Казахстан в контексте изменения климата
Казахстан в контексте изменения климата
4 года назад 1147 forbes.kz

Проблема изменения климата носит глобальный характер, в связи с чем в мире наблюдается ужесточение углеродного регулирования.

Присоединяясь к глобальной борьбе с изменением климата, Республика Казахстан, в рамках Парижского соглашения об изменении климата, взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ). В связи с этим ожидается усиление углеродного регулирования в ближайшем будущем: усиление политик, связанных с регулированием выбросов ПГ, в Казахстане, а также у важных торговых партнеров страны – ЕС и Китая.

Казахстан является одним из наиболее крупных источников выбросов парниковых газов (ПГ) в мире – страна входит в топ-30 стран и юрисдикций по объему выбросов ПГ. Интенсивность выбросов парниковых газов Казахстана составляет 0,57 тонн на $1000 ВВП. Казахстан находится на 11 месте в мировом рейтинге стран по углеродоемкости ВВП, также входит в топ-15 стран по выбросам CO2 на душу населения .

Выбросы парниковых газов в Казахстане в основном связаны с производством энергии: здесь сосредоточены 82% всех образующихся выбросов в стране.

Внутреннее углеродное регулирование в РК

В настоящее время в Казахстане не все выбросы ПГ подпадают под углеродное регулирование. Казахстанская система торговли выбросами (СТВ, или ETS-KZ), которая действует в стране с 2013 года, охватывает выбросы только углекислого газа, который является лишь одним из газов, создающих парниковый эффект в атмосфере Земли. В Казахстане регулированию в рамках СТВ подлежат только крупные источники выбросов ПГ, выбросы которых в настоящее время составляют около 43% всех выбросов ПГ страны.

Несмотря на то, что СТВ в Казахстане действует с 2013 года, выбросы на национальном уровне продолжают расти . В 2018 году выбросы ПГ на национальном уровне превысили показатели 1990 года на 4,05%. При этом операторы установок получают бесплатные квоты в избытке. В 2021 году эта тенденция осталась без изменений, количество распределяемых квот увеличилось по сравнению с предыдущими годами.

В связи с обязательствами республики в рамках Парижского Соглашения об изменении климата в стране ожидается внедрение дополнительных мер углеродного регулирования. Решения о точных сроках и стартовой конфигурации этих мер еще не приняты, однако недавно обновленные планы Казахстана о выполнении своих обязательств (Определяемых на национальном уровне вкладов –ОНУВ) позволяют говорить о предстоящем усилении СТВ и внедрении углеродного налога в Казахстане.

Усиление СТВ предполагает:

• разработку и утверждение планов по снижению до 2030 бесплатно распределяемых квот на выбросы СО2 по установкам и отраслям экономики;

• определение приемлемого уровня цен на углеродные единицы и их учет при определении объема квот на выбросы, выделяемых бесплатно;

• обеспечение двусторонней коммуникации с операторами установок касательно планов государства по распределению объемов квот и их влиянию на деятельность этих операторов;

• обеспечение функционирования биржевой торговли углеродными единицами, снижение рисков неопределенности в распределении квот;

• включение в СТВ прочих парниковых газов (с 2026 г.): выбросов закиси азота (N2O) и перфторуглеродов (PFCs), утечек метана (CH4) в нефтегазовой отрасли;

• планируется ежегодное сокращение объема распределяемых квот, что по приблизительным оценкам может привести к максимальному объему выбросов в размере 120 млн тСО2-эквивалента к 2030 году.

Такое усиление СТВ отвечает параметрам схожих систем торговли выбросами таких регионов и стран, как ЕС и Китай.

Также обсуждается возможность введения в 2023-2025 годах углеродного налога в Казахстане. Он предназначен для стимулирования сокращения выбросов ПГ теми установками/компаниями, которые не подпадают под государственное регулирование в рамках ETS-KZ.

Рассматривается несколько видов углеродного налога:

1. Углеродный налог на потребление энергоресурсов.

Предполагается, что его будут оплачивать все стационарные и мобильные источники прямых выбросов ПГ, чьи выбросы не квотируются в рамках ETS-KZ. Налог будет включен в цену топлива (по типу НДС или акцизного сбора).

Предполагается освободить от уплаты углеродного налога такие направления, как производство электроэнергии, жилищный сектор (базовое энергопотребление) и газомоторное топливо для транспорта.

2. Углеродный налог для стимулирования поддержки уровня гумуса в пахотных почвах.

Налог для фермеров в растениеводстве с привязкой к показателю содержания гумуса в почве, относительно его содержания в предыдущем году. Налог направлен на стимулирование фермеров не допускать истощения возделываемых земель.

Оценка потенциального влияния на экономику

Компании, конечно же, интересует то, как ужесточение мер регулирования выбросов парниковых газов может отразиться на их развитии.

Как уже говорилось, ужесточение мер регулирования выбросов планируется посредством снижения величины бесплатно выделяемых квот,формирования системы торговли углеродными единицами (для крупных эмиттеров) и введения углеродного налога (для малых эмиттеров).

