Космонавты рассказали, какие сны снятся на борту МКС. Обнаружены новые последствия длительного пребывания в космосе
4 года назад 1390 lenta.ru nat-geo.ru profile.ru

Космонавты на борту Международной космической станции спят крепко, причмокивают и видят добрые сны, рассказал Сергей Рыжиков, которому завтра предстоит отправиться на МКС, передает РИА Новости.

"(Снятся) летающие сны. Спят хорошо, крепко, причмокивают. Зафиксированы, никуда не улетают", - сказал космонавт на предстартовой онлайн-видеоконференции в пресс-центре МИА "Россия сегодня".

"Если зафиксировались плохо, то можно немножко из спального мешка выпорхнуть, но это случается редко, поэтому сон спокойный, ровный, с хорошими мечтаниями во сне, добрыми", - добавил Рыжиков.

Сергей Кудь-Сверчков, который также полетит в среду на орбиту, рассказал, что необходимо обладать крепким здоровьем, чтобы пройти отбор в отряд космонавтов, других особых требований нет.

"Может быть, я кого-то обрадую, а кого-то огорчу, но не надо быть мастерами спорта, тяжелоатлетами и иметь выдающиеся возможности", - сказал он.

Космонавт напомнил, что попробовать свои силы и попытаться стать космонавтом могут те, у кого есть инженерное или естественнонаучное образование, врачи определенных направлений и летчики. Кудь-Сверчков признался, что в детстве хотел стать не космонавтом, а спасателем или военным разведчиком.

Запуск корабля "Союза МС-17" ракетой-носителем "Союз-2.1а" с космодрома Байконур планируется на 14 октября. В его экипаж вошли Рыжиков и Кудь-Сверчков, а также американка Кэтлин Рубинс. Кораблю предстоит установить рекорд по скорости доставки экипажа на МКС - расчетная длительность полета составит 3 часа 7 минут. Планируется, что экипаж пробудет в космосе 177 дней - до 9 апреля 2021 года.

Названа главная причина появления опасного космического мусора

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало доклад, согласно которому проблема космического мусора на околоземной орбите становится все более серьезной. При этом главной причиной появления опасных обломков называются взрывы ракетных ускорителей и топливных элементов на борту космических аппаратов. Об этом сообщает издание Science Alert.

По словам специалистов, несмотря на то, что меры по предотвращению увеличения объема космического мусора применяются уже много лет, количество случаев взрывов не уменьшается. Одним из способов решения проблемы является внедрение многоразовых ракет, однако технология пока остается в зачаточном состоянии. До сих пор многие ракетные ускорители остаются на орбите.

Другие меры включают в себя проектирование космических кораблей таким образом, чтобы они могли долгое время противостоять суровым условиям космоса, и снижение риска взрыва неработающего аппарата через высвобождение остатков топлива и накопленной энергии. Отработавшие свой срок корабли и спутники опускаются на низкую орбиту или сгорают в атмосфере Земли. Однако даже с учетом этого ежегодно происходят около 12 событий фрагментации, каждое из которых производит несколько тысяч мелких обломков.

Согласно докладу, в настоящее время на околоземной орбите находятся более 130 миллионов фрагментов антропогенного космического мусора размером менее миллиметра.

Обнаружены новые последствия длительного пребывания в космосе
Нарушается кровоток во внутренней яремной вене.

Одним из самых важных аспектов дальних полетов в космос, помимо технологических, является медицинский. Человеческое тело не приспособлено к высокому уровню радиации и низкой гравитации, и после каждой экспедиции на МКС астронавты проходят обследования. На основании собранных данных уже известно, что долгое пребывание в космосе негативно отражается на скорости и точности работы памяти, а также приводит к замедлению темпов формирования костей. Среди других последствий — изменение состава микрофлоры в кишечнике, рост уровня жиров и гормонов.

Теперь выяснилось, что уже через несколько месяцев полета нарушается снабжение мозга кровью. Исследование провели специалисты NASA вместе с группой медицинского обеспечения подмосковного ЦУПа. Рассматривалось здоровье 11 космонавтов, которые пробыли на МКС в среднем около полугода. Они прошли ультразвуковое исследование сосудов головы перед полетом, на 50-й и 150-й день пребывания в космосе, а также через 40 дней после возвращения.

Во внутренней яремной вене семи человек были выявлены застойные явления и даже эпизодическое обратное течение крови. У одного космонавта там появился тромб, а еще у одного он начал формироваться по возвращении на Землю.

«Это очень неожиданно и ненормально. Мы никак не думали увидеть остановку и реверсивное течение. На Земле эти отклонения приводят к блокаде кровоснабжения мозга или опухолям», – Майкл Стенгер (Michael Stenger), глава группы исследователей.

Таким образом, нарушения работы внутренней яремной вены могут стать еще одной проблемой, которую предстоит решить в ходе подготовки будущих длительных пилотируемых экспедиций. По мнению медиков, улучшения кровотока космонавтов можно добиться с помощью специальных систем для его стимуляции. Например, на МКС уже применяются вакуумные «комбинезоны» ПВК «Чибис», разработанные для профилактики неблагоприятного воздействия микрогравитации. Они облегчают течение крови в нижних конечностях, а также оказывают положительный эффект на сосуды и другие части тела. На основе этих разработок «комбинезоны» можно модифицировать для оптимизации кровотока.

Однако все эти вызовы показывают, насколько человечество далеко от полетов на другие планеты.

