Ожидается, что в этом году исследователи из Коста-Рики выпустят первый в стране продукт с отредактированным геномом — устойчивый к болезням сорт бананов.
В отчете Зарубежной сельскохозяйственной службы США (FAS) отмечается, что банан будет устойчив к черной сигатоке и фузариозному увяданию (TR4), болезням, которые снижают урожайность и прибыльность производителей во всем мире. Об этом пишет EastFruit со ссылкой на FreshFruitPortal.
Министерство сельского хозяйства Коста-Рики подтвердило, что предпринимаются первые шаги для продвижения исследовательской деятельности в этом направлении.
«Одна из компаний намерена получить одобрение Государственной фитосанитарной службы (ГФС) в контексте исследований, чтобы начать процесс изучения черной сигатоки и оценить устойчивость растений к фузариозному увяданию в будущем», — поясняет министерство.
Прежде чем публиковать подробности, в министерстве заявили, что заявка на исследование должна быть официально оформлена компанией.
Нормативные изменения
Ожидается, что обновление нормативной базы Коста-Рики в ноябре 2023 года расширит биотехнологический сектор страны и будет способствовать коммерциализации генетически модифицированных продуктов, пояснили в FAS.
«Наиболее актуальные изменения в регулировании связаны с редактированием генома, которое не было предусмотрено в прежней нормативной базе, — сообщили в FAS. — В соответствии с новым постановлением Коста-Рика будет рассматривать широкий спектр продуктов, созданных с помощью инновационных биотехнологий как эквивалент обычных продуктов».
Для работы с генетически модифицированными продуктами заинтересованные стороны должны обратиться за одобрением в Министерство сельского хозяйства Коста-Рики.
В Австралии разрешили коммерческое выращивание ГМ-бананов, устойчивых к TR4
Правительство Австралии выдало Технологическому университету Квинсленда (QUT) официальное разрешение на коммерческий выпуск нового генетически модифицированного (ГМ) сорта бананов Кавендиш.
Банан QCAV-4 — первый в мире ГМ-банан, одобренный для коммерческого производства, а также первый австралийский ГМ-фрукт, одобренный для выращивания в Австралии.
Новый сорт был выведен в надежде справиться с разрушительными последствиями вируса TR4, который угрожает мировой банановой индустрии стоимостью $20 млрд.
«TR4 убивает бананы Кавендиш в Австралии и во многих других странах. Он распространяется и ситуация становится хуже», — говорит профессор QUT Джеймс Дейл.
Профессор Дейл и его команда работают над разработкой и выращиванием генетически модифицированных бананов Кавендиш уже более 20 лет. Об этом пишет EastFruit со ссылкой на FreshFruitPortal.
«Бананы QCAV-4 были проанализированы, и мы сравнили их с обычным Кавендишем. У них абсолютно одинаковый состав, поэтому мы не ожидаем, что их вкус будет каким-либо другим. Однако в ближайшем будущем мы создадим независимые дегустационные комиссии», — добавляет Дейл.
Профессор объясняет, что новый сорт имеет только один другой ген и что его срок годности должен быть таким же, как и у традиционных бананов Кавендиш. Команда Дейла также наблюдала на поле, что QCAV-4 созревает таким же образом.
Что касается устойчивости сорта к TR4, Дейл объясняет, что QCAV-4 содержит ген, взятый из дикого банана, который был полностью устойчив к этой болезни.
«То, что у нас получилось, похоже на Кавендиш, но оно устойчиво к TR4 только благодаря одному единственному гену», — добавляет он.
Дикоустойчивый банан дает очень низкие урожаи и «наполнен семенами», объясняет Дейл, что делает его непригодным для коммерческого выращивания.
Бананы Кавендиш — самые популярные бананы в мире, и, по оценкам, около 50% всего производства бананов в мире приходится на этот сорт.
Туркменистан на последнем месте в мире по потреблению бананов
Банан – безусловный и многолетний лидер мировой торговли среди фруктов. Кроме того, именно банан является одним из наиболее доступных и потребляемых круглый год фруктов во множестве стран мира.
Однако аналитики EastFruit обратили внимание на интересный феномен – страны Центральной Азии, похоже, не очень любят бананы. Потребление данных фруктов в таких странах как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан является сравнительно невысоким. В чём же здесь причина и сколько бананов на самом деле потребляется в этих странах?
Лидером по среднедушевому потреблению бананов среди названных стран является Казахстан. Здесь, по нашим оценкам, ежегодно потребляется в расчёте на одного жителя около 4,5 кг свежих бананов. Много это или мало?
Для сравнения, мировым лидером по потреблению бананов на одного жителя является Уганда с 270 кг бананов на человека в год. Это в 60 раз больше, чем в Казахстане. Как правило, много бананов потребляют страны, где их выращивают и откуда их экспортируют. Пару лет назад мы уже мы писали об этом в данном материале.
Однако вернёмся в Центральную Азию – на втором месте по потреблению Узбекистан, который резко его нарастил за последние годы и достиг показателя в 4 кг на человека в год. Приблизительно столько же бананов на каждого жителя потребляют и в Кыргызстане.
Однако особняком в этом регионе стоят две страны – Таджикистан и Туркменистан. В Таджикистане потребляют всего около 2,3 кг бананов на человека в год, а вот в Туркменистане, по нашим оценкам, всего 160 граммов, т.е. 0,16 кг на человека в год!!! Другими словами, среднестатистический житель страны не съедает даже один банан за год.
Кстати, это делает Туркменистан одним из мировых антилидеров по потреблению бананов. Даже в Северной Корее потребление бананов оценивается в 0,2 кг на человека за год.
«Столь низкое потребление бананов в странах Центральной Азии обусловлено отдалённостью стран от портовой инфраструктуры, что делает логистику очень дорогой. Кроме того, многие страны региона имеют высокие тарифные и нетарифные барьеры, препятствующие импорту экзотических для этих регионов фруктов. Ну и третий фактор – это сравнительно низкие цены на местные фрукты, особенно в сезон их массового производства», — поясняет причины Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Кстати, регион становится всё более крупным экспортёром свежей плодоовощной продукции, что, возможно, приведёт к повышению его открытости и для импорта. Подобные тенденции уже отмечаются в Узбекистане.