Разные: Мусульмане Сайгона
|
Возможно, это было не самое эстетичное здание среди роскошных отелей и дорогих ресторанов, к тому же оно стояло в самом неожиданном месте и, наверное, от того обладало каким-то особым обаянием. Четыре минарета Центральной мечети Сайгона неловко указывали на туманное небо, сопротивляясь доминированию высотных зданий по соседству, пишет Зара Чоудхари.
Оно было построено в 1935 году на месте более ранней мечети. Здание первоначально служило общине мигрантов из Индии, большая часть которых бежала до воссоединения Вьетнама в 1975 году. Сине-белый внешний вид здания создавал острое чувство спокойствия и умиротворения, вдали от внушительного рева мотоциклетных двигателей и общей суеты, окружающей район Донг Хой.
Когда я шла по прохладным мраморным ступеням мечети, ко мне подошла женщина, одетая в черное, и улыбнулась. Ее одежда, далекая от пышных зеленых полей Вьетнама, вызывала в воображении образы Аравийской пустыни, но ее лицо, единственная видимая часть ее тела, было безошибочно вьетнамским. Она тепло поприветствовала меня по-арабски и повела мимо мужского молитвенного зала и таблички с надписью «Женщинам вход воспрещен» в женскую молитвенную секцию с левой стороны здания. Хотя у нас не было общего языка общения, женщине, скорее всего, за сорок, удалось сообщить мне, что она была женой имама, а также указать на мои недостатки, а именно на ногти, которые были слишком длинными. Внутри сидела пожилая, слегка хрупкая женщина; ее муж только что прочитал призыв к вечерней молитве, поэтому мы выстроились в ряд, плечом к плечу и помолились вместе.
Обе женщины вместе со своими мужьями принадлежат к поколению вьетнамских новообращенных мусульман суннитского толка, которые приняли ислам в прошлом столетии, в основном, благодаря контактам с индийскими и малайзийскими торговцами и мигрантами. Но у Ислама здесь гораздо более глубокая и немного сложная история.
Историки полагают, что ислам впервые достиг берегов Вьетнама еще до 11-го века. Здесь были обнаружены могильные камни с надписями на куфийском шрифте, датируемые 1035 годом. Есть предположения, что третий халиф Усман ибн Аффан направил официального посланника во Вьетнам и Китай в 650 году, во время правления династия Тан, а позже арабские торговые корабли делали здесь остановки на пути в Китай. Потомки самых ранних вьетнамских мусульман принадлежат в основном к этнической группе чам, которая проживает на юге страны. Однако из-за их изоляции от остального мусульманского мира исповедуемая ими религия сегодня сливается с местными верованиями и ритуалами, что приводит к значительным отличиям от традиционного суннитского ислама. Так, приверженцы обязаны молиться только один раз в неделю в пятницу, и только священники соблюдают пост во время Рамадана в течение трех дней.
К тому времени, когда французы колонизировали Вьетнам в 19 веке, в крупных городах Ханоя и Хошимина (тогда Сайгон) были известны процветающие и разнообразные сообщества мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения. Однако новый политический климат, созданный сменой режима на севере страны и последующим конфликтом на юге, почти привел к их исчезновению.
Хотя большинство мусульманских мигрантов покинули страну, наследие их общин все еще остается. Благодаря контакту с этими мигрантами многие мусульмане-чамы обратились в ислам традиционного толка; две женщины, с которыми я молилась рядом, являются свидетельством этого наследия.
