особенно наглядно видно в странах Африки южнее Сахары, где урожайность базовых продовольственных культур значительно ниже среднемирового уровня. Соответственно, расширение доступа к высококачественным фермерским материалам, особенно к таким, которые помогут фермерам адаптироваться к изменению климата, позволило бы значительно повысить продовольственную безопасность.
Во-вторых, отсутствие доступа к кредитованию не позволяет большинству фермеров покупать более качественные сельскохозяйственные материалы и инвестировать в развитие своих ферм. И здесь помочь могло бы увеличение глобальной поддержки программ, обеспечивающих фермеров финансированием.
В-третьих, мелкие фермеры обычно собирают урожай один или два раза в год. Это означает, что продовольствие нужно хранить в течение нескольких месяцев для обеспечения поставок до следующего урожая. На фоне ограниченного доступа к качественным технологиям хранения наиболее популярные виды сельскохозяйственных культур зачастую подвергаются вредному воздействию насекомых, плесени и других вредителей, что ведёт к потерям урожая после его сбора, а также к голоданию населения. Мелким фермерам нужен доступ к передовым технологиям хранения продукции, например, недорогим, герметично закрывающимся мешкам, в которых урожай может храниться продолжительное время, при этом исчезает необходимость в обработке хранящегося зерна потенциально вредными инсектицидами.
Наконец, мелким фермерам нужен более широкий доступ к активно работающим рынкам для продажи своих урожаев. Это позволит им подняться с нынешнего уровня выживания и получить надёжный источник доходов. Международное сообщество, наряду с организациями государственного и частного сектора, обязаны активней работать над повышением локального рыночного потенциала и поощрять инвестиции в сельскохозяйственные цепочки создания стоимости. Это поможет большему числу домохозяйств создавать устойчивый бизнес.
Несмотря на огромные проблемы впереди, достижение нулевого уровня голода остаётся достижимой целью. В сентябре на Генеральной Ассамблее ООН мировые лидеры проведут оценку прогресса, достигнутого на пути к достижению «Целей устойчивого развития». Если мы хотим создать мир без голода, тогда поддержка сельского хозяйства и мелких фермеров должна стать главным приоритетом в повестке дня.
Джордан Дэй, гендиректор GrainPro, социально-предпринимательской компании, которая поддерживает органические (без использования химикатов) методы сушки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции
© Project Syndicate 1995-2023
Как покончить с нищетой
На протяжении десятилетий мир борется с проблемой искоренения крайней бедности, которая является одной их главных Целей в области устойчивого развития ООН
Несмотря на определенный прогресс, мы по-прежнему далеки от достижения этой цели: по оценкам, 700 миллионов человек все еще пытаются выжить на менее чем $2,15 в день. Однако, в отличие от предыдущих десятилетий, сейчас у нас есть решение, которое можно быстро масштабировать для ускорения искоренения крайней бедности: прямые денежные трансферты беднейшим домохозяйствам.
Сама по себе эта концепция не нова. Денежная помощь доказала свою эффективность, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций. Во время пандемии COVID-19 денежную помощь получил каждый шестой человек в мире. Прямые трансферты являются мощным инструментом, помогающим людям взять свою жизнь под контроль и инвестировать в благополучие своих семей. Именно поэтому страны с высоким и средним уровнем дохода все чаще включают денежную помощь в качестве одного из центральных элементов своих систем социальной защиты. Вместе с тем, по оценкам, на денежные переводы выделяется менее 5% из $200 миллиардов, ежегодно расходуемых на международное развитие.
