COVID-19: Ученый рассказал о невосприимчивых к коронавирусу людях. Обычная простуда может дать иммунитет к новому коронавирусу
COVID-19: Ученый рассказал о невосприимчивых к коронавирусу людях. Обычная простуда может дать иммунитет к новому коронавирусу
4 года назад 1601 lenta.ru

Директор Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, академик РАН Арег Тотолян обратил внимание, что некоторые люди не заражаются COVID-19.

"Есть определенная группа лиц, невосприимчивых к SARS-CoV-2", — пояснил он "Известиям", передает РИА Новости.

Ученый подчеркивает, что такая ситуация наблюдается при детальном обследовании некоторых медиков, которые несколько месяцев работали в "красной зоне".

"(Они. — Прим. Ред.) контактировали с сотнями пациентов, а у них антитела не определяются", — пояснил Тотолян. 

Эксперт считает, что изучение таких людей даст ответ на вопрос об универсальном средстве борьбы с коронавирусной инфекцией, не столь затратном и получаемом быстрее, чем вакцина.

Также иммунолог рассказал о случаях, когда у пациентов, которые имеют подтвержденный тест COVID-19, после перенесенного заболевания не вырабатываются антитела. По мнению академика, этот факт является одной из загадок SARS-CoV-2.

"Таких пациентов больше, чем мы ожидали", — отметил специалист. 

Тотолян уточнил, что обычно антитела не вырабатываются при иммунодефицитных состояниях, но таких людей в популяции не так уж много. Среди выздоравливающих от коронавирусной инфекции их оказалось значительно больше.

Названы факторы, защищающие организм от коронавируса

Ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев назвал факторы, защищающие от коронавируса. Об этом пишет «Российская газета».

Такими факторами специалист назвал генетические особенности и мутацию генов.

По его словам, реакция на коронавирус и тяжесть заболевания могут зависеть от индивидуальных генетических особенностей человеческого организма.

Лебедев рассказал, что над выявлением генетических вариантов, позволяющих определить тяжесть болезни у того или иного человека, работают ученые.

Он добавил, что специалистам известно о мутации гена, кодирующего белок ACE2, которая может облегчить или затруднить попадание коронавируса в клетки человека.

Раскрыт эффективный способ избежать заражения коронавирусом

Шелли Миллер (Shelly Miller), профессор инженерной механики Университета Колорадо в Боулдере (США), раскрыла изданию Conversation эффективный способ избежать заражения коронавирусом в помещении. Согласно словам исследовательницы, необходимо правильно проветривать комнату, избавляясь от застоявшегося воздуха.

По словам Миллер, если вирус попал в воздух внутри здания, можно попробовать удалить патоген из помещений или дать доступ свежему воздуху снаружи. Если внутри находится несколько человек, то обновлять воздух в норме следует не реже шести раз каждый час. Этот показатель называется скоростью воздухообмена. В коммерческие зданиях воздух обычно подается через системы отопления, вентиляции и кондиционирования, а в жилых домах — через открытые окна, двери и щели.

В случае пандемии обновление воздуха должно происходить чаще. Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что скорость воздухообмена, равная девяти разам в час, помогает уменьшить распространение SARS, MERS и H1N1 в больнице Гонконга. Однако многие здания в США и других странах, особенно школы, не соответствуют рекомендуемым нормам вентиляции. В этом случае Миллер советует держать окна и двери открытыми.

Чтобы узнать, является ли уровень воздухообмена в помещении оптимальным для предотвращения распространения коронавируса, можно определить концентрацию углекислого газа. На улице уровень двуокиси углерода составляет чуть более 400 частей на миллион (ррm), в хорошо проветриваемых помещениях — около 800 частей на миллион. По мнению Миллер, чтобы не заразиться коронавирусом, концентрация должна быть ниже 600 ppm. Для определения концентрации можно воспользоваться датчиками углекислого газа с точностью в пределах 50 ppm.

Почему коронавирус протекает тяжелее у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Кандидат медицинских наук, директор Городского кардиологического центра Алматы Алмат Кодасбаев объяснил, чем опасен коронавирус людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Коронавирусная инфекция у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями протекает более сложнее, чем у других. При коронавирусе состояние пациентов, которые ранее оперированы на сердце или стоят в учете по сердечным заболеваниям, могут усложняться. Могут возникнуть системно-воспалительные процессы, нарушаться свертывающая система крови, токсические действия на клетки сердца», - говорит он.

