Пользу масок во время эпидемии измерили в вирусных частицах
4 года назад 1192 nplus1.ru mir24.tv popmech.ru techcult.ru Полина Лосева, Игорь Медведев, Александр Мартыненко

Ученые собрали больных разными видами ОРВИ и заставили их в течение получаса дышать, говорить и кашлять в прибор, который анализировал число вирусных частиц в выдыхаемом воздухе. Половина испытуемых при этом была в медицинских масках. Оказалось, что маски могут быть эффективными, но не для всех вирусов и не всех видов передачи. От сезонного коронавируса они сработали лучше всего, хотя насколько это на самом деле снижает заразность больного, пока неясно. Работа опубликована в журнале Nature Medicine.

Одной из причин пандемии нового вируса SARS-CoV-2 стала его заразность. Он размножается не только в легких в ходе пневмонии, но и в верхних дыхательных путях, откуда попадает в выдыхаемый человеком воздух. Ученые полагают, что коронавирусные частицы могут распространяться не только в виде крупных капель (более 5 микрон), но и в виде аэрозоля (частицы менее 5 микрон). По крайней мере, из воздуха палат, где находятся больные COVID-19, удалось выделить единичные вирусные РНК.

Надежным способом остановить распространение коронавируса считаются медицинские маски, однако до сих пор не было ясно, в какой мере они эффективны (в том числе и против других респираторных инфекций). Кроме того, ученые то и дело пишут о других путях передачи вируса — например, через слизистую оболочку глаза — которые маска предотвратить не в силах.

Чтобы точно выяснить, насколько хорошо маски справляются с инфекцией, группа исследователей под руководством Бенджамина Каулинга (Benjamin Cowling) из Гонконгского университета отобрала 111 больных разных респираторными инфекциями. Среди них 54 были больны риновирусом, 43 — гриппом, и еще 17 — сезонным коронавирусом, родственником SARS-CoV-2 (в сумме получается 114, но три человека был носителями нескольких вирусов одновременно). Исследователи отметили, что симптомы у пациентов проявлялись по-разному — у больных гриппом чаще была повышена температура, а больные коронавирусом чаще кашляли. В качестве контроля служило столько же здоровых людей.

Всех испытуемых случайным образом попросили надеть или не надевать маску, а далее предложили им в течение получаса дышать, кашлять и говорить (по желанию) в специальный аппарат для сбора выдыхаемого воздуха, который эта же группа ученых разработала раньше. Затем воздух конденсировали и измеряли в нем число вирусных частиц. Кроме того, у пациентов собрали соскобы из носа и горла, чтобы сравнить, различается ли распространение частиц от места размножения вируса.

Авторы работы заметили, что все три вируса лучше распространялись, если размножались в носу. А вот эффективность масок для них оказалась разной. Распространение риновирусов маски остановить не смогли: и капли, и аэрозоль передавались через них так же, как и без них. Против вируса гриппа маски были эффективны, но только для капельного пути передачи. В случае коронавируса маски остановили оба пути передачи: и капельный, и аэрозольный — число вирусных частиц в пробе при этом упало на несколько порядков.

У этого исследования есть несколько ограничений. Первое состоит в том, что не все участники даже с подтвержденными диагнозами выделяли вирусные частицы. Например, капли с коронавирусом выдыхали лишь 3 из 10 человек, а аэрозоль с вирусными частицами — 4 из 10. Это существенно ограничивает выборку исследования.

Второе ограничение заключается в том, что пациенты были в разной степени больны и проявляли разные симптомы. Например, не все они кашляли в течение тех 30 минут, что длился сбор воздуха. Однако исследователи пишут, что их целью было смоделировать реальные условия контакта с больными, следовательно, заставлять их сознательно кашлять было бы нарушением условий.

Наконец, ученые не ставили своей задачей измерить заразность выдыхаемых вирусных частиц. Поэтому невозможно точно сказать, каковы шансы заразиться у человека, рядом с которым находится больной в маске или без нее. Тем не менее, авторы работы отмечают, что ношение маски существенно эти шансы снижает.

А вот к ношению маски здоровым человеком официальные рекомендации пока подходят осторожно — ВОЗ, например, не рекомендует это делать, чтобы не создавать дефицита масок. Исключение служат только люди, которые контактируют с большим количеством зараженных — по крайней мере, для вируса гриппа известно, что ношение маски снижает риск заболеть у врачей. А если вы хотите отвлечься от медицинских последствий коронавирусной эпидемии, мы предлагаем подумать, например, об экологических — читайте о них в нашем тексте «Служил в очистке».

