Всемирные игры кочевников, "Искусство Бахши», Арабская каллиграфия, палестинская вышивка и крымскотатарский орнамент добавлены в список всемирного наследия человечества
Всемирные игры кочевников, "Искусство Бахши», Арабская каллиграфия, палестинская вышивка и крымскотатарский орнамент добавлены в список всемирного наследия человечества
2 года назад 2878

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внесла в репрезентативный список нематериального культурного наследия искусство бахши (Узбекистан), игры кочевников (Кыргызстан), традиционную музыку фалак (Таджикистан) и мастерство изготовления дутара (Туркменистан). Об этом сообщает пресс-служба ЮНЕСКО.

Поздравив каждую страну отдельным твитом, пресс-служба кратко презентовала новые объекты списка.

«Эпическая поэзия играет решающую роль в музыкальном и поэтическом наследии узбеков и каракалпаков Узбекистана. Традиционные стихи, называемые «достонами», основаны на мифах, легендах, народных сказках и песнопениях и затрагивают различные темы, такие как патриотизм, приверженность, любовь, дружба и солидарность.

Песни исполняются под «аккомпанемент музыкальных инструментов, включая домбру (струнный инструмент) и кобуз (смычковый инструмент). Рассказчики, также называемые бахши, исполняют песни наизусть, соблюдая культурные традиции и обычаи», - говорится про искусство бахши.

С внесением бахши в список ЮНЕСКО исполнителей и любителей этого вида искусства поздравил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. По его словам, «искусство бахши предполагает, что исполнитель является одновременно искусным поэтом, талантливым певцом, композитором и актером, что требует не только врожденных способностей, но также высокого творческого потенциала и неустанных исследований».

Представляя фалак, в ЮНЕСКО пояснили, что это слово означает «небо», «удачу» и «вселенную». Фалак является традиционной фольклорной музыкой горцев Таджикистана: «Выразительный и философский музыкальный жанр может быть исполнен солистом мужского или женского пола, акапеллой, с одиночным инструментальным сопровождением или ансамблем и танцорами. Песни фалак, характеризующиеся своим широким диапазоном, чаще всего связаны с любовью, болью, страданием, родиной, разлукой и надеждой на воссоединение родителей и ребенка или двумя любящих друг друга людей. Инструменты, используемые для исполнения фалака, включают традиционные таджикские ударные и струнные инструменты, такие как скрипки и флейты. Исполнители фалак, известные как фалакхоны, — традиционные певцы и инструменталисты, исполняющие фалак во время праздников, церемоний и ритуальных мероприятий».

«Культурное наследие кыргызского народа неразрывно связано с кочевым образом жизни. Однако в советские времена, когда приходилось сидеть принудительно, многие элементы, в том числе традиционные игры, оказались под угрозой. После обретения независимости в 1991 году местные общины в Кыргызстане начали работу по возрождению и прославлению своей традиционной культуры», — отмечается в сообщении про игры кочевников.

Говоря о мастерстве изготовления дутара, в ЮНЕСКО кратко рассказали об этапах его создания: «Дутар — традиционный инструмент и музыкальный жанр из Туркменистана. Дутар представляет собой двухструнную лютню с длинной шеей и грушевидным корпусом, покрытым тонкой деревянной декой. Резонирующий корпус и дека сделаны из куска тутового дерева, а гриф — из высушенного ствола абрикосового дерева. Для изготовления корпуса дутара древесину округляют, выдалбливают и полируют. Древесина для покрытия обжигается до 24 часов для удаления влаги, затем наклеивается на полость дутара костным клеем. Наконец, добавляются гриф, лады и струны, и инструмент настраивается».

Всего с 13 по 18 декабря межправительственный комитет ЮНЕСКО рассмотрит 55 заявок на включение нематериального наследия в списки охраны. В том числе 45 заявок подано на включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Пять обращений направлено в Список наследия, нуждающегося в срочной охране, и столько же — в Реестр передового опыта по сохранению нематериального культурного наследия.

В настоящее время Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества включает 492 элемента. В Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, внесены 67 элементов. Реестр передового опыта по сохранению нематериального культурного наследия в настоящее время включает 25 проектов.

«Искусство Бахши» включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как элемент нематериального культурного наследия Узбекистана. Сессия межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (МКОНКН) проводится в виртуальном режиме с 13 по 18 декабря со штаб-квартиры Организации в Париже.