По оценкам, число мусульман-суннитов на юге страны составляет около 20 000 человек, большинство из которых являются шафиитами. Несмотря на коммунистическую повестку дня Вьетнама в последние десятилетия, большинство вьетнамцев считают себя буддистами со значительным христианским меньшинством. Мусульмане составляют менее одного процента населения страны, и подавляющее большинство из них принадлежат к этнической группе чам и исповедуют местную форму ислама. Соседняя Камбоджа является домом для большей численности населения чамов, и среди них более высокий процент мусульман-суннитов. Когда в 1975 году было создано новое социалистическое государство Вьетнам, многие вьетнамские мусульмане-чамы иммигрировали в такие страны, как Малайзия и Йемен, опасаясь религиозных преследований. Этот страх, к счастью, не оправдался, и вьетнамские мусульмане смогли жить в относительном мире. К сожалению, этого нельзя сказать о камбоджийских мусульманах. В период Красных Кхмеров (1975-1979) население Чама сталкивалось с непропорциональной насильственной дискриминацией из-за своей веры. Считается, что 500 000 этнических чамов были убиты правительственными силами и более 130 мечетей были разрушены. Сегодня ситуация значительно улучшилась; многие мечети были восстановлены при финансовой поддержке мусульманских государств, и мусульмане Чам официально имеют право исповедовать свою религию, не опасаясь преследований.
Исторически на севере Вьетнама всегда было меньше мусульман, что остается неизменным и сегодня. В столице, Ханое, вековая мечеть, хотя и нуждается в ремонте, все еще стоит с гордостью. Белое здание с пагодоподобным минаретом в пятницу окружено черным антуражем BMW и Mercedes, служащим местом совместной молитвы мусульманских дипломатов и послов в стране. Тем не менее, также в значительных количествах появляется и наиболее предпочтительный ля данной местности вид транспорта — скромный скутер.
Улица напротив центральной мечети Сайгона предоставила мне мою первую и единственную возможность попробовать халяльную местную кухню во время моего пребывания в стране. Хотя мне и встречались халяльные индийские рестораны, поиск халяльной местной еды все же был проблематичным. Вегетарианскую еду было относительно легко найти, но гарантировать, что она была полностью халяльной, было сложно, в основном из-за языкового барьера. Напротив мечети есть ресторан, где на выбор подается около полдюжины блюд, в основном, вьетнамской и малазийской кухни. Разнообразие посетителей внутри предполагает, что страна снова открывает себя для внешнего мира; малазийская пара, которая регулярно совершала поездки в страну по делам, сидела рядом; француз марокканского происхождения подошел, чтобы сказать «Салам», когда уходил; всего за несколько недель в стране я встретила людей со всего мира. Многие американцы, европейцы и австралийцы, которых я встретила во время моего пребывания, решили сделать эту страну своим домом; другие, такие как многочисленные индийские повара и официанты, приехали сюда на работу.
До приезда во Вьетнам я размышляла о реакции на хиджаб, с которой я столкнусь в социалистической стране, где обычно не одобряют внешние проявления религии. Мой опыт оказался одним из самых теплых. Местные жители были гостеприимными и проявляли искреннее любопытство к посетителям.
В тот вечер, когда я шла вниз по мраморным ступеням мечети, здание стояло освещенным на фоне темного неба. Центральная мечеть Сайгона является одной из двенадцати действующих мечетей в одном только городе Хошимин, что, возможно, является данью уважения как традиционной терпимости буддийского населения Вьетнама, так и устойчивой вере вьетнамских мусульман.
Мусульманский квартал в Камбодже развивает халяльный туризм
Если в Старом городе Сиемреапа на закате закрыть глаза и внимательно прислушаться, между ритмическими песнопениями и звоном колоколов, исходящих из местных буддийских храмов, вы услышите слабый, мелодичный звук мусульманского призыва к молитве. Это раздается азан из мечети Масджид аль-Неакма, который находится прямо в сердце мусульманской деревне Сиемреапа, сообщает Arab News.\
Два года назад Камбоджа впервые обратилась к соседним Таиланду и Малайзии за помощью в развитии собственной халяль-индустрии. Цель такого решения камбоджийских властей была связана не с обслуживанием потребностей собственных мусульман, а с тем, чтобы сделать первые шаги в прибыльную халяльную пищевую и туристическую сферу. Данные по туризму в Камбодже показывают, что в период с 2015 по 2016 год путешественники из мусульманских стран увеличились на 4,4%, и количество туристов-мусульман с каждым годом растет.