Положительное воздействие денежных переводов подтверждено документально и не вызывает сомнений. По результатам более чем 300 рандомизированных контролируемых исследований можно сделать вывод, что денежные переводы могут увеличить доходы более чем в два раза; увеличить охват школьным образованием и предпринимательскую активность; уменьшить количество пропущенных приемов пищи, заболеваний и депрессий, а также снизить уровень насилия в семье. Важно отметить, что они не сокращают продолжительность рабочего дня и не увеличивают расходы на такие соблазнительные товары, как табак и алкоголь. Более того, каждый перевод в размере $1 имеет побочный эффект в местной экономике в размере около $2,50. Спустя три года после перевода получатели по-прежнему зарабатывают больше и получают лучшее образование. Недавнее исследование, проведенное в Кении, показало, что единовременный денежный перевод в размере $500 был особенно эффективен в плане расширения возможностей семей по осуществлению инвестиций, приносящих доход.
Не менее важно и то, что теперь мы располагаем технологией, позволяющей массово охватить прямыми переводами беднейшие слои населения мира. Новые цифровые технологии значительно снизили затраты и расширили наши возможности по безопасной доставке денег в беднейшие регионы мира. Во время пандемии, в Того использовались данные мобильных телефонов и спутниковые снимки для выявления и адресации людей, нуждающихся в помощи. Ее программа NOVISSI использовала базовую технологию USSD на всех мобильных устройствах (аналогичную текстовым сообщениям SMS) для охвата и проверки получателей, в результате чего было распределено $34 миллиона среди 920 000 бенефициаров.
После тщательного изучения успешный пилотный проект Того при поддержке Всемирного банка расширяется до программы стоимостью $100 миллионов. Аналогичным образом, всего за шесть лет, в Индии 1,3 миллиарда человек были включены в систему цифровых идентификаторов, что способствовало быстрому росту цифровых платежей и обеспечило беспрепятственные денежные переводы в самые отдаленные районы страны.
Теперь, когда эти и многие другие программы продемонстрировали эффективность денежных переводов, встает вопрос, как глобализировать это решение. Опираясь на идеи международной рабочей группы, сопредседателями которой мы недавно были, мы предлагаем создать новый глобальный фонд, призванный искоренить крайнюю нищету посредством единовременных прямых денежных переводов. Это решение поможет странам расширить использование цифровых денежных переводов за счет расширения существующих программ социальной защиты или запуска новых. Необходимые средства будут поступать от различных филантропов, институтов и правительств, подобно тому, как собирает свои средства Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Важно, что эти трансферты будут предлагаться не вместо других мер, а скорее в дополнение к ним.
В конце концов, если семьи по-прежнему не имеют доступа к здравоохранению, образованию и возможностям трудоустройства, дополнительные средства не помогут в той мере, как могли бы. Однако как дополнительная мера, выгода от этих денежных средств выйдет за рамки первоначального платежа. Отдельные лица и семьи, имеющие мобильные денежные счета, получат доступ к финансово жизненно важному каналу, который позволит им делать сбережения, открывать бизнес или получать денежные переводы из-за границы. В масштабах страны, такая инфраструктура ускорит вовлечение в финансовую жизнь недостаточно обслуживаемых сообществ и позволит национальным правительствам оказывать экстренную денежную поддержку во время стихийных бедствий, и предлагать долгосрочные выгоды уязвимым группам населения.
Хотя одни лишь прямые выплаты не приведут к ликвидации крайней нищеты и бедности, они представляют собой конкретный первый шаг на пути к активизации более широких действий. Как и в случае со стратегией борьбы с ВИЧ, в соответствии с которой соглашение о распределении антиретровирусного лечения предшествовало более масштабным реформам систем здравоохранения и мерам по поощрению поведенческих изменений, быстрый и единый первоначальный шаг может сделать сложную проблему более управляемой, чем мы думали.
Недопустимо, чтобы в современном мире сотни миллионов семей по-прежнему боролись за продовольствие и адекватное жилье. Дети не должны сталкиваться с задержкой роста и развития или не иметь возможности завершить свое образование. Нищета такого рода не просто болезненна; это трагическая растрата человеческого потенциала.