Номинационный пакет по данному элементу был подготовлен по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО и внесен на рассмотрение МКОНКН в 2020 году.

На мероприятии показан специальный видеоролик, демонстрирующий историю развития бахшичилик на территории Узбекистана.

МКОНКН одобрил включение элемента в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества на основе аккламации (широкого консенсуса) без проведения каких-либо дебатов или голосования.

По мнению представителей оценочной комиссии, данное искусство представляет собой уникальное историко-культурное наследие, а номинационный пакет подходит по всем критериям для внесения этого национального элемента в Репрезентативный список нематериального культурного наследия. Принятое решение будет способствовать дальнейшему усилению мер по сохранению, приумножению и продвижению искусства бахши на национальном и международном уровне при тесной поддержке ЮНЕСКО.

«Искусство Бахши» стало шестым элементом нематериального культурного наследия, включенным в Репрезентативный список со стороны Республики Узбекистан. Ранее в список были внесены «Культурное пространство Байсунского района» (2008 г.), «Катта Ашула» (2009 г.), «Аския» (2014 г.), «Культуры и традиции Плова» (2016 г.) и «Лазги» (2019 г.). Кроме того, при соавторстве с другими странами Узбекистан принял участие в номинациях «Шашмаком» (2008 г.), «Навруз» (2016 г.) и «Искусство миниатюры» (2020 г.).

В предстоящие годы на рассмотрение МКОНКН планируется внесение национального элемента «Керамическая школа Узбекистана», а также ряда многонациональных номинаций с другими государствами, таких как «Традиционные навыки ремесленничества» и игра на «Рубабе», «Традиционные навыки вышивания ЦА», «Традиция рассказов Ходжа Насреддина».

Арабская каллиграфия, палестинская вышивка и крымскотатарский орнамент добавлены в список всемирного наследия человечества 

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включила арабскую каллиграфию и палестинскую вышивку в список нематериального культурного наследия.

Арабская каллиграфия была включена в список после совместной номинации 16 арабских стран, включая Саудовскую Аравию, Египет, Иорданию и Палестину, причем Эр-Рияд возглавил заявку.

"Текучесть арабской письменности открывает безграничные возможности даже в пределах одного слова, поскольку буквы могут растягиваться и трансформироваться множеством способов для создания различных мотивов", - говорится в заявлении на сайте ЮНЕСКО.

Саудовская Аравия приветствовала включение каллиграфии в список и заявила, что эта форма искусства является "ценнейшим аспектом подлинной арабской культуры".

В список культурного наследия человечества также включена палестинская традиция вышивки, известная как татриз.

Татриз - это искусство ручной вышивки узоров и мотивов яркими цветными нитками на одежде.

Вышивка может включать "разнообразные символы, в том числе птиц, деревья и цветы", - пояснили в ЮНЕСКО.

Вышитые мотивы и цвета варьируются от района к району, отражая уникальные особенности палестинских деревень и городов. Каждый город имеет свой собственный стиль узоров и использует индивидуальную коллекцию ниток для татриза.

Считается, что это искусство восходит к древним ханаанским и финикийским предкам палестинцев.

После войны 1967 года и последующей оккупации Израилем Восточного Иерусалима, Западного берега реки Иордан и сектора Газа практика вышивки была возрождена среди палестинских беженцев, чтобы подчеркнуть их политическую и национальную идентичность.

"Вышивка - это социальная практика, передающаяся из поколения в поколение, поскольку женщины собираются в домах друг друга, чтобы заниматься вышивкой и шитьем, часто вместе со своими дочерьми", - говорится в заявлении ЮНЕСКО.

Премьер-министр Палестинской автономии (ПА) Мохаммад Штайех поблагодарил ЮНЕСКО за включение традиции.

"Этот шаг является важным и своевременным, чтобы защитить нашу палестинскую идентичность, наследие и повествование перед лицом попыток оккупации украсть то, что ей не принадлежит", - сказал Штайех в заявлении, опубликованном на его странице в Facebook.

Его комментарии прозвучали через неделю после того, как участниц конкурса "Мисс Вселенная" обвинили в "присвоении палестинской культуры", когда они приняли участие в мероприятии по продвижению туризма в Израиле.

В рамках мероприятия конкурсантки оделись в традиционные палестинские одеяния с вышивкой татриз и приняли участие в таких мероприятиях, как скатывание виноградных листьев.