Все, кто приезжают в Камбоджу, в том числе мусульмане, посещают ворота Ангкор-Ват, главную туристическую достопримечательность страны. Однако лишь немногие знают о местной мусульманской общине в Сиемреапе.
“До приезда в Камбоджу, я понятия не имел, что здесь есть камбоджийские мусульмане. Я потратил много времени, чтобы найти продуктовые магазины с халяльной едой и молитвенные помещения, подходящие для меня и моей семьи”, – сказал Харун Рашид, турист-мусульманин из Великобритании, который посетил знаменитый храмовый город Сиемреапа.
Но потом он поговорил с одним своим другом, тоже мусульманином, который ранее посещал Камбоджу. Лишь после разговора с ним он узнал о существовании мусульманской деревни и был очень удивлен этому. Харун Рашид сразу стал искать себе жилье в этом мусульманском районе.
Мусульманская деревня Сиемреап находится в городе Пхум-Стинг-Мэй, к западу от реки Сиемреап и главного туристического рынка города – Псар Час. Местная община сосредоточена вокруг недавно построенной мечети, рядом с которой находится мусульманская школа и кладбище. Мусульманские дома здесь очень похожи на буддийские, это и не удивительно, ведь приверженцы обеих религий живут бок о бок.
“Здесь все мусульмане и буддисты живут вместе, как друзья и соседи. Мы все ладим”, – говорит Насир Махмуд, владелец ресторана Siem Reap Backpackers . 48-летний отец пятилетнего ребенка раньше работал в местном такси. Несколько лет назад он открыл свой халяль-ресторан, увидев приток мусульманских туристов. “Путешественники приезжают из многих мусульманских стран, особенно из Малайзии, Индонезии и Сингапура. Путешествие в Сиемреап обходится туристам не дешево. В моем ресторане туристы-мусульмане получают бесплатный напиток и лучшие халяльные блюда в городе», – говорит он.
Со временем Махмуд надеется превратить свой ресторан в центр для мусульманских путешественников. Он уже предлагает индивидуальное туристическое обслуживание, организует местное размещение, транспорт и турпакеты, чтобы туристы смогли посетить все основные достопримечательности страны. Ресторан Махмуда находится недалеко от мечети в ряду предприятий, принадлежащих местным мусульманам в Пхум-Стинг-Мэй.
Здесь живет община мусульман-чамов, предки которых когда-то жили в древнем регионе Чампа вдоль центрального и южного побережья современного Вьетнама. Первоначально это был индуистский народ, но примерно в 15 веке многие чамы начали принимать ислам. Когда их поселения были уничтожены вьетнамскими правителями в начале 19 века, чамы-мусульмане переселились в различные части Индокитая, включая Камбоджу. Хотя мусульмане Камбоджи – это очень крошечная община преимущественно с буддийским образом жизни, все же туристы могут не сомневаться в халяльности продукции.
“У нас есть своя халяльная бойня, которой управляют мусульмане Сиемреапа. Оттуда мы получаем наше мясо для семей и в рестораны. Я не подаю алкоголь в своем заведении. Местная мечеть всегда открыта для путешественников из числа мусульман», – говорит Насир Махмуд.
Эксперты считают, что необходимо использовать такие сообщества, как в Пхум-Стинг-Мэй, и их потенциал, чтобы сделать путешествия мусульман более комфортными.
“Мусульмане повсюду, и все, что нужно, это создать для них площадку. Если бы советы по туризму немусульманских стран начали продвигать мусульманские рестораны или мечети, они бы сделали свои регионы более привлекательными для мусульманских путешественников”, – говорит Ирфан Ахмед, генеральный директор Irhal, одного из ведущих мусульманских туристических приложений в мире.
Наверно, Камбодже и не нужны помощники из других стран, чтобы развивать сферу халяль-туризма в регионе. Здесь уже есть такие люди как Насир Махмуд и другие жители, которые потихоньку развивают это направление.