Японский астронавт вырос в космосе на 9 см
Перегрузки и невесомость, солнечная радиация, смена графика и диеты – космические миссии по-разному влияют на человеческий организм. Интересен недавний случай с японским астронавтом: за 21 день в космосе он вырос на 9 сантиметров.
Обновление на 10 января 2018. Вдогонку за этим твитом Норисигэ опубликовал новый, в котором указал на ошибку измерений: в действительности его рост увеличился лишь на 2 сантиметра.

/upload/iblock/c93/c9355febba48ebcf1522d949c776cf27.jpg

Вот уже три недели Норисигэ Канаи находится в 400 км над Землей: он прибыл МКС в конце 2017 года в ходе совместной космической миссии «Роскосмоса», NASA и JAXA (Японского агентства аэрокосмических исследований).

9 января 2018 он написал в Твиттере: «Доброе утро! Сегодня у меня важное объявление. Наши тела измерили и – вау – я вырос аж на 9 сантиметров!»

Как сообщает BBC, увеличение роста в пределах 2-5 см довольно часто наблюдается в космосе: сказывается влияние невесомости на позвоночник. Впрочем, эти изменения обратимы: по возвращении на Землю исследователи возвращаются к прежним физическим параметрам. Интересен, впрочем, омолаживающий эффект, который оказал космос на Скотта Келли: сравните астронавта с его братом-близнецом. Подробнее об этом мы писали здесь.

«Меня немного волнует, поместится ли мое тело в кресло «Союза», – добавляет Норисигэ. На борту этого космического корабля ему предстоит возвращаться домой в конце апреля, когда завершится его 122-дневное пребывание на МКС.
/upload/iblock/34c/34cf725dcf0ac0096dc4fda383057c45.jpg
Кирилл СамурскийНорисигэ Канаи (JAXA, Япония), Антон Шкаплеров («Роскосмос», Россия) и американец Скотт Тингл (NASA, США) перед стартом. 17 декабря 2017 года.

Миссия Норисигэ Канаи (а также российского космонавта Антона Шкаплерова и американца Скотта Тингла) началась 17 декабря 2017, когда с Байконура стартовал космический корабль «Союз МС-07». Кстати, этот запуск снимали участники нашего фототура с Кириллом Самурским.

Спустя двое суток, 19 декабря, корабль пристыковался к МКС.

Согласно «Роскосмосу», в задачи этих трех космонавтов входят:

• участие в операциях по управлению полётом и стыковкой ТПК «Союз МС-07» с МКС к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1);
• совместная работа по программе экспедиции МКС-54;
• работа с транспортными грузовыми кораблями (ТГК) серии «Прогресс МС»;
• работа с американскими грузовыми кораблями Dragon и Cygnus;
• подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-53/54 на ТПК «Союз МС-06»;
• выполнение работ по стыковке ТПК «Союз МС-08» с экипажем МКС-55/56 к малому исследовательскому модулю «Поиск» (МИМ2);
• поддержание работоспособности станции и дооснащение МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями;
• выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов;
• участие в мероприятиях по программе работ с общественностью и СМИ;
• проведение бортовых фото- и видеосъёмок для создания хроники полёта РС МКС, а также съемок в соответствии с разработанными сценариями телестудии Роскосмоса;
• подготовка к возвращению на Землю других членов экипажа.
Пассажирскую капсулу для полетов в космос представили в США

Аэрокосмическая компания Blue Origin впервые представила капсулу Crew Capsule, созданную для пассажирских полетов в космос, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Daily Mail.

Во время онлайн-экскурсии команда, основанная Джеффом Безосом, показала футуристический интерьер капсулы. Конструкция спроектирована по аналогии с кабиной вертолета и оборудована большими окнами.

Daily Mail

Разработчики рассказали, что пассажиры капсулы будут находиться в невесомости в течение 10 минут, любуясь видами на высоте около 104 километров над поверхностью Земли.

Daily Mail

Также капсулу оснастили видеокамерами.

"Мы оснастили капсулу экипажа множеством камер. Мы хотим, чтобы вы могли делиться своими воспоминаниями с близкими долгие годы", - говорит руководитель по стратегии и продажам компании Ариан Корнелл.

Daily Mail

В компании заявили, что возможность отправиться в космос в данной капсуле будет у всех желающих, независимо от того, является ли человек обычным туристом, исследователем или астронавтом из НАСА.

Daily Mail

Blue Origin еще не раскрыла стоимость и дату полетов в космос, известно лишь, что продолжительность одного полета составит 40 минут.

Ученые разработали способ защиты от радиации на Луне

Российские ученые нашли, как уберечь космонавтов от радиации при полетах к Луне. Так, одним из защитных средств на корабле «Орел» станут специальные колпаки. Об этом заявил заведующий отделом радиационной безопасности пилотируемых космических полетов Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав
Шуршаков.

Отмечается, что учеными была придумана локальная защита, которая будет оберегать отдельные места на теле космонавта, сообщают РИА Новости. «Если говорить серьезно, то «Орел» будет летать вне магнитосферы Земли, где больше воздействие галактических космических лучей, поэтому космонавтам нужно защищать самый критический орган – это мозг», — подчеркнул Шуршаков. По его словам, при полете к Луне планируют использовать колпак или шапочку, которые космонавты будут надевать на голову во время солнечных вспышек.

Ранее российским космонавтам, которые полетят на Луну на космическом корабле «Орел», установили предельные ограничения по весу. Согласно материалам ракетно-космической корпорации «Энергия», корабль может доставить на Луну полезный груз суммарной массой 420 килограммов. При этом вес экипажа из четырех человек не должен превышать 320 килограммов. Таким образом, каждый из космонавтов вместе со скафандром не может весить больше 80 килограммов.