По его словам, всем пациентам рекомендуется ни в коем случае не отказаться от приема основных препаратов, которые были ранее назначены врачами и самостоятельно не менять препараты.

«Прием дополнительных препаратов от коронавируса могут осложнить течение основного сердечного заболевания. Многим пациентам мы рекомендуем ограничивать прием жидкостей, так как, у них без этого сердце работает слабо. Лишний объем жидкостей могут ухудшать состояние. Мы советуем всем сначала проконсультироваться с лечащим врачом-кардиологом, а потом уже параллельно по рекомендации инфекциониста, терапевта продолжать дополнительное лечение от коронавируса», - заявил он.

Обычная простуда может дать иммунитет к новому коронавирусу

Коронавирусы – это большое семейство вирусов, которые могут инфицировать как животных, так и людей. Существует семь известных типов, из которых четыре вызывают легкие или средние по тяжести респираторные инфекции, так называемую простуду. Для трех других характерна тяжелая респираторная инфекция, в том числе для нового коронавируса.

Однако опубликованное в журнале Science исследование показывает, что некоторые люди имеют иммунитет против COVID-19 из-за того, что однажды переболели простудой. Это означает, что даже если человек не подвергался воздействию нового коронавируса, организм помнит как бороться с подобной инфекцией.

Исследователи из Института иммунологии La Jolla обнаружили, что предыдущее инфицирование вирусами простуды KHU1, OC43, NL63 и 229E, могут научить иммунную систему обнаруживать и распознавать SARS-CoV-2.

Исследование подчеркивает способность иммунной системы защищаться от инфекций и болезней. Команда обнаружила, что иммунные клетки, называемые Т-клетками, которые могут определять коронавирусы, могут распознавать определенные участки, такие как «шип» белка.

Ранее ученые обнаружили защитные антитела, которые помогают коронавирусу адаптироваться в организме.

Человечество еще ищет идеальную вакцину от коронавируса. Как защититься от вируса до ее появления?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число выявленных случаев коронавирусной инфекции COVID-19 в мире превысило 18 миллионов. Количество жертв приближается к 700 тысячам. Больше всего заразившихся — в Америке. По словам руководителя ВОЗ Тедроса Аданома Гебреисуса, возврат к «нормальной» жизни вряд ли произойдет за короткий срок. Как пояснил глава ВОЗ, ждать этого не стоит, потому что многие государства выбрали неверный вариант борьбы с коронавирусной инфекцией. И пока ученые не нашли вакцину и действенное лекарство для борьбы с пандемией, новые вспышки по-прежнему возможны. О том, какую роль в борьбе с инфекциями играет иммунитет, можно ли его укрепить, эффективны ли иммунотропные препараты, «Ленте.ру» рассказал академик РАН, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Сеченовского университета Александр Караулов.

«Лента.ру»: Такое ощущение, что когда мы столкнулись с трудностями в поисках терапии ковида, вырос интерес к альтернативным методам лечения и профилактики вирусных инфекций. Так ли это?

Александр Караулов: Вы совершенно правы. В последнее время медицина развивалась по пути доказательности применяемых препаратов. Так должна развиваться любая наука, а медицина — это практика, основанная на науке, и они неразделимы. Сегодня и мы являемся участниками таких исследований.

Сотрудники кафедры клинической иммунологии и аллергологии Сеченовского университета в команде ученых ведущих российских вузов на базе московской ГКБ № 52 провели клиническое исследование, оценив результаты успешного применения препарата тоцилизумаб у пациентов, госпитализированных с пневмонией, ассоциированной коронавирусом. Тоцилизумаб — рекомбинантное гуманизированное моноклональное антитело к человеческому рецептору интерлейкина 6 (ИЛ-6) — селективно связывается и подавляет как растворимые, так и мембранные рецепторы ИЛ 6 и используется в клинической практике при ревматоидном артрите.

Одна из главных опасностей реакции иммунной системы на коронавирус — в избыточной продукции противовоспалительных цитокинов, что может приводить к серьезным осложнениям. Результаты работы кардинально меняют философию применения биологической терапии — от «терапии отчаяния» к «терапии спасения» при COVID-19. Эти исследования открыли перспективы для инициации новых проектов по изучению применения антицитокиновой и иной терапии для профилактики цитокинового шторма — чрезмерной реакции иммунной системы.

