Когда государство перестанет платить казахстанцам трудовые пенсии. Минтруда собирается поднять черту бедности и ввести новое пособие
Когда государство перестанет платить казахстанцам трудовые пенсии. Минтруда собирается поднять черту бедности и ввести новое пособие
4 года назад 993 forbes.kz министр труда Биржан Нурымбетов

О спорных вопросах пенсионной реформы рассказал министр труда. Он отметил, что правительство не намерено отказываться от введения обязательных пенсионных отчислений работодателями.

Министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов рассказал о дискуссиях, которые ведутся в рабочей группе по выработке предложений о дальнейшей реформе пенсионной системы. Помимо способов предоставить гражданам право использовать часть пенсионных накоплений для покупки жилья или оплаты образования, обсуждаются также вопросы введения обязательных пенсионных взносов работодателями в размере 5% от фонда оплаты труда и перспективы объединения существующих социальных фондов в один.

- Вокруг этой темы (введение 5% взносов работодателя) есть разные мнения. Но, как Министерство труда, мы настаиваем на том, что дальше отсрочку делать нельзя, с 2023 года 5%-ные взносы надо вводить. Мы согласны вводить поэтапно, и этот вопрос будет предметом обсуждения в рабочей группе, - заявил Нурымбетов на брифинге в правительстве, в понедельник, 3 февраля.

Он напомнил, что внедрение взносов работодателей предусмотрено концепцией модернизации пенсионной системы, принятой еще в 2014. Главная цель этой нормы - полная солидарная ответственность всех участников: государства, работников и работодателей.

Также рассматривается вопрос введения минимальной гарантированной пенсии - взамен сокращающейся солидарной. Сегодня солидарную пенсию от государства получают граждане, имеющие трудовой стаж до 1998 (до перехода страны к накопительной пенсионной системе), их количество ежегодно уменьшается.

- В 2043 году теоретически не будет людей, которым будет назначаться трудовая пенсия именно от государства, будет только базовая пенсия. Поэтому мы предложили с 2028 года внедрить в Казахстане минимальную гарантированную пенсию, она заменит сегодняшнюю базовую выплату, - объяснил Нурымбетов, добавив при этом, что размер этой выплаты будет также увеличен в соотношении к прожиточному минимуму от 70% до 100%.

Еще два дискуссионных вопроса связаны с работой самих социальных фондов - фондов медицинского страхования, государственного социального страхования и Единого накопительного пенсионного фонда. Министр отметил, что вопрос о введении единого платежа для работодателя решен, и «единому платежу быть». Такой подход значительно снизит административные расходы бизнеса.

Что касается возможности объединения фондов, то здесь продолжаются дискуссии.

- На рабочей группе, я откровенно скажу, сторонников слияния нет практически. Тем не менее поручение (президента по изучению такой возможности) поступило. Для того чтобы рассматривать вопрос слияния фондов, необходимо проработать информационные системы фондов. У них различная учетная политика, поэтому нужно время для интеграции баз данных. Поэтому поручено до 1 октября проработать эти вопросы, а потом снова приступить к рассмотрению вопроса о слиянии фондов. При этом речь идет о Фонде государственного социального страхования и Едином накопительном пенсионном фонде, - сказал он.

Минтруда собирается поднять черту бедности и ввести новое пособие

Предлагается также увеличить сроки выплат пособий по уходу за ребенком.

Новые пакеты социальных мер разрабатывает Министерство труда и социальной защиты населения. В понедельник, 3 февраля, на брифинге в правительстве министр труда Биржан Нурымбетов сообщил, что уже ведется работа по одному из главных показателей социальной сферы - пересчету прожиточного минимума. 

- Мы сейчас рассчитываем различные варианты. В Казахстане прожиточный минимум привязан к пяти социальным выплатам: это базовая пенсионная выплата, государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособие по уходу за детьми-инвалидами и АСП. И общая сумма выплат по этим пяти выплатам составляет в год 1,3 трлн тенге. Здесь (учитываются) возможности бюджета, но, тем не менее, мы должны к этому (увеличению) стремиться. В будущем, наверное, по итогам 2020-2021 года, мы должны рассмотреть вопрос увеличения черты бедности с сегодняшних 70% от прожиточного минимума до 100% от прожиточного минимума, - сказал Нурымбетов. 

Сама методика расчета прожиточного минимума в Казахстане в целом соответствует международным стандартам, вопрос заключается во внутреннем составе и соотношении. Сегодня ПМ размер составляет 31183 тенге. В структуре прожиточного минимума 55% занимает продовольственная часть, 45% - непродовольственная. 