Согласно проекту «Обновление ОНУВ Республики Казахстан до 2030 года» стоимость углеродной единицы в Казахстане будет расти с 1 евро/тСО2 в 2022 г. до 15 евро/тСО2 в 2023–2025 годах и 45 евро/тСО2 в 2026–2030. А предполагаемая ставка углеродного налога может составить 21,4 евро/тСО2 в 2023–2025 гг. и 26 евро/тСО2 в 2026–2030 гг.

Экспертами компании EY проведены приблизительные расчеты того, насколько могут возрасти затраты в наиболее углеродоемких отраслях экономики из-за покупки дополнительных квот в рамках СТВ и выплату углеродного налога за период с 2023 по 2030 годы.

При этом нужно понимать, что введение углеродного налога приведет также к увеличению цен на основные ископаемые топливные ресурсы. В таблице ниже приведен индикативный рост оптовой цены по видам топлива в Казахстане, основанный на результатах проекта «Обновление ОНУВ Республики Казахстан до 2030 года»:

Влияние на электроэнергетику

Учитывая наличие в структуре генерирующих мощностей Казахстана высокую долю ТЭС, спроектированных для работы на углях местных угольных бассейнов, влияние целей декарбонизации и соответствующих низкоуглеродных политик на электроэнергетическую отрасль Казахстана будет значительным и требует дополнительного анализа.

Согласно данным Министерства энергетики РК, предельные тарифы на электрическую энергию энергопроизводящих организаций составят 1,1–15,46 тенге/кВт-час в 2025 году. По данным Оператора рынка, в 2020 году минимальная цена на спот-торгах «за день вперед» составила 4,501 тенге/кВт-час (без НДС), а максимальная цена – 8,5 тенге/кВт-час (без НДС). При этом средняя конечная цена электроэнергии для бизнеса в стране по состоянию на 2020 год составляет 21,9 тенге/кВт-час, для населения – 16,9 тенге/кВт-час.

Согласно оценкам EY, выполненным на основании подходов, предложенных Казахстанской электроэнергетической ассоциацией, для удовлетворения цели ОНУВ Казахстана до 2030 года цена электроэнергии для конечных потребителей может вырасти на 24,12 тенге/кВт-час. Эта цифра состоит из 17,55 тенге/кВт-час за счет надбавки на покрытие капитальных затрат и 6,57 тенге/кВт-час – за счет стоимости покупки углеродных единиц.

Кроме того, в электроэнергетике должны учитываться следующие сопутствующие риски:

1. Согласно данным Национального энергетического доклада KAZENERGY (2019), себестоимость добычи природного газа в Казахстане намного выше, чем угля. И потому операционные затраты и соответствующая составляющая себестоимости электроэнергии у газовых электростанций станций будет выше, чем у угольных ТЭС. Это может привести к дополнительному росту цены электроэнергии (сверх указанных выше надбавок).

2. Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), предусмотренных новым Экологическим Кодексом РК, может потребовать дополнительных затрат для энергопроизводящих организаций. В частности, для крупных топливосжигающих установок, в соответствиии с принципам НДТ ЕС , должны быть предусмотрены технологии пылеочистки, а также удаления оксидов серы (SOx) и азота (NOx) в дымовых трактах. Соответствующие статьи затрат также увеличат стоимость электроэнергии.

В свою очередь, увеличение стоимости углеводородного топлива, повышение цен на электроэнергию к 2030 году увеличит расходы компаний, что может оказать негативное влияние на спрос, или, другими словами, на выпуск товаров и услуг в соответствующих отраслях экономики. При этом более всего могут пострадать отрасли, использующие углеводородные энергоресурсы: обрабатывающая и добывающая промышленности, транспорт и коммунальные услуги.

В обозримом будущем политика усиления углеродного регулирования может создать серьезные вызовы для предприятий, имеющих высокий уровень выбросов парниковых газов. Следует отметить, что влияние будет ощущаться во всех звеньях производственной цепи. Так, можно ожидать роста себестоимости продукции, увеличения капитальных затрат в связи с наличием «цены на углерод» в их структуре, роста тарифов на электроэнергию, а также роста трансграничных и налоговых платежей.

Компаниям уже сейчас желательно обратить свое внимание на предстоящее ужесточение мер по углеродному регулированию и определить, что данное регулирование будет означать для их отрасли, конкурентов, поставщиков, потребителей и для них самих. Осведомленность в вопросах предоставления поддержки и льгот для конкретных отраслей или возможностях внедрения новых энергоэффективных технологий может позволить «смягчить» последствия предстоящих изменений для бизнеса.

Моделирование и оценка влияния углеродного регулирования может помочь определить выбросы ПГ и оценить влияние на экономическое развитие компании. Ведь предстоящие изменения могут по-разному сказаться на компаниях отрасли. Это будет зависеть от конкретных обстоятельств в отрасли и готовности самой компании к изменениям.

В случае, если компания не сумеет вовремя отреагировать на происходящие изменения и подготовиться к ним, существуют риски потери конкурентоспособности, снижения присутствия на рынках и уменьшения выручки в целом.

Айгерим Барлыбаева, Эксперт, Консультации в области изменения климата, EY

Алтынай Муратбаева, Эксперт, Консультации в области изменения климата, EY

Ильяс Кадыров, Старший эксперт, Консультации в области изменения климата, EY

Константин Таранец, Менеджер, Консультации в области изменения климата, EY

0 комментариев
Архив