Коронавирусная инфекция, помимо того, что несет в себе риск развития цитокинового шторма, одновременно сопровождается выраженной иммуносупрессией. Более того, именно иммуносупрессия, скорее всего, создает благоприятную почву для неконтролируемого выброса цитокинов и развития цитокиного шторма. Поэтому борьба с иммуносупрессией может играть важную роль в лечении пациентов с COVID-19. В этой связи вызывает интерес препарат полиоксидоний, который ранее продемонстрировал положительный клинический эффект при состояниях, где есть риск развития цитокинового шторма (тяжелая пневмония, сепсис и др.). В исследованиях при тяжелой пневмонии, например,  его применение сопровождалось, с одной стороны, снижением ИЛ 6 и, с другой стороны, одновременным восстановлением числа и функциональной активности иммунных клеток.

В июле 2020 года британские ученые опубликовали предварительные исследования дексаметазона — препарата, который применяют при аллергиях и аутоиммунных заболеваниях. У пациентов, госпитализированных с COVID-19 и требующих респираторной поддержки, дексаметазон снижает смертность. Это положительные примеры, и мы ориентируемся на результаты подобных исследований.

Применение альтернативных методов лечения COVID-19, напротив, часто оказывается неэффективным, как это было в случае широкого использования противомалярийных препаратов и при применении известных противовирусных средств, ранее использовавшихся в лечении других вирусных заболеваний.

Сейчас многие говорят о необходимости укрепления иммунитета. Насколько иммуномодулирующие препараты эффективнее в этом смысле, чем ведение здорового образа жизни?

Конечно, здоровый образ жизни и физическая активность имеют огромное значение. Работы многих ученых, в том числе и исследователей Сеченовского университета, установили факт снижения риска заболеваемости респираторными инфекциями, диабетом, сердечно-сосудистыми и многими другими заболеваниями при регулярных физических нагрузках. Несомненно, это снижает и шанс попадания в группу риска заражения COVID-19.

Одним из таких спортивных занятий является скандинавская ходьба, или ходьба с палками. Скандинавская ходьба влияет и на развитие поствакционального иммунитета, а именно — на формирование качественного поствакционального иммунитета. Это необходимо для правильной реакции организма и выработки антител.

Однако иногда возникают ситуации, когда физкультура и спорт не помогают. Например, в условиях сильного стресса, больших физических нагрузок, после перенесенной тяжелой инфекции — то есть в ситуациях, когда идет поражение слизистых респираторного тракта — основы нашего мукозального иммунитета. В этих ситуациях в большей степени необходим отдых, здоровый сон и особая диета с макро- и микроэлементами и витаминами, поддерживающими ключевые показатели врожденного иммунитета.

Можно рассмотреть и применение так называемых иммуномодуляторов, среди которых есть препараты с доказанной эффективностью, восстанавливающие измененное состояние микробиоценоза и целостность слизистых оболочек организма, обеспечивающих защитную функцию.

А восстановление слизистого слоя даже после банальной ОРЗ может длиться около месяца. И именно в этот период человек более подвержен любым респираторным инфекциям, в том числе и вирусно-бактериальным. Наличие сопутствующих заболеваний, избыточный вес, пожилой возраст — все это повышает риск инфицирования в эпоху любой пандемии. Поэтому можно и нужно думать о возможности применения таких препаратов.

Считается, что любовь к различным средствам, стимулирующим и укрепляющим иммунитет, — это исключительно особенность россиян. Так ли это?

Это просто смешно! Первые препараты микробного происхождения, направленно воздействующие на систему иммунитета, в частности, при респираторных инфекциях, стали впервые применяться в середине прошлого столетия в Швейцарии, Франции и Германии. Германия была пионером изучения иммунотропных препаратов растительного происхождения еще в 30-х годах прошлого столетия, сразу после появления первых тестов, используемых для оценки системы врожденного иммунитета.

Широкое применение препаратов, направленных на модуляцию системы иммунитета, связано именно с развитием капитализма в России, когда многие препараты регистрировались и стали использоваться без должного контроля и адекватной оценки их эффективности. Но сегодня мы видим ренессанс этого направления в медицине с использованием возможностей доказательной медицины и современных молекулярно-биологических методов исследования эффективности этих препаратов. Наглядно видна эта тенденция для препаратов из группы интерферонов и цитокинов, нового поколения препаратов микробного происхождения и синтетических препаратов, которые успешно применяются в составе известных вакцин.

