Айдос Сарым высказался о противодействии терроризму
|
Депутаты нижней палаты Парламента обсуждают законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия терроризму и экстремизму", - сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Известный казахстанский политолог Айдос Сарым вошел в состав рабочей группы Мажилиса по обсуждению законопроекта, который, по его мнению, стал оперативным ответом на теракты, произошедшие в Алматы и Актобе.
"Я считаю, что это достаточно технократические решения, которые могут быть направлены на устранение наиболее ярких проявлений экстремизма и терроризма как таковых. Дело касается оружия, оборота оружия. Между тем, мне кажется, эти законопроекты должны рассматриваться как первый шаг, за которым должны последовать как минимум два-три дополнительных шага", - отметил Айдос Сарым.
По его мнению, те предложения, которые он намерен озвучить в составе рабочей группы по обсуждению законопроекта, в некоторой степени касаются философии казахстанского общества.
"Мы должны для себя очень хорошо прояснить, что такое свобода совести. У нас с 90-х годов есть такое крайне или излишне либеральное понимание свободы совести. Это означает, что каждый человек может верить во все, что ему угодно, не рассматривая в контексте общества, государства. Я не говорю, что все должны ходить строем, но тем не менее мы должны распределить веру человека и вероисповедание как институт. Второй момент: должен быть отдельный законопроект, который будет называться "О духовном управлении мусульман Казахстана", - выразил мнение Айдос Сарым.
"В 2010-2011 годах после терактов мы пошли на то, чтобы определять в законе, уж чего не было до сих пор, название нашего мазхаба и так далее. Этот шаг был промежуточным, раз уж мы позиционируем себя частью исламского мира. Если мы считаем, что религия является важным общественным, культурным институтом, формирующим ценности людей, которые в конечном итоге влияют на многие события, происходящие в стране, то тогда надо идти и говорить о том, что нужно институализировать духовное управление Казахстана. В рамках государственного и частного партнерства предусмотреть институты взаимной поддержки и взаимной ответственности. Возможно, мы придем к тому, что признаем, скажем, наших имамов и мулл социальными служащими или гражданскими служащими. Это дискуссионный вопрос, но, мне кажется, это необходимо делать, поскольку речь идет не о политическом сезоне, не о следующих выборах, а ни много ни мало, а речь идет о судьбе страны через 20 лет, через 50, 100 лет. Если мы этого не сделаем, мы будем иметь некий обратный эффект, как мне кажется", - считает политолог.
По его мнению, при обсуждении законопроекта о противодействии терроризму и экстремизму дискуссионным может стать вопрос о возможном запрете салафизма в Казахстане.
"Я дружу и разговариваю с очень большим кругом людей, которых можно назвать ведущими экспертами в сфере ислама. Многие считают, что государство может и обязано принять нормативно-правовые акты, которые будут направлены на запрет салафизма. Они говорят: если очень хорошо подумать, то можно выработать такие формулировки, которые попросту сократили бы возможность появления религиозного радикализма в исламе на очень длительный период. Я считаю, что на самом деле такое различение между салафитами делать не нужно. Нужно очень хорошо и четко подумать, прежде всего понять одну простую истину: если люди опровергают все самое ценное, что есть в нашей стране, и в том числе большие идеологические ценности в роли нации, государства, культуры, традиции нашего народа, казахского, то понятно, что эта среда сегодня может быть терпимой, а послезавтра может попросту вытолкнуть на политическое и общественное поля десятки, может быть и тысячи человек, которые будут свои, скажем так, воззрения не религиозные, а скорее этнокультурные, этноконфессиональные отстаивать оружием, взрывчаткой и прочим. Поэтому я думаю, что салафизм нужно запрещать как явление. Надо вырабатывать критерии того, что является казахским исламом или исламом в казахском понимании, в нашем понимании. Эти три шага мы должны предпринять", - выразил мнение Айдос Сарым.
Отметим, сегодня депутаты рабочей группы Мажилиса Парламента рассматривали поправки в законопроект. В частности, речь шла о том, чтобы ограничить количество гражданского оружия у казахстанцев.
Қаруды төртке дейін қысқартсын, екіге дейін қысқартсын мейлі. Мен елімнің болашағына, елімнің қауіпсіздігне алаңдаймын. Қарғыс атқыр, терроризмнің болмағанын, сондай ойы бар айуандарға біздің елде амалын іске асыруға мүмкіндік болмағанын қалаймын. Берекеміз бен тыныштығымыздан айырмасын!