“Крадя у сарацинов”: забытый долг европейской архитектуры перед исламскими первопроходцами. Aрабские корни западной архитектуры. Как Нотр-Дам и Биг-Бен украли у Сирии и остального исламского мира?
“Крадя у сарацинов”: забытый долг европейской архитектуры перед исламскими первопроходцами. Aрабские корни западной архитектуры. Как Нотр-Дам и Биг-Бен украли у Сирии и остального исламского мира?
4 года назад 2331 islamosfera.ru inosmi.ru

Новая книга Дианы Дарк описывает происходившее веками взаимодействие между западной и арабской культурами, одной из важнейших точек соприкосновения которых была архитектура.

Монументальные здания, такие как Вестминстерский дворец в Лондоне, собор Парижской Богоматери или даже недостроенная базилика Святого Семейства в Барселоне, настолько сильно отпечатались в коллективном воображении Запада и вписались в ландшафт его городов, что едва ли можно найти более очевидное проявление европейской идентичности, чем эти здания.

Однако если присмотреться к их остроконечным аркам, замысловатым башням и пышным фасадам, то станет очевидным тот факт, что западная архитектура в долгу перед арабским миром.

Такие важные темы, как развитие христианской архитектуры от ее самых ранних истоков в Сирии IV века до того влияния, которое оказывали в последующие столетия на Запад мусульманские зодчие,  получили осмысление в новой книге “Крадя у сарацинов: как исламская архитектура формировала Европу”, автором которой является Диана Дарк.

Собор Святого Марка в Венеции / Источник: AFP

Она рассматривает архитектурные концепции и стили, а также то, как они перешли из оживленных ближневосточных столиц, таких как Дамаск, Багдад и Каир, через мусульманскую Испанию, Венецию и Сицилию в Европу. В ней также описывается, как средневековые крестоносцы, паломники и торговцы сталкивались с арабо-мусульманской культурой на своем пути в Святую Землю.

Это история, которая в лучшем случае была забыта, а в худшем – умышленно проигнорирована. Толчок к созданию книги, объясняет Дарк, пришел после пожара, который случился в соборе Нотр-Дам в 2019 году.

“Боюсь, что реакция на этот пожар просто разозлила меня”, – сказала она во время презентации своей книги на онлайн-семинаре, организованном Советом по арабо-британскому взаимопониманию.

«Когда все говорили, что это великий символ французской идентичности, я думала: “Подождите минутку, неужели люди не понимают, что это здание далеко не такое европейское, как они думают?”»

Собор Парижской Богоматери / Источник: AFP

На следующее утро Дарк опубликовала в твиттере фотографию предтечи собора Парижской Богоматери, церкви пятого века, которая до сих пор стоит в сирийской провинции Идлиб.

“Архитектура Нотр-Дам, как и всех готических соборов в Европе, восходит непосредственно к сирийской церкви Кальб-Лузе 5-го века”, – писала она.

“Крестоносцы принесли концепцию “башни-близнеца с окном-розой (большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом – прим.Исламосфера)”, обратно в Европу в XII веке”.

К написанию книги Дарк также вдохновило посещение Мескиты в Кордове, андалузской мечети VIII века, которая была преобразована в собор после изгнания мусульман из Испании.

Окно-роза на соборе Нотр-Дам / Источник: AFP

“Я была так потрясена, когда приехала в Кордову и увидела уровень культурных заимствований в Меските и тем фактом, что о сирийском происхождении просто не говорили”, – сказала она. “Если бы вы не знали, что она когда-то была мечетью, то, честно говоря, и не узнали бы”.

Влияние ислама на европейскую архитектуру продолжалось по мере того, как менялся и мусульманский мир. Это видно по мамлюкскому влиянию, привнесенному в Венецию из Каира, или по тому, как сооружения османской эпохи вдохновили сэра Кристофера Рена на строительство собора Святого Павла в Лондоне.