По словам Атефа Абу Саифа, министра культуры ПА, министерство работало более двух лет, чтобы добиться включения палестинской вышивки в список.

"Наследие - это живой резервуар памяти нашего народа на этой земле. Сохранение национальной культурной идентичности нашего наследия необходимо для противостояния оккупации, которая использует все свои возможности, чтобы искоренить и украсть его", - говорится в его заявлении.

В 2021 году в список также войдут другие культурные традиции арабского мира: сирийский музыкальный стиль аль-Кудуд аль-Халабия и марокканская традиционная конная процессия, известная как Тбурида.

Что же касается не арабского мира, то стоит особо отметить крымскотатарский орнамент «Орьнек», который тоже попал в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

В ЮНЕСКО отметили, что «Орьнек» – крыскотатарская система символов и их значений, которая в настоящее время используется в вышивке, ткачестве, гончарном деле, гравировке, ювелирных изделиях, резьбе по дереву, росписи по стеклу и стенам.

«Решение имеет важное значение для крымскотатарского народа – коренного народа Украины, поскольку будет способствовать защите идентичности крымских татар во временно оккупированном Крыму», – прокоментировала решение ЮНЕСКО первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппар в Twitter.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал решение ЮНЕСКО «действительно знаковым событием».

«Самобытная культура коренного народа украинского Крыма признана достоянием человечества. Верю, что список нематериального культурного наследия будет и дальше пополняться сокровищами культурной мозаики Украины», – написал Кулеба в Twitter.

До этого сообщалось, что крымскотатарский орнамент «Орьнек» внесен в предварительный список ЮНЕСКО для возможного включения его в перечень нематериального культурного наследия человечества.

В 2018 году Министерство культуры Украины включило крымскотатарский орнамент «Орьнек» в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия. Тогда в ведомстве уточнили, что крымскотатарский орнамент и его элементы преимущественно используются в вышивке, на одежде, обуви, головных уборах как декор, на различных видах аксессуаров, в ювелирных украшениях, на предметах быта: керамической и металлической посуде, изделиях из древесины, домашнем принадлежностях, в отделке мебели, ковровых покрытиях. Это важный элемент самоидентификации и неотъемлемая часть жизни каждой крымскотатарской семьи.

Напомним, что список нематериального наследия ЮНЕСКО направлен на защиту различных элементов культурного наследия человечества от исчезновения и на повышение осведомленности об их существовании.

Террасные рисовые поля Всемирного агрикультурного наследия ЮНЕСКО: Сироёнэмати, город Вадзима в префектуре Исикава

В 2011 году «Горные и морские деревни Ното» стали первым комплексом объектов в Японии, зарегистрированным Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) как объект сельскохозяйственного наследия мирового значения.

На окружённом с трёх сторон морем полуострове Ното преобладает холмистая местность, есть несколько высоких гор. Здесь относительно тёплый климат из-за тёплого течения Цусима, протекающего вдоль берега. Устойчивое сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство в Ното, сохранявшиеся благодаря укладу «горных» и «морских» деревень (сатоямасатоуми), а также традиционная сельская культура, которая поддерживалась и сохранялась во всём комплексе, стали причиной признания Ното в качестве сельскохозяйственного наследия.

На террасных рисовых полях Сироёнэ-сэммайда (город Ното, префектура Исикава), одном из известнейших объектов сатояма и сатоуми Ното, в конце августа, перед уборкой урожая, члены Общества любителей Сироёнэ-сэммайда и волонтёров проводят прополку.

Колосья риса начинают наливаться золотом, обещая вскоре богатый осенний урожай.

Видео из телепрограммы «Почему-то именно в Канадзаве… Откройте для себя Ното в провинции Кага!».

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии
В 2021 году сразу два комплекса памятников были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это «Острова Амами Осима, Токуносима, северная часть острова Окинава и остров Ириомотэ» и «Группа памятников периода Дзёмон на Хоккайдо и в северной части региона Тохоку». Таким образом, в Японии появились новые памятники природного и культурного наследия, и всего в стране теперь насчитывается 25 объектов Всемирного наследия.