Но как выбрать нужный препарат?

Интерес представляют, конечно, те препараты, которые с точки зрения иммунопатогенеза имеют основания быть полезными в терапии заболевания. Так, на недавнем Конгрессе по аллергологии и клинической иммунологии было объявлено, что Минздравом России для проведения международного многоцентрового плацебо-контролируемого клинического исследования в лечении коронавируса COVID-19 одобрен препарат полиоксидоний. Прежде чем инициировать данное клиническое исследование, производители проанализировали весь пул имеющейся на тот момент литературы о COVID-19, сопоставили с эффектами, которые получали в клинической практике у пациентов с другими тяжелыми состояниями.

Насколько мне известно, в России это уникальный случай для отечественных иммунотропных препаратов. Впервые в эпоху COVID -19 было инициировано международное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. И результаты не за горами 

Как сообщалось, на заседании недавно прошедшего независимого международного наблюдательного комитета по мониторингу данных были уже подведены итоги первого этапа испытаний. Независимый комитет оценил уровень безопасности препарата и дал рекомендации включать в его исследование более тяжелых пациентов. Пока получен промежуточный отчет по открытому исследованию. В нем продемонстрирована положительная динамика по многим показателям клинического состояния пациента.

Когда иммуномодуляторы более эффективны — для профилактики болезни, в самом начале заболевания или после выздоровления, чтобы восстановить организм?

Для того чтобы убедительно ответить на вопрос об эффективности препаратов, которые в нашей стране относят к иммуномодуляторам, необходимы конкретные исследования каждого из них с учетом принципов доказательной медицины. После проведения таких исследований список препаратов будет значительно сокращен, с конкретным указанием наличия у них профилактического эффекта, возможности использования в острую фазу болезни либо после перенесенного заболевания — для иммунореабилитации.

Без таких исследований мы можем только предполагать и прогнозировать эффективность, основываясь на изученном механизме действия препарата и механизме развития заболевания. Например, мы знаем, что респираторные вирусные инфекции начинаются с внедрения вируса в клетки слизистой оболочки, и в ответ на заражение клетки начинают вырабатывать интерфероны. Интерферон пытается сдержать распространение вируса и не дать ему возможность захватить большую площадь слизистой оболочки. Можно полагать, что оптимальное время применения — первые дни после инфицирования.

Далее, в условиях подавленного вирусом иммунного ответа, такая терапия может быть продолжена. Однако возможны и другие сценарии, необходимые для оптимального развития других механизмов иммунного ответа. Вся сложность в профилактическом применении такой терапии заключается в том, что очень трудно поймать момент инфицирования. В случае новой коронавирусной инфекции симптомы могут появляться с отсрочкой от 5 до 14 дней.

Особенность нового коронавируса заключается еще в том, что иммунитет, вероятно, долго не видит вирус. Чтобы преодолеть этот барьер, важно детально изучать механизмы ускользания коронавируса от иммунной системы и искать методы его преодоления 

В частности, сейчас в ряде научных работ отмечается, что важную роль в распознавании коронавируса играют внутриклеточные рецепторы врожденного иммунитета, так называемый MDA5. И от него в том числе зависит, насколько быстро иммунная система отреагирует и в конечном итоге приведет к элиминации вируса из организма.

Но надо понимать, что все может развиться быстро и непредсказуемо — именно поэтому так нужны препараты, направленные не только на иммунопрофилактику, но и на профилактику активации системы свертывания крови, и ограничивающие избыточную воспалительную реакцию организма. Для этого нужно детально изучить, какие процессы индуцируют эти негативные события.

Одним из факторов может быть нетоз [массивное разрушение клеток-нейтрофилов с выбросом его токсического содержимого и последующим повреждением окружающих тканей], его влияние на тромбоз и воспаление показано при многих заболеваниях, в том числе и при COVID-19. В этой связи, возможно, препараты, которые предупреждают формирование нейтрофильных внеклеточных ловушек (нетоза) могут быть эффективны и при тяжелом течении воспалительного процесса, облегчая состояние пациентов.

0 комментариев
Архив