Сам Рен заметил, что готический стиль, который процветал в Европе в Средние века, более уместно было бы назвать сарацинским стилем.

Неправильное название вернулось с готическим возрождением, стилем таких сооружений, как Дом парламента в Лондоне, а также церквей и других зданий, построенных по всей Европе в XIX веке. Более обманчивого термина и не придумать, считает Дарк.

“Каким-то образом этот термин утвердился, что совершенно очевидно неправильно. Я имею в виду, что готы не произвели ничего из этого”, – сказала она.

Мескита, или Кордовская соборная мечеть // Источник: AFP

Послание, содержащееся в “Крадя у сарацинов“, получило широкое одобрение у множества религиозных и светских деятелей.

Лорд Роуэн Уильямс, бывший архиепископ Кентерберийский, заявил, что книга Дарк “показывает, как наши культуры – включая наши религиозные культуры – взаимодействуют и переплетаются таким образом, что бросают вызов всем видам предположений, которые мы можем сделать о нашей истории”.

Дарк объяснила, что она пытается осветить долгую историю взаимосвязи между мировыми культурами.

“В этой книге я пытаюсь показать, что все культуры взаимозависимы и что все основывается на том, что было раньше”, – сказала она. “Все эти культуры взаимодействуют такими способами, которые нам действительно необходимо понять. И если оглядеться назад через века, то нет никаких сомнений, что на Запад пришло гораздо больше”.

Это послание едва ли может быть более важным в то время, когда в Европе национализм и исламофобия находятся на подъеме.

Дом парламента в Вестминстере в центре Лондона / Источник: AFP

Южные ворота собора Парижской Богоматери в Шартре (Западная Франция) / Источник: AFP

Скульптура покровителя Венеции апостола Святого Марка с ангелами на вершине базилики Святого Марка // Источник: AFP

Неф и хор базилики Сен-Дени в Сен-Дени, недалеко от Парижа / Источник: AFP

Вестминстерское аббатство в Лондоне / Источник: AFP

Внутри Вестминстерского аббатства / Источник: AFP

Собор Святого Павла в Лондоне / Источник: AFP

Купол собора Святого Павла в Лондоне / Источник: AFP

Кордовская соборная мечеть / Источник: AFP

Елизаветинская башня, широко известная как Биг-Бен, и Дом парламента расположены в центре Лондона / Источник: AFP

Al Jazeera (Катар): арабские корни западной архитектуры. Как Нотр-Дам и Биг-Бен украли у Сирии и остального исламского мира?

Многие черты готической архитектуры Европы являются плодом арабо-исламского влияния, считает британский академик Диана Дарк. Более того, она настаивает на использовании слова «кража», а не «вдохновение». Доказательства находятся в старых забытых деревушках Сирии, но европейцы не хотят то признать.

Cобор Парижской Богоматери, сгоревший в прошлом году во Франции, Биг-Бен в британской столице и Собор Святого Марка в Венеции издавна считаются яркими символами западной цивилизации, однако недавно опубликованная книга британского историка способна изменить наше представление об этих сооружениях. По мнению автора, архитектурный стиль этих уникальных построек и других великих сооружений Европы был заимствован или «украден» у исламского мира. Примером являются башни-близнецы, окна-розы, сводчатые потолки и многое другое.

Британский академик Диана Дарк (Diana Darke) считает, что происхождение европейских архитектурных памятников восходит вовсе не к готическому наследию или истории европейского христианства, как всегда предполагалось.

На самом деле создатели этих памятников вдохновлялись архитектурным стилем древней церкви в деревне на западе Алеппо под названием Кальб аль-Лузе. Ее строительство датируется V веком нашей эры. Как утверждает историк, многие черты готической архитектуры являются плодом арабо-исламского влияния.