Одновременная регистрация памятников на юге (Амами и Окинава) и на севере страны (Хоккайдо и северная часть Тохоку)

Учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) провело онлайн-конференцию Комитета всемирного наследия в июле 2021 года и решило включить «Острова Амами Осима, Токуносима, остров Северная Окинава и остров Ириомотэ», а также «Группу памятников периода Дзёмон на Хоккайдо и в северной части региона Тохоку» в список объектов Всемирного наследия. Амами Осима и Окинава должны были рассматривать в 2020 году, но заседание комитета было отложено на один год из-за пандемии нового коронавируса, поэтому два случая рассматривались одновременно.

Объекты Всемирного наследия «Острова Амами Осима, Токуносима, остров Северная Окинава и остров Ириомотэ» расположены в самой южной и западной части страны. Архипелаг Рюкю, состоящий из четырёх островов, когда-то был частью Евразийского континента, а впоследствии отделился из-за древних движений земной коры. Здесь образовалась уникальная система с богатой природой, где можно видеть субтропические лавровые леса и мангровые леса. Здесь обитает 95 исчезающих видов, внесённых в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП), в том числе кролики Амами на островах Амами Осима и Токуносима, окинавский пастушок на севере Окинавы и леопардовый кот ириомотэ на острове Ириомотэ. Регион оценивается как чрезвычайно важный для сохранения биоразнообразия.

Мангровые леса в бассейне реки Накама, остров Ириомотэ (фотография OCVB)
Мангровые леса в бассейне реки Накама, остров Ириомотэ (фотография OCVB)

Кролик Амами, окинавский пастушок (фото: OCVB_K.PVB), кот Ириомотэ (фото: OCVB)
Кролик Амами, окинавский пастушок (фото: OCVB_K.PVB), кот Ириомотэ (фото: OCVB)

В список Всемирного наследия вошёл также комплекс из 17 памятников на Хоккайдо и в префектурах Аомори, Иватэ и Акита, включая раскопки крупнейшего поселения периода Дзёмон Саннай-Маруяма (город Аомори), кромлех Оою («Каменные круги Акиты», г. Кадзуно) и другие объекты.

Период Дзёмон продолжался более 10 000 лет, с 13 000 лет до н. э. и до начала периода Яёи (III век до н.э. – III век н.э.), когда распространилось культивирование риса. В то время за пределами Японии люди устраивали оседлые поселения, занимаясь земледелием и скотоводством, а для культуры Дзёмон характерны охота, собирательство и рыбная ловля, люди создавали поселения из полуземлянок, у них были общие кладбища и ритуальные места. Поскольку памятники культуры с общими характеристиками, такими как строительство каменных кругов, сконцентрированы вокруг пролива Цугару, предполагается, что между поселениями были и торговые связи. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), консультативный орган ЮНЕСКО, заявил, что памятники показывают быт до-сельскохозяйственных поселений и сложную духовную культуру, а также демонстрируют определённый этап развития оседлого общества и его адаптацию к различным изменениям окружающей среды, рекомендовав их к регистрации.

Каменный крун Мандза, входящий в состав кромлехов Оою, памятников истории национального значения (фотография Jiji Press)
Каменный крун Мандза, входящий в состав кромлехов Оою, памятников истории национального значения (фотография Jiji Press)

Четыре кромлеха на памятнике Исэдотай в городе Китаакита, префектура Акита (фотография Jiji Press)
Четыре кромлеха на памятнике Исэдотай в городе Китаакита, префектура Акита (фотография Jiji Press)

Всемирное наследие имеет «значительную универсальную ценность», которую человечество должно разделять на основе «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» (Конвенция о Всемирном наследии), принятой Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО в 1972 году. В список вносят после утверждения археологические объекты, ландшафтные, природные памятники и т. д.

В декабре 1993 года буддийские памятники в районе Хорюдзи (префектура Нара) и замок Химэдзи (префектура Хёго) впервые в Японии были зарегистрированы как объекты Всемирного культурного наследия. В этом году количество памятников Всемирного культурного наследия Японии увеличилось до 20, а природного наследия – до 5, в результате чего общее количество памятников Всемирного наследия в Японии достигло 25.