Кто должен носить маску во время пандемии COVID-19, рассказали в ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения пояснила, кто должен носить медицинскую маску во время пандемии коронавируса, сообщает телеканал «360».

По словам официального представителя организации Тарика Язаревича, здоровым людям защитная маска не нужна.

«Люди, у кого есть симптомы, должны носить маски для защиты других. Те люди, которые ухаживают за больными, должны носить маски, потому что они могут заразиться», – подчеркнул эксперт.

По словам Язаревича, маска расслабляет. К тому же, если носить ее неправильно, то люди будут постоянно трогать свое лицо, а этого делать из-за разгула вируса нельзя.

В маске нуждаются те люди, у кого появились симптомы заболевания. Она предотвратит заражение других людей. Кроме того, это средство защиты необходимо всем медработникам. Представитель ВОЗ призвал ограничить их продажи обычным гражданам, для того чтобы обеспечить масками всех врачей.

От коронавируса закроют самую маленькую доступную «границу»
Разработан препарат, не пускающий коронавирус внутрь клеток человеческого организма.

Международная команда ученых под руководством доктора Джозефа Пеннингера (Dr. Josef Penninger) из Университета Британской Колумбии нашла способ блокировать пограничный клеточный белок, который без зазрения совести пропускает коронавирус внутрь организма. Результаты тестирования пробного препарата, закрывающего границы клеток от SARS-CoV-2, опубликованы в журнале Cell.

Купленным агентом коронавирусной «банды» внутри живых организмов оказался ACE2 — белок на поверхности клеточной мембраны. В более ранних работах авторы исследования выяснили, что именно ACE2 является ключевым рецептором для гликопротеина членов семейства SARS.

«Вирус, вызывающий COVID-19, близок к первому вирусу SARS, — пояснил Пеннингер, — Новый коронавирус проникает в клетку тем же путем, что и его родственник — через белок ACE2».

В новом исследовании ученые представили новый препарат с рабочим названием APN01. Препарат содержит человеческий фермент hrsACE2. Чтобы доказать эффективность лекарства против COVID-19, исследователи поставили эксперименты на стволовых клетках и выращенных из них органоидах: копиях кровеносных сосудов и почек человека. Опыты показали, что фермент hrsACE2 блокировал коронавирусную атаку на клетки и искусственно выращенные ткани организма. Нагрузка на клеточную мембрану снизилась в 1000—5000 раз.

«Органоиды из стволовых клеток позволили нам очень гибко протестировать новый препарат и сэкономить время, — поделились авторы исследования, — Это особенно важно сейчас, когда темпы пандемии нарастают с каждым днем все сильнее».

Созданный препарат в ближайшее время пройдет клинические испытания на живых пациентах. Ученые надеются, что его массовое применение поможет бороться с коронавирусной инфекцией на ранних стадиях и сдержит распространение COVID-19.

От коронавируса закроют самую маленькую доступную «границу»

Коварная биоловушка не даст вирусу гриппа добраться до своей цели

Немецкие ученые сумели обезвредить вирус птичьего гриппа при помощи нового оружия – фагового капсида. Это синтетическая структура на базе естественного бактериофага, которая маскируется под целевые клетки и провоцирует вирус атаковать себя. При достаточном количестве фаговых капсидов они способны перехватить весь объем вирусов прежде чем те причинят вред организму.

Идея создания такого оружия против гриппа в прямом смысле лежит на поверхности – поверхности самого вируса, которая покрыта шипами из гемагглютинина. Они выступают в роли ключей, прикрепляясь к молекулам сахара на поверхности клеток легких. Для образования надежной связи требуется очень точное совпадение химических структур двух сторон, зато после образования разорвать ее очень трудно.

Ученые из Берлина создали точные модели этих сахарных оболочек, после чего взяли безвредный бактериофаг Q-бета с подходящей структурой, и «натянули» эту оболочку на него. Эта поливалентная каркасная молекула содержит 180 идентичных белков, которые расположены точно так же, как и трехвалентные рецепторы гемагглютинина на поверхности вируса. Будь вирус «поумнее», он бы имел шанс распознать подвох, но в данном случае модифицированный бактериофаг является идеальной ловушкой для вируса гриппа.

Испытания на животных подтвердили математические модели – бактериофаг надежно инкапсулировал вирус, предотвращая его размножение в легких. Что еще лучше, он показал эффективность сразу против нескольких штаммов. То есть средство пригодно в качестве дежурного решения для сезонных заболеваний, и на его основе можно сравнительно быстро разработать вакцину против новых штаммов. Это не значит, что лекарство появится уже завтра, но сама технология открывает обширные возможности для вирусологов.

Вирус