Восточные истоки

По словам автора книги «Мой дом в Дамаске» (My House in Damascus: An Inside View of the Syrian Revolution), изучающего сирийское наследие, архитектура Нотр-Дама (и всех других готических соборов в Европе), включая башни-близнецы, окна-розы и даже разрушенный во время пожара шпиль собора, восходит к древней архитектуре ближневосточных построек. Европа познакомилась с ними, благодаря вернувшимся с Востока крестоносцам в 12 веке.

В интервью «Аль-Джазире» Дарк отметила, что настаивает на использовании слова «кража», а не «вдохновение» для описания влияния арабских и турецких архитектурных стилей на западные сооружения. Как подчеркивает историк, жители Запада не признают исламское влияние на европейскую архитектуру.

В статье, опубликованной в британской газете The Guardian, Дарк отмечает, что в архитектурном плане башни-близнецы, окна-розы, многоугольные своды, стрельчатые арки и витражи имеют прямое отношение к Ближнему Востоку.

Готическая архитектура в том виде, который мы знаем, своим происхождением в большей степени обязана арабскому и исламскому наследию, чем готам. «Я была поражена реакцией, так как думала, что гораздо больше людей знают об этом, но, похоже, существует огромный пробел в знаниях о культурном присвоении на фоне подъема исламофобии. Я думаю, пришло время кому-то изменить эти представления», — говорит Дарк.

Турецкое влияние

В статье, опубликованной на британском сайте Middle East Eye, Воан Харт (Vaughan Hart) отмечает, что «христианская нетерпимость», предвзятое отношение ученых к западной истории и усиливающаяся исламофобия — все это сыграло большую роль в умалении арабского и исламского влияния на западную архитектуру.

По мнению эксперта, к концу XVII века на торговлю с Турцией приходилась четверть коммерческих операций Англии за рубежом.

Так, английская Левантийская компания, также известная как Турецкая компания, не только отвечала за коммерческий обмен между двумя странами, но и отправляла периодические отчеты о Соборе Святой Софии и других турецких сооружениях Лондонскому королевскому обществу, чтобы утолить жажду познания секретов восточной архитектуры. Среди членов этого общества был инженер Кристофер Рен, и именно на него ссылается Диана Дарк в своей книге «Воровство у сарацинов: исламские истоки европейской архитектуры» (Stealing from the Saracens: The hidden Islamic origins of Western architecture).

Готическая архитектура и ее истоки

Как утверждает автор, конфликты и войны на Ближнем Востоке затруднили посещение культурных достопримечательностей региона и лишь способствовали сохранению пренебрежительного отношения мира к исламской архитектуре.

Дарк ссылается на предположение английского инженера Кристофера Рена (1632-1723). По его мнению, готическая архитектура на самом деле имела арабо-исламское происхождение: новые архитектурные стили пришли в Европу во время крестовых походов. При этом он ничего не сказал о присутствии мусульман в Испании.

Дарк попыталась доказать его теорию, изучив восточные истоки готических архитектурных форм, таких как стрельчатая арка, окно-роза и башни-близнецы.

Хотя имена тех, кто способствовал этому культурному обогащению, остаются неизвестными, многие памятники в Сирии и других регионах Ближнего Востока свидетельствуют о распространении архитектурных достижений с Востока на Запад. Например, римские церкви в Европе, как утверждает Дарк, по своим характеристикам похожи на то, что можно увидеть в забытых районах северной Сирии.

Испания и исламское наследие

По словам Дарк, хронология в ее книге начинается с доисламского периода, включает христианскую архитектуру на Востоке, особенно в Сирии, период Омейядского халифата (661-750 годы), а также период исламского присутствия в Испании, завершившийся в 1492 году. Испанцы, однако, стерли эту часть своего прошлого.

Хотя сотни тысяч туристов ежегодно посещают Севилью, Гранаду и другие андалузские города, Испания, как утверждает британский историк, не готова признать исламскую часть своей истории.