В настоящее время во всем мире зарегистрировано 1154 объекта Всемирного наследия (в том числе 897 объектов культурного наследия, 218 объектов природного наследия и 39 объектов смешанного наследия), в договоре участвует 194 стороны.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии

 ОбъектДата регистрации
1 Буддийские памятники в районе Хорюдзи (преф. Нара) Декабрь1993
2 Замок Химэдзи (преф. Хёго)
· [Фото] Замки Японии
Декабрь1993
3 Остров Якусима (преф. Кагосима) * Декабрь 1993
4 Сираками-Санти (преф. Аомори, Акита) * Декабрь 1993
5 Историческое наследие древней столицы Киото (Киото, преф. Сига)
· [Панорама 360°] Храм Киёмидзу-дэра ночью и днём
Декабрь 1994
6 Исторические деревни Сиракава-го и Гокаяма (преф. Гифу, Тояма)
· [Панорама 360°] Япония во Всемирном наследии: историческая деревня Сиракава-го
Декабрь 1995
7 Мемориал мира в Хиросиме (преф. Хиросима)
· [Панорама 360˚] Всемирное наследие и Мемориальный комплекс мира в Хиросиме: Купол Гэмбаку
· Хиросима как памятник жизни
· Мемориальный парк мира в Хиросиме как символ борьбы за безъядерный мир
· Роль Хиросимы в борьбе с ядерной угрозой в современном мире
Декабрь 1996
8 Святилище Ицукусима (преф. Хиросима)
· [Видео] Всемирное наследие — святилище Ицукусима (замедленная видеосъёмка)
Декабрь 1996
9 Историческое наследие древней столицы Нара (преф. Нара)
· [Фото] Удивительные встречи с оленями в древней столице
· Святилище Касуга в древней столице: город Нара, божества и олени
· Нара и Камакура: Великие будды
Декабрь 1998
10 Буддийские и синтоистские храмы Никко (преф. Тотиги)
· Ворота Ёмэймон в знаменитом святилище Никко Тосёгу открылись после реставрации
Декабрь 1999
11 Средневековые феодальные замки гусуку и другие памятники архитектуры королевства Рюкю (преф. Окинава) Декабрь 2000
12 Священные места и пути паломников в горах Кии (преф. Нара, Вакаяма, Миэ) Июль 2004
13 Полуостров Сирэтоко (о. Хоккайдо) * Июль 2005
14 Серебряные рудники Ивами и культурный ландшафт (преф. Симанэ) Июнь 2007
15 Хираидзуми – храмы, сады и места археологических раскопок, представляющих буддизм Чистой Земли (преф. Иватэ)
· Всемирное наследие Японии: Золотой храм Тюсондзи в Хираидзуми
· [Видео] Всемирное наследие: Хираидзуми
Июнь 2011
16 Острова Огасавара (округ Токио) * Июнь 2011
17 Гора Фудзи – объект поклонения и источник артистического вдохновения (преф. Яманаси, Сидзуока)
· Гора Фудзи
· Самое высокогорное святилище в Японии: Фудзисан Хонгу Сэнгэн-тайся
· [Фото] Гора Фудзи и Новогодние пожелания!
· Миниатюрные горы Фудзи в Токио
· Сон о Фудзи приносит счастье: японская традиция «первого сна в новом году»
· Гора Фудзи в истории японской культуры (1): Фудзи и искусство
Июнь 2013
18 Шелкопрядильная фабрика Томиока и объекты, связанные с производством шёлка (преф. Гумма)
· Шелкопрядильная фабрика Томиока стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Июнь 2014
19 Памятники промышленной революции Мэйдзи в Японии: металлургия и металлообработка, судостроительство, угледобывающая промышленность (преф. Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Кагосима, Ямагути, Иватэ и Сидзуока)
· [Панорама 360°] Остров-призрак Гункандзима – руины, где ещё недавно бурлила жизнь
Июль 2015
20 Архитектурное наследие Ле Корбюзье: выдающийся вклад в модернизм (Национальный музей западного искусства в Токио) Июль 2016
21 Остров Окиносима в Мунаката и связанные с ним места поклонения Июль 2016
22 Памятники «скрытого христианства» в Нагасаки и Амакуса
· Архипелаг Гото в Нагасаки и история «тайных христиан»
· Природная красота и старинные церкви островов Гото (видео)
Июль 2018
23 Группа курганов Модзу-Фуруити: могильные холмы древней Японии Июль 2019
24 Амами Осима, Токуносима, остров Северная Окинава и остров Ириомотэ (префектура Кагосима, префектура Окинава) * Июль 2021 г.
25 Археологические памятники Дзёмон на северо-востоке Хоккайдо (Хоккайдо, префектура Аомори, префектура Иватэ, префектура Акита) Июль 2021 г.

(* – природное наследие)

Фотография к заголовку: Поселение Саннай-Маруяма (Jiji Press)

 

0 комментариев
Архив