Стоит ли Казахстан на пороге экологического кризиса?
Стоит ли Казахстан на пороге экологического кризиса?
4 года назад 1269 forbes.kz

По Парижскому соглашению согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата Казахстан взял на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) от уровня 1990 года (386,3 млн тонн) на 15% к 2030 году (328,3 млн тонн). При этом выбросы в 2018 году составили порядка 401,9 млн тонн — на 4% больше уровня 1990 года. За пять лет (2013–2018 гг.) выбросы ПГ выросли на 27,8%. При такой динамике выполнение Парижского соглашения находится под большим вопросом. Учитывая постоянный рост генерации энергии на основе угольных технологий (около 80% от общего объёма), выбросы продолжают расти, причём рост наблюдался даже в «ковидном» 2020 году, сообщает kazlenta.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Наибольшая доля выбросов парниковых газов приходится на сектор энергетики — 82,4%, сельского хозяйства — 9%, а также на промышленные процессы — 5,6%.

Выбросы ПГ на душу населения также демонстрируют рост: за 10 лет совокупные выбросы на душу населения увеличились на 21,6%.

 

Согласно статистической базе данных Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD/DAC), за период 2012–2015 годов Казахстан привлёк проекты климатического развития на общую сумму 1134 млн долл. США. Из них большая часть (около 95%) была направлена на проекты по сокращению выбросов парниковых газов, остальное — на проекты по адаптации.

Однако по состоянию на 2018 год по интенсивности выбросов парниковых газов на душу населения Казахстан находился на четвёртом месте, передает kursiv.kz. Процессы, влияющие на изменение климата, усугубляются. Последствия ощущаются в реальности — деградируют пастбища, исчезают ледники, растёт дефицит воды и т. д.

Практически все климатические проекты в сфере инфраструктурных решений — проекты по энергосбережению и использованию ВИЭ — направлены в том числе на снижение выбросов парниковых газов. Однако сегодня в национальной системе учёта выбросов парниковых газов нет ни одного зарегистрированного проекта по сокращению выбросов. По крайней мере открытого доступа к такой информации нет. Более того, все проекты ВИЭ (солнечная и ветровая генерация) имеют чёткий экологический показатель — снижение выбросов ПГ. 

Реализованы десятки проектов, страна уже получает альтернативную энергию. В настоящее время в республике действуют 116 объектов ВИЭ установленной мощностью 1685 МВт. Выработка «зелёной» энергетики по итогам 2020 года составила 3,24 млрд кВт·ч, или 3% от общего объёма производства электроэнергии. При этом формально сокращения выбросов парниковых газов при помощи этих установок нет. Ни одна установка ВИЭ не получила сертификаты о сокращении выбросов ПГ. В связи с этим торговля квотами на выбросы парниковых газов испытывает стагнацию. Тем временем сегодня это единственный эффективный способ обеспечить сокращение выбросов ПГ, которое было задекларировано РК перед международным сообществом, однако он не используется. Международные деньги, привлекаемые как «зелёные» инвестиции, теряют экологическую направленность.

То же самое происходит с международным консалтингом, который также осуществляется за счёт доноров и по большому счёту не находит отражения в работе госорганов. В сфере изменения климата были проведены десятки исследований (ВБ, ЕБРР, АБР, ПРООН) по оптимизации систем регулирования выбросов ПГ, приближению казахстанской институциональной базы к стандартам ЕС, но практически все наработки остались нереализованными. Налицо отсутствие заинтересованности у лиц, принимающих решения, а также слабая имплементация своих разработок со стороны доноров.

 

Что мешает WTE превращать казахстанский мусор в энергию

«Waste-to-Energy» или energy-from-Waste — это процесс получения энергии в виде электричества или тепла от сжигания отходов

Сегодня экологические проблемы и связанные с ними вытекающие риски стали одним из главных приоритетов для многих стран мира. Некоторые страны успешно развивали и продолжают развивать технологии, которые позволят одновременно решать указанные вопросы и стимулировать экономику. Одним из таких решений является технология преобразования отходов в энергию «Waste to Energy».

Что такое механизм Waste to Energy?

«Waste-to-Energy» или energy-from-Waste (далее – «WTE») — это процесс получения энергии в виде электричества и/или тепла от сжигания отходов. Другими словами, при использовании WTE не подлежащие вторичной переработке отходы (бытовые и аналогичные виды отходов) превращаются в полезные формы энергии. Отходы обычно сжигаются на специальных установках по переработке отходов в энергию, которые используют тепло от огня для производства пара и выработки электроэнергии или тепла для отопления.

Краткий обзор WTE в мире

На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тыс. объектов WTE, и наибольшее количество объектов WTE находится в азиатских странах. В список крупнейших компаний в сфере WTE в мире входят такие компании, как Veolia, China Everbright, Covanta, EDF, Suez Environment, Hitachi Zosen Inova AG, Ramboll Group и многие другие.

На территории Содружества Независимых Государств только в Азербайджане имеется один функционирующий завод WTE, крупнейший в Восточной Европе, который начал свою работу в 2012 году.

WTE в Казахстане

В настоящее время на 3500 полигонах страны накоплено более 120 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и ежегодно образуется более 5 млн тонн ТБО. Сегодня в среднем по стране перерабатывается только 15% отходов.