- Но сама продовольственная корзина в последний раз была пересмотрена в 2006 году, и тогда количество наименований продуктов было увеличено с 20 до 43. У нас есть исследование 2016-2017 годов, и есть четкие рекомендации увеличить перечень продуктов с 43 до 51 наименования, с увеличением суточной нормы энергетической ценности. Поэтому мы это планируем, к этому должны идти, - заявил Нурымбетов. 

Кроме того, министерство намерено инициировать введение дополнительных социальных выплат. В их числе - пособие по уходу за ребенком, которое сегодня выплачивается лишь в период до одного года. 

- Мы рассматриваем и просчитываем у себя пока варианты до 1,5 года или 3 лет. Это было бы логично, - сказал министр.

Он пояснил, что в настоящее время 387 тыс. матерей получают пособия по уходу за ребенком, из них большая часть получает пособия из Фонда социального страхования.

- Неработающие матери получают пособия из бюджета, от 15 до 24 тыс. ежемесячно в течение года, а из Фонда социального страхования получают работающие матери в размере порядка 40% от своей заработной платы. Поэтому мы эти вопросы просчитываем и хотели бы инициировать такой вопрос, - уточнил глава Минтруда. 

Также министерство предлагает пересмотреть в целом пособия по инвалидности. 

- Я считаю, что данной категории, людям с особыми потребностями, нужна особая поддержка государства. Мы бы хотели инициировать пособия по уходу за инвалидом. Сегодня родителям-опекунам по уходу за ребенком-инвалидом предусмотрено пособие, а также предусмотрено по уходу за инвалидом первой группы с детства. Но в жизни есть и взрослые инвалиды первой группы, которые не являются инвалидами с детства, но они также требуют ухода, и, наверное, правильно и логично будет ввести дополнительное пособие, - объяснил министр. 

При этом он подчеркнул, что пока это планы только министерства, конкретные предложения на рассмотрение правительства еще не вносились. 

Как казахстанцы получат повышенные соцвыплаты – пояснения ГФСС

Какие изменения предусмотрены для казахстанцев в законодательстве об обязательном социальном страховании, а также об ежегодном повышении социальных выплат с 1 января 2020 года рассказал генеральный директор АО «Государственный фонд социального страхования» Алмас Курманов, передает корреспондент МИА «Казинформ».

В конце прошлого года Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым подписан Закон РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции. С 1 января 2020 года он уже вступил в силу. В этой связи Алмас Курманов рассказал, какие изменения предусмотрены для граждан.

«Закон разработан в реализацию поручений Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева относительно усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, озвученного в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Обязательное социальное страхование, как дополнительная форма социального обеспечения работающего населения, было внедрено с 2005 года. На протяжении 15 лет ее существования параметры назначения социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) концептуально не пересматривались», - отметил А. Курманов.

Он также рассказал, что при прочих равных условиях, получатели социальных выплат со стажем 5 лет и со стажем 10 лет имели одинаковый размер выплат. А с 2020 года, при определении размеров социальных выплат, за каждый полный год сверх 5 лет стажа участия в системе, коэффициент стажа участия увеличивается на 2%. В целях повышения дифференциации уровня социальной защищенности лиц с инвалидностью, размер социальных выплат по утрате трудоспособности теперь определяется исходя из фактически установленной медико-социальной экспертизой степени утраты общей трудоспособности.

«Ранее применялись усредненные коэффициенты. Так, если при степени утраты трудоспособности 95% ранее применялся коэффициент 0,7, то по- новому будет 0,95. Например, работнику со среднемесячным доходом в 150 тыс. тенге, 10-летним стажем участия в системе и которому установлена степень утраты общей трудоспособности на уровне 95%, размер выплаты с учетом новых параметров увеличился с 53 183 тенге до 79 394 тенге (рост на 49,3%). Также указанный работник получит государственное социальное пособие по инвалидности за счет средств бюджета, который для инвалида 1 группы составляет 59 872 тенге, соответственно общая сумма выплаты для указанного участника системы составит – 139 266 тенге», - пояснил гендиректор ГФСС.

Таким образом, человек который работал и был участником системы обязательного социального страхования при наступлении инвалидности получит выплаты из двух источников (бюджет и ГФСС), а человек, который не работал - только из бюджета. В целях повышения социальной защищенности семей, оставшимся без кормильца, Законом также увеличены коэффициенты количества иждивенцев:

1) при одном иждивенце с 0,4 до 0,5;

2) при двух с 0,5 до 0,65;

3) при трех с 0,6 до 0,8;

4) при четырех и более иждивенцах с 0,8 до 1,0.

