5 самых невидимых истребителей мира
|
На протяжении весьма долгого периода лишь США могли похвастать наличием истребителей, построенных с глубоким внедрением стелс-технологии. Облик легендарного «Ночного ястреба» с большими крыльями и черной окраской навсегда "засел" в головах наших соотечественников благодаря множеству кинофильмов конца 1990-х гг. Однако время не стоит на месте и сегодня, подобные машины появились в распоряжении и других стран.
Истребитель F-22 Raptor
Если не брать в расчет, введенный в эксплуатацию в 1983 году, указанный выше F-117 Nighthawk, который, к слову, был довольно посредственной боевой машиной во всех отношениях, то пионером среди североамериканских стелс-истребителей можно считать F-22 Raptor. В 1997 году опытный образец "Раптора" впервые оторвался от земли, а уже в 2003 году серийная версия стала поступать в элитные американские авиачасти.
Планировалось, что F-22 Raptor придет на смену F-15 Eagle, тем не менее, он оказался чрезмерно дорогим как в производстве (порядка 150 миллионов долларов), так и в эксплуатации. Всё это вызвало серьезную корректировку проекта F-22. За весь период производства (до 2011 года) собрано 187 самолетов вместо 750, что не дало возможности понизить цену до 120 миллионов долларов, как прогнозировалось в случае выпуска машины крупной серией.
В настоящий момент военными аналитиками многих стран "Раптор" оценивается как самый совершенный стелс-истребитель последнего поколения, для которого самолеты четвертого поколения реальной угрозы не представляют. В проведенных учебных дуэлях F-22 легко справлялся и с F-15 и с F-18 (явное преимущество F-22 - 120:1). В отличие от прочих североамериканских самолетов F-22 не поставляется за рубеж, так как в его конструкции используются секретные технологии и материалы, которые до сих пор имеют стратегическое значение для США.
Истребитель F-35 Lightning II
Заоблачная стоимость F-22 не дала возможности должным образом обновить парк истребителей США четвертого поколения, основная часть которых была спроектирована еще в семидесятые годы прошлого столетия. В связи с этим в середине 1990-х гг. специалисты компании Lockheed Martin приступили к работе над проектом по созданию истребителя F-35 Lightning II, который начиная с 2015 года стал поступать в распоряжение американского Корпуса морской пехоты и ВВС.
При проектировании данной машины преследовались две главные цели: построить не просто инновационный истребитель-невидимку, а целую линейку самолетов — с классическим взлетом и посадкой, с вертикальным взлетом, а также морскую модификацию. Стоит отметить, что подобное решение, с одной стороны, заметно удешевило производство, но с другой — желание использовать одни и те же схемы и решения для практически трех разных самолетов привело к губительным компромиссам.
F-35 подвергся жесткой критике еще до того момента, как был официально поставлен на вооружение. Его высмеивали за отвратительную маневренность — в показательной воздушной дуэли он уступил ветерану F-16, за неудовлетворительную скорость, за низкую малозаметность, малую полезную нагрузку, схему с использованием одного силового агрегата и многое другое. Досталось новичку и за высокую стоимость как самой воздушной машины (проект F-35 обошелся в 1,7 триллиона долларов), так и за чрезмерно дорогую эксплуатацию. Многие специалисты и вовсе - решили не признавать его самолетом пятого поколения.
Тем не менее, в Lockheed Martin считают эту критику необоснованной, по‑прежнему заявляя, что F-35 является отличной боевой машиной, способной решать широкий спектр тактических задач. К слову, за все время, что F-35 находится на вооружении США, можно вспомнить только два случая его боевого применения, да и то в роли бомбардировщика. В прошлом году Израиль задействовал F-35 для бомбардировки объектов сирийской инфраструктуры. Однако противодействия со стороны авиации противника не было, поэтому невозможно оценить его истребительные качества.
Истребитель Су-57
Третьим в нашем списке идет отечественный стелс-истребитель Су-57. Из-за развала СССР проекты по созданию «невидимок» в нашей стране были свернуты на довольно продолжительный срок, хотя уже в конце 1980-х гг. велись весьма успешные научные изыскания по данному направлению. Так или иначе, лишь в 2001 году проект будущего Су-57 был официально одобрен.
В 2010 году машина впервые оторвалась от земли, и еще практически семь лет проходила цикл всесторонних госиспытаний. К невероятному сожалению, тот самолет, что сегодня готовится к поступлению в воинские подразделения, не станет серийным и даже не достигнет показателей F-22 по количеству собранных экземпляров. Он не станет тем Су-57, которого мы все ждали и каким его проектировали изначально, к примеру, у него не будет силовых агрегатов нового поколения. Однако России все же удалось стать вторым государством на планете, принявшему на вооружение истребитель последнего поколения.
Большинство технических параметров Су-57 до сих пор не предано огласке, но если проанализировать доступную информацию, то основным его противником является американский F-22. Обе машины представляют собой истребители, созданные для доминирования в воздушном пространстве, обладают высокой скоростью, и во многом схожими характеристиками. При этом отечественный истребитель заметно дешевле своего североамериканского оппонента.
Истребитель J-20
Сегодня Китай взял курс на полное импортозамещение авиатехники, и теперь все его самолеты будут иметь только китайские "корни". В КНР к этому вопросу подошли очень ответственно, создав сразу два стелс-истребителя.
Первый — J-20 — спроектирован инженерами компании Chengdu Aircraft. Он совершил свой первый полет в 2011 году и должен заступить на боевое дежурство уже в этом году. По мнению экспертов, китайцы заимствовали ряд технических решений у советского опытного истребителя МиГ-1.44, а также у американского F-22. Машина оснащена силовыми агрегатами АЛ-31Ф российского производства, но в будущем обязательно получит китайские двигатели. Было объявлено, что J-20 предназначен лишь для эксплуатации в ВВС Китая и экспортироваться в другие страны не будет.
J-31
А вот созданный инженерами компании Shenyang Aircraft сверх компактный и легкий истребитель J-31, чей внешний вид очевидно был позаимствован у F-22, скорее всего, будет поставляться на экспорт.
Более того, по неподтвержденной информации, он будет стоить приблизительно 90 миллионов долларов США, что сделает его выгодным приобретением для тех государств, которым хочется получить свои стелс-истребитель, однако денег на американские F-35 у них не хватает, либо им их не продадут. Также есть мнение, что J-31 будет использован в качестве палубного истребителя. Ожидается, что в эксплуатацию он будет введен уже в 2021 году.