7 красивых медресе Стамбула
|
Древние медресе Стамбула постигла разная участь. Некоторые из них все еще сохраняют свои культурные и образовательные функции или служат в качестве центров искусства. Другие, к сожалению, стали жертвами градостроительных планов или превратились в рестораны.
1) Медресе Гази Атик Али-паши (1497 г.)
Медресе в Османской империи, как правило, строились в составе кюллие – религиозно-социальных комплексов, включавших мечеть, школы, библиотеки, больницы, дервишские обители и т.п. Медресе Гази Атик Али-паши входило в кюллие при одноименной мечети, являющейся одной из старейших построенных после завоевания Стамбула Османами. В источниках сообщается, что в этот религиозный комплекс входили также благотворительная столовая (амарат), ханака и караван-сарай. На сегодняшний день сохранились только мечеть и медресе, часть которого была снесена во время расширения улицы Диванъёлу. В настоящее время здание медресе служит штаб-квартирой благотворительного фонда – вакфа.
2) Медресе Рустема-паши (1551 г.)
Это медресе было построено по заказу великого визиря Рустема-паши по проекту знаменитого архитектора Мимара Синана. По назначению оно использовалось вплоть до 1869 г. Во время Республики (после 1923 г.) сначала было детским домом, затем студенческим общежитием. С 1987 года здание используется местным фондом социальной помощи и солидарности района Эминёню.
3) Медресе Джафар-аги (1559 г.)
Медресе было построено по проекту Мимара Синана Джафар-агой – главой евнухов во времена султана Сулеймана I. Здание было восстановлено Фондом турецкой культуры в 1989 году. В настоящее время здесь располагается культурный центр с художественными мастерскими, где проводятся мастер-классы и демонстрируется традиционное турецкое искусство.
4) Медресе Кизляр-аги (1582)
Это медресе было построено другим главой евнухов, Мехмедом-агой, во время правления султана Мурада III и входило в состав большой кюллие Мехмеда-аги. Согласно сохранившимся записям, в 1869 г. здесь было всего 19 учеников, в 1914 г. – 23. В период Республики здание использовалось центром защиты детей, в более поздний период отреставрировано и передано Фонду писателей Турции. Сегодня служит культурным центром.
5) Медресе Синана-паши (1593)
Это медресе было построено великим визирем Коджой Синаном-пашой, завоевателем Йемена и Туниса. Входило в состав кюллие Коджи Синана-паши и представляет собой замечательный пример классической османской архитектуры. В наши дни в нем нашли приют Культурный центр балканских турок и Профессиональное объединение авторов научных и литературных произведений.
6) Медресе Чорлулу Али-паши (1707)
Это медресе было частью кюллие Чорлулу Али-паши, в которую также входили мечеть, дервишская обитель, библиотека. Медресе специализировалось на изучении хадисов. К сожалению, в настоящее время здесь располагается кальян-бар, который рекламируют как старейший в Стамбуле. Кроме того, здание было перестроено.
7) Медресе Бешир-аги (1745)
Это медресе также наряду с мечетью, библиотекой, фонтаном входило в состав одноименной кюллие, построенной главой евнухов Бешир-агой при султане Махмуде I. Это один из первых образцов влияния западной архитектуры на турецкую. В наши дни мечеть кюллие все еще используются по назначению, но в остальных зданиях располагаются разные заведения.
Эндурун: история величайшего в мире медресе
В эпоху османского владычества в исламском мире медресе (или мектебы, как их называли в османском халифате) были самыми главными образовательными учреждениями, дававшими не только исламское образование, но и общее. Эти мектебы стали продолжением традиции исламского образования. Тем не менее, мало кто знает о том, история хранит память о выдающемся исламском учебном заведении – мектебе Эндерун (медресе-дворец).
Это образовательное учреждение в Стамбуле основал султан Мурад II. Главной целью основания этого учебного заведения заключалась в просвещении детей султана и подготовке управленческих кадров. Как правило, здесь готовили визирей, советников султана и военачальников. Мектеб Эндерун мало был похож на традиционное медресе.
В этот мектеб очень сложно было поступить. Чтобы стать студентом медресе Эндерун, вас должны были заметить специалисты, прошедшие обучение в европейских колониях османской империи. Их задачей был поиск подающей надежды молодежи на территории всей Империи. В первую очередь обращали внимание на молодых людей, отлично подготовленных физически, одаренных умственно и отличавшихся прилежным и покладистым характером. Возраст кандидата в студенты мектеба Эндерун должен был от 10 до 20 лет. Кандидат должен был происходить из полной семьи и не являться единственным ребенком в семье. Последнее условие являлось важным, поскольку забота о родителях – важная обязанность детей в Исламе. Представители религиозных меньшинств тоже могли поступить в медресе Эндерун. Однако перед этим им предстояло пройти процедуру «девширме», когда подростков-немусульман помещали в мусульманские семьи для изучения оттоманского языка и обычаев.
Учебный план в мектебе Эндурун включал в себя различные дисциплины, поделенные на 5 основных блоков. Первый блок – исламские науки. Сюда входили арабский, персидский и оттоманский языки, акыйда, Коран и хадис. Блок общих дисциплин включал в себя математику, географию, изобразительное искусство, каллиграфию и музыку. Четвертый блок был посвящен дворцовому этикету и распорядку, а также управленческим дисциплинам. И, наконец, пятый блок был посвящен воинскому делу – верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука и боевым искусствам.
Именно последние два учебных блока качественно отличали медресе Эндурун от множества традиционных медресе. Среди студентов самые лучшие выбирались в личную гвардию султана, служившую исключительно во внутреннем дворе и выполнявшую личные поручения правителя. Они служили при султане от двух до семи лет, после чего допускались до выпускных испытаний. До выпускных испытаний допускались только те студенты, которые смогли проявить себя в науках или управленческом искусстве. Если не удавалось проявить себя в науках и управлении, всегда была возможность построить военную карьеру. Даже в самых сложных ситуациях выходцы из Эндурун в совершенстве владели тремя языками, имели какое-нибудь ремесло, знали все об окружающем мире и обладали воинским мастерством.
Мектеб Эндурун встретил свой закат вместе с падением Османского халифата в 1909 году.