Преобразование исламских памятников в христианские, как это произошло с мечетью в Кордове (ныне собор), не помогло скрыть его восточные корни, так как сходство между ним и дворцами и мечетями Омейядов в Дамаске является свидетельством архитектурного взаимообогащения Востока и Запада.

Дело не ограничивается Испанией: в своей книге Дарк рассказывает об исламском влиянии на памятники в Венеции и других итальянских регионах, включая фасад Собора Св. Андрея Первозванного в Амальфи.

Иерусалим и Андалусия

В крупных европейских соборах преобладают стрельчатые каменные арки и высокие многоугольные своды, в связи с чем легко сделать заключение об их христианском происхождении. Однако на самом деле эта форма восходит к исламской святыне VII века в Иерусалиме, а своды — к мечети X века в Андалусии.

Этот первый известный нам пример многоугольной формы все еще в сохранности, и посетители Мескиты могут восхищаться ее многочисленными арками, олицетворяющими шедевр инженерной мысли и декоративной конструкции. С момента строительства тысячу лет назад они никогда не нуждались в реконструкции.

Что касается стрельчатой арки, то она является решением архитектурной дилеммы, с которой столкнулись строители, работавшие над мечетью Купол Скалы в Иерусалиме. Эта святыня исламского мира была построена в 691 году халифом из династии Омейядов — Абд аль-Маликом ибн Марваном. Задача заключалась в создании конструкции из двух полукруглых арок, соединяющихся под углом. 

Еще одна архитектурная форма, которую можно увидеть рядом с куполом мечети, это трехлопастная арка. Сегодня она присутствует почти в каждом европейском соборе. Европейские христиане использовали эту форму как символ святой троицы.

«Снова и снова меня поражало, что эти здания считались в основном христианскими и европейскими, но на самом деле такие убеждения были основаны на незнании или неправильном толковании информации о более ранних исламских архитектурных формах», — отмечает Диана Дарк.

По ее словам, огромное влияние мечети Купол Скалы связано со средневековыми крестоносцами, которые ошибочно полагали, что это здание является Храмом Соломона.

Венеция и арабский стиль

Ссылаясь на исследования британского историка архитектуры Деборы Ховард (Deborah Howard), Дарк отмечает, что венецианская архитектура тоже имеет скорее арабское, нежели европейское происхождение. Речь идет об узких извилистых переулках и патио с террасами на крыше, исламском убранстве Дворца дожей (подобен мечети Аль-Акса в Иерусалиме) и куполах Собора Святого Марка. Все это — плоды поездок венецианских купцов в Египет, Сирию, Палестину и Персию, благодаря которым культурный обмен коснулся даже моды. Так, женщины в Венеции носили чадру в общественных местах, одеваясь в черную одежду с головы до ног.

Иногда исламские формы переносились на Запад с изменениями. Например, стрельчатая арка стала более округлой и претерпела несколько преобразований в эпоху Аббасидов, а также в Каире, где она стала популярна и имела более резкую форму. Дарк упоминает историю итальянских купцов, которые принесли исламский архитектурный стиль в Европу в X веке. Один из них использовал стрельчатые окна в аббатстве Монтекассино в 1065 году.

Восток и Запад

В своей статье The Guardian пишет, что книга Дианы Дарк восхитительна и представляет собой тщательное исследование, проливающее свет на многовековые заимствования и архитектурное происхождение главных европейских памятников, включая здания парламентов, Вестминстерское аббатство, Шартрский собор и Собор Святого Марка в Венеции.

Корни европейской архитектуры и ее восточных предшественников могут поведать нам истории о политической мощи, богатстве, моде и архитектурных стилях, присвоениях крестоносцев, епископов и купцов, которые открывали новые методы и технологии и заимствовали их.

«Сегодня доминирует идея о Востоке и Западе как двух разных мирах, но в прошлом все было не так: имел место огромный культурный обмен, в основном с Востока на Запад, в то время как в культурное влияние в обратном направлении было очень малым», — отмечает британский историк.

0 комментариев
Архив