Улучшая одновременно десятки показателей, денежные трансферты предлагают преобразующее решение проблемы многомерной бедности. Они уже доказали свою эффективность, адаптируемость и воспроизводимость, а теперь с каждым годом они становятся все более достижимыми благодаря расширению охвата мобильной связи и совершенствованию цифровой инфраструктуры. Такое распространение технологий дает историческую возможность разорвать порочный круг крайней нищеты и отчаяния. Впервые у мира есть и деньги, и методы для достижения успеха. Так чего же мы ждем?
Сина Лоусон, министр цифровой экономики и цифровой трансформации Того
Рори Стюарт, бывший министр международного развития Великобритании, старший советник GiveDirectly
© Project Syndicate 1995-2024
Почему беднейшие страны находятся в отчаянном положении, а остальной мир закрывает на это глаза
Ему легко это делать, потому что страны с низкими доходами мало что значат для судеб мира в краткосрочной перспективе
В конце июня совокупный ВВП 28 стран этой группы едва достигал $500 млрд, а это капля в океане мировой экономики, чьи размеры составляют $100 трлн. Кроме того, беднейшие страны мира ни для кого не являются идеальными экспортными рынками: среднегодовые подушевые доходы здесь едва достигают $1000, а конфликты и нестабильность стали нормой примерно для половины из этих стран.
Тем не менее в этих странах проживают 700 млн человек, и примерно половина из них живёт в крайней нищете. Нищие уже давно привыкли к тому, что власти их игнорируют, потому что обычно у них другие приоритеты. Например, правительства тратят на войну и оборону примерно на 50% больше, чем на здравоохранение. Почти половина бюджетов этих стран направляется на выплату зарплат в госсекторе, а также процентов по долгам, при этом лишь 3% всех государственных расходов в странах с низкими доходами (СНД) выделяется на поддержку наименее обеспеченных граждан. Это одна десятая часть от среднего уровня в развивающихся странах в целом.
И поэтому не стоит удивляться, что в этих странах сейчас разворачивается трагедия. Ключевые показатели человеческого развития в странах СНД сейчас намного хуже, чем в 2000 году, особенно учитывая, что с тех пор многие стран сумели выйти из этой группы, поднявшись до уровня стран со средними доходами. В группе беднейших стран уровень материнской смертности сегодня выше на 25%, а доля населения, имеющего доступ к электроэнергии, снизилась с 52% до чуть более 40%. Средняя продолжительность жизни сегодня равна 62 годам – один из самых низких показателей в мире.
Ситуация усугубляется тем, что шансы на получение этими странами помощи из-за рубежа снизились. Зажиточные страны выбрали совершенно неподходящий момент для того, чтобы уменьшить свою щедрость. Даже до пандемии потоки иностранной помощи в беднейшие страны, особенно в страны Африки южнее Сахары, замедлялись. А сегодня богатые страны активно перенаправляют свои бюджеты помощи зарубежным странам на меры реагирования на всплеск потока беженцев, прибывающих к их берегам. Эти тенденции не оставляют широких путей для восстановления экономики: к концу 2024 года средний уровень доходов населения в беднейших странах будет по-прежнему почти на 13% ниже уровня, ожидавшегося до пандемии.
В период с 2011 по 2015 годы на долю грантов приходилась треть государственных доходов в беднейших странах мира; но с тех пор эта доля снизилась до одной пятой. Правительства бедных стран компенсируют эту разницу, всё глубже погружаясь в долги, причём под неподъёмные проценты. Соотношение госдолга к ВВП в этих странах подскочило с 36% ВВП в 2011 году до 67% в прошлом году – это самый высокий уровень с 2005 года (за исключением 2020 года). Четырнадцать стран с низкими доходами сегодня испытывают проблемы с обслуживанием долга или у них высок риск возникновения таких проблем. Эта цифра в два с лишним раза больше, чем всего лишь восемь лет назад.