В целях решения данного вопроса, в Казахстане запланировано развитие технологии WTE путем привлечения инвесторов для строительства WTE заводов в стране. Было объявлено, что первые аукционы на строительство таких заводов в шести городах РК планируется провести среди инвесторов в марте 2021 года. Со слов представителей центральных государственных органов, прорабатываются вопросы с органами местного самоуправления (акиматами) по предоставлению земельных участков, инфраструктуре и гарантированной загрузке отходов этих производств не менее чем на 15 лет.

Для поддержки развития WTE будет использоваться механизм закупки энергии, произведенной на гарантированной основе, аналогичный тому, что уже действует в Казахстане для электроэнергии, произведенной за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). То есть, у новых объектов WTE будут гарантированно закупать заранее определенный объем энергии по фиксированной ставке в течение 15 лет.

Согласно данным государственных органов, предельная аукционная цена (тариф) на электроэнергию, произведенной из сжигания отходов предварительно составит 102 тенге за 1 кВт/ч, которая будет сбиваться потенциальными инвесторами в рамках проведения аукционов. Отметим, что тариф за солнечную энергию сегодня составляет 35 тенге за кВт/час, за ветровую энергию – 22 тенге, а за угольную электроэнергию, тариф составляет 7-8 тенге за КВт/час.

Вышеупомянутые инициативы государства начали отражаться в поправках к законодательным актам Казахстана, некоторые из которых, вступят в силу в ближайшее время.

Например, в действующий Экологический Кодекс страны внесены изменения, предусматривающие определение размера предельных аукционных цен на электрическую энергию, произведенную путем утилизации энергетических отходов, в том числе порядок индексации аукционных цен; утверждение перечня отходов, не подлежащих утилизации энергии; требования к эксплуатации объектов утилизации энергетических отходов; а также формирование перечня энергопроизводящих организаций, использующих утилизацию энергетических отходов.

Кроме того, внесены изменения в Закон РК «Об электроэнергетике», регулирующие вопросы комплексных испытаний электроустановок энергопроизводящих организаций, использующих энергетическую утилизацию отходов, некоторых обязанностей энергопроизводящих организаций, использующих утилизацию энергетических отходов, а также исключения для энергопроизводящих организаций при приобретении (покупке) ими электрической энергии в целях энергоснабжения.

Что касается поправок в Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», то энергопроизводящие организации, использующие утилизацию энергетических отходов, приравниваются к энергопроизводящим организациям, использующим ВИЭ, и все меры поддержки развития ВИЭ теперь также распространяются на утилизацию энергетических отходов (WTE).

Наконец, был принят новый Экологический Кодекс, который вступит в силу с 1 июля 2021 года. Он содержит все положения действующего Кодекса, связанные с регулированием обращения с энергетическими отходами (WTE), и устанавливает принцип, согласно которому одним из способов экономического стимулирования деятельности, направленной на охрану окружающей среды, является гарантированное приобретение электрической энергии, производимой объектами по использованию энергии для утилизации отходов.

Вместе с тем остается много открытых вопросов по развитию WTE в Казахстане. Так, на сегодняшний день, несмотря на объявленные планы, все еще формируется список потенциальных инвесторов для участия в аукционах и ни один из потенциальных инвесторов еще не прошел пред-квалификационный этап.

Также, все еще находятся в разработке и не доступны для ознакомления подзаконные нормативно-правовые акты в сфере WTE, которые должны конкретизировать многие вопросы развития и поддержки данной отрасли в стране. Положения данных актов могут повлиять на привлекательность развития WTE в Казахстане для инвесторов. Принятие данных актов планируется в марте 2021 года (одновременно с озвученным началом проведения аукционов на строительство заводов), что может вызвать сложности для потенциальных инвесторов, так как они должны будут принять участия в аукционах без детального понимания и изучения нормативного регулирования данной отрасли.

Далее, несмотря на наличие законодательных положений о возможности осуществления проектирования и строительства электрических станций, линий электропередач и подстанций, а также их эксплуатации на основании договоров государственно-частного партнерства, в том числе договоров концессии, государственные органы прямо не озвучивали такую возможность для WTE объектов.

Помимо вышеуказанного, некоторые эксперты в сфере WTE отмечают, что для экономической целесообразности WTE проектов требуется постоянный большой объем поставки отходов для сжигания. Отсутствие большого количества населения во многих регионах страны для постоянного обеспечения отходами в целях сжигания, вызывает сомнения возможности реализации плана по строительству сразу WTE заводов в 6 городах Казахстана.

Полагаем, что потенциальные инвесторы, особенно иностранные, опасаются инвестировать в данную отрасль в связи с тем, что существует большой операционный риск. В частности, у иностранных инвесторов имеются некоторые сомнения в выполнении государственными органами их обязательств.

Очевидно, что сегодня механизм WTE как никогда популярен во всем мире, учитывая прогнозируемый рост объемов отходов, что означает ухудшение экологической ситуации. Многие страны готовятся к этим вызовам и разрабатывают различные механизмы эффективного управления отходами и превентивные меры, такие как WTE.

Несмотря на указанные открытые вопросы, анализ данного направления в Казахстане, позволяет говорить об органическом росте казахстанского рынка WTE, в том числе ввиду того, что сегодня ниша остается свободной и власти страны показали свои намерения на создание условий в частности через гарантированные закупки энергоносителей, для инвесторов, готовых финансировать развитие WTE в стране.

Рашид Гайсин, Руководитель юридической практики KPMG в РК и ЦА

Бакдаулет Иманбаев, Старший консультант юридической практики KPMG в РК и ЦА

0 комментариев
Архив