«В целом, рост каждого коэффициента составляет порядка 25% от прежней величины. К примеру, в случае смерти кормильца, среднемесячный доход которого составлял 150 тыс. тенге и стаж участия в системе 10 лет - размер социальной выплаты на трех иждивенцев увеличился с 45 585 тенге до 66 858 тенге (рост на 46,7%). На трех иждивенцев государственное социальное пособие по потере кормильца за счет средств бюджета составляет 57 689 тенге, соответственно общая сумма выплаты – 124 547 тенге (бюджет и ГФСС). Таким образом, при наступлении определенных социальных рисков работающие граждане имеют преимущество перед неработающими, получая государственные пособия из бюджета и социальную выплату из ГФСС», - проинформировал спикер.

Алмас Курманов ответил на вопрос, коснулось ли повышение тех, кто уже являлся получателем социальной выплаты.

«В целях обеспечения равного подхода предусмотрено распространение новых параметров назначения социальных выплат на лиц, получающих социальные выплаты по состоянию на 1 января 2020 года. Повышение коснулось 131,7 тыс. человек, в том числе: 74 346 получателей по утрате трудоспособности; 44 778 получателей по потере кормильца; 12 549 получателей по потере работы. В среднем размеры указанных социальных выплат в рамках Закона в новой редакции повышены не менее чем на 30%», - сообщил глава Фонда.

Как известно, согласно постановлению Правительства РК от 9 декабря 2019 года № 910, предусмотрено повышение социальных выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца из ГФСС. А. Курманов пояснил, каким образом осуществлено указанное повышение социальных выплат.

«ГФСС осуществляет социальные выплаты по шести видам социальных рисков, из которых два - по утрате трудоспособности и потери кормильца - являются долгосрочными. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности в случае установления степени утраты общей трудоспособности бессрочно назначается до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то есть, возможно будет выплачиваться на протяжении более 40 лет. Социальная выплата на случай потери кормильца назначается до достижения иждивенцем 18-летнего возраста, а в случае обучения по очной форме – до 23-летнего возраста. В целях повышения жизненного уровня социально уязвимых слоев населения Законом предусмотрено их ежегодное повышение на основании решения Правительства РК. Таким образом, кроме повышения, связанного с изменением параметров назначения, долгосрочные социальные выплаты повышены на 5% с 1 января 2020 года получателям социальных выплат на указанную дату», - сказал спикер.

В целом, порядка 76 тыс. получателям по утрате трудоспособности и 45 тыс. получателям по потере кормильца увеличены размеры социальных выплат дополнительно на 5%.

Новая социальная политика Президента РК направлена на поддержку людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому одним из приоритетов является помощь безработным во время поиска новой работы.

«Сегодня в Казахстане проходят процессы социальной модернизации. Концепцией социального развития Республики Казахстан до 2030 года отмечено, что стержневой принцип солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за создание справедливого общества получит новое развитие в казахстанской социальной модели через расширение обязательного и добровольного страхования. Наш Закон в новой редакции предусматривает в том числе повышение социальной защищенности лиц, потерявших работу и занимающихся активным поиском работы. Социальная выплата на случай потери работы из ГФСС назначается лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработного в Центре занятости населения по месту жительства», - добавил А. Курманов.

Если раньше уровень замещения дохода по потере работы составлял 30% от среднего дохода за последние 2 года, то по новому Закону указанный показатель увеличен до 40%. Вместе с тем, если ранее указанная выплата назначалась от 1 до 4-х месяцев, то с 2020 года от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования.

«Например, работнику со среднемесячным доходом в 150 тысяч тенге, стажем участия в системе 10 лет, зарегистрированному в качестве безработного размер социальной выплаты на случай потери работы увеличился с 45 000 тенге до 66 000 тенге (рост на 46,7%). При этом данная выплата будет выплачиваться 6 месяцев вместо 4 месяцев как раньше», - проинформировал Алмас Курманов.

Он также отметил, что Законом в новой редакции предусмотрено оказание государственных услуг по назначению социальных выплат в проактивной форме. Принцип проактивности заключается в постепенном отказе от заявительного характера назначения социальных выплат и переходе на уведомительный.

«В этом случае, путем обмена данными между информационными системами государственных органов, происходит актуализация права гражданина на получение соответствующих пособий и социальных выплат. Из ГФСС в проактивной форме назначаются социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. В 2019 году указанная выплата из ГФСС назначена 14 756 получателям в проактивной форме, а с 2020 года в том же формате начата работа по осуществлению социальных выплат по утрате трудоспособности и потери работы. По мере расширения цифровизации и интеграции баз данных государственных органов и организаций, проактивный характер будет распространен на другие виды социальных выплат из ГФСС», - заключил Алмас Курманов.

В целом, по словам гендиректора ГФСС, закон в новой редакции предусматривает усиление трудовой мотивации и заинтересованности граждан в формальной занятости, стимулирование их участия в системе обязательного социального страхования и повышение социальной защищенности работающих граждан.

0 комментариев
Архив