Глобальные лидеры, съезжающиеся в Нью-Йорк на Саммит ООН по устойчивому развитию, не могут позволить себе закрывать глаза на подобное развитие событий. Они обязаны не забывать о фундаментальном обещании программы «Цели устойчивого развития»: «охватить тех, кто дальше всех отстал от лидеров». Хотя богатые страны по-прежнему щедры к прибывающим беженцам, им нужно удвоить усилия, чтобы покончить с нищетой в самом её источнике.
Это означает, что нужно расширять ресурсы, доступные многосторонним банкам развития, чтобы они могли увеличивать гранты и льготное финансирование для беднейших стран. Увеличение финансирования – это не просто моральный императив: предотвратить катастрофу в беднейших странах. Это в личных интересах всех стран, у которых есть средства для оказания помощи. Страны южной Европы с трудом справляются с миграционными потоками, и они должны понимать, что им выгодно поддерживать экономическое развитие в беднейших странах, таких как Нигер, например.
Богатые страны и все международные финансовые учреждения должны начать решительное движение на трёх фронтах. Во-первых, они обязаны увеличить льготное финансирование беднейших стран, при этом помощь должна направляться на решение чрезвычайных проблем, таких как изменение климата, слабость экономики, пандемии.
Кроме того, увеличение финансовой помощи поможет этим странам инвестировать в критически важные отрасли, в том числе в здравоохранение, образование и инфраструктуру, что усилит их устойчивость и потенциал экономического роста. Эффективность помощи (а это предмет наибольшей озабоченности для финансовых доноров) можно повысить, улучшив координацию финансовых доноров и создавая компетентные институты на местах для отбора, управления и мониторинга проектов. Международные финансовые институты, со своей стороны, способны помочь в привлечении частного капитала в те отрасли, которые не только содействуют развитию, но и обещают прибыль.
Во-вторых, нужно ускорить процесс реструктуризации долгов. Хотя «Большая двадцатка» объявила о программе «Общие принципы урегулирования долгов после DSSI» почти три года назад, она не принесла большого облегчения. Соглашение Замбии с кредиторами о реструктуризации долга (если оно будет реализовано) станет позитивным событием, но оно было заключено три месяца назад, а страна до сих пор ждёт облегчения долгового бремени.
Крайне медленные темпы реализации этой программы (и все неопределённости, которыми сопровождается такая медлительность) отпугивают слишком многие страны от попыток облегчить долговое бремя, в чём они столь неотложно нуждаются. Пришло время повысить темпы. У многих стран с низкими доходами восстановление долгосрочной долговой устойчивости будет зависеть от реструктуризации долга. Без такой реструктуризации они останутся парализованными и не смогут привлекать частное финансирование, необходимое им для решения колоссальных задач развития в нынешнем десятилетии: от создания рабочих мест и повышения благосостояния до превращения нашей планеты в место, более пригодное для жизни.
Наконец, мы должны активизировать работу над программой реформ, добиваясь, чтобы глобальные инициативы помощи беднейшим странам дополнялись амбициозными внутренними мерами. Международные финансовые институты способны сыграть ключевую роль, помогая странам СНД мобилизовать внутренние доходы и повысить эффективность расходов и управления долгом. Кроме того, они могут поддержать работу властей по улучшению институциональной системы, наращиванию человеческого капитала, снижению барьеров на пути частных инвестиций, использованию потенциала цифровых технологий. Всё это повысит перспективы долгосрочного роста экономики в этих странах.
Время на исходе. Растущее ощущение безнадёжности у граждан беднейших стран будет усиливать порочный круг, который уже запущен. Отчаянно желая сбежать от нищеты дома, многие люди будут рисковать всем в попытках найти убежище за рубежом. Страдания миллионов людей в далёких странах не так уж далеки, как может показаться. Они заразительны, и уже начали проникать через государственные границы, причём с непредсказуемыми глобальными последствиями.
Индермит Гилл, главный экономист и старший вице-президент по вопросам экономики развития во Всемирном банке
Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов во Всемирном банке
© Project Syndicate 1995-2023