Ислам у казахов (до 1917 года)
Ислам у казахов (до 1917 года)
8 лет назад 7986 alfarabinur.kz

На основе материалов: Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич Ба­си­лов – док­тор исторических на­ук, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом эт­но­гра­фии на­ро­дов Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на ин­сти­ту­та эт­но­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии Рос­сий­ской акаде­мии на­ук им. Мик­лу­хо-Мак­лая.

Джа­ма­лия Ха­ли­лов­на Кар­мы­ше­ва – из­вест­ный ка­зах­стан­ский эт­но­граф, со­труд­ник ин­сти­ту­та ис­то­рии ар­хео­ло­гии и эт­но­ло­гии им. Чо­ка­на Валиха­но­ва НАН Ка­зах­ста­на.

Пер­вые по­пыт­ки скло­нить ко­чев­ни­ков-тюр­ков к му­суль­ман­ст­ву пред­при­ни­ма­лись уже при ха­ли­фе Хи­ша­ме (724-743), но серь­ез­ных ре­зуль­та­тов не при­нес­ли. В Х в. из­вест­ны от­дель­ные группы кочев­ни­ков, об­ра­тив­ших­ся в ис­лам. Так по со­об­ще­нию Ибн-Ха­у­ка­ля, в Сют­кен­те (го­род на ле­вом бе­ре­гу Сыр­дарьи) «есть ме­четь и в ней со­би­ра­ют­ся тюр­ки из раз­ных пле­мен гу­зов и карлуков, кото­рые уже при­ня­ли ис­лам… Меж­ду Фа­ра­бом, Кенд­жи­да и Ша­шем хо­ро­шие паст­би­ща, там около ты­ся­чи се­мей тю­рок, ко­то­рые уже при­ня­ли ис­лам». Но от­дель­ные успе­хи ис­ла­ма в коче­вой сре­де не ме­ня­ли об­щую кар­ти­ну. Этот пе­ри­од ко­чев­ни­ки ос­та­ва­лись вер­ны­ми сво­им преж­ним богам.

«По пред­став­ле­нию гео­гра­фов пер­вой по­ло­ви­ны Х в., гра­ни­цы рас­прост­ра­не­ния ис­ла­ма на северовос­то­ке со­впа­да­ли с гра­ни­ца­ми са­ма­нид­ско­го го­су­дар­ст­ва. Тур­ки вез­де противопоставляют­ся му­суль­ма­нам, за ис­клю­че­ни­ем ту­рок на Сыр­дарье, при­няв­ших ис­лам, и вмес­те с тем сде­лав­ших­ся под­дан­ны­ми Са­ма­ни­дов». Кро­ме то­го, в не­ко­то­рых рай­о­нах с ис­ла­мом успеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ло хрис­ти­ан­ст­во. Не­сто­ри­ан­ст­во, на­при­мер, по­лу­чи­ло при­зна­ние сре­ди найма­нов, пе­ре­се­лив­ших­ся в кон­це ХII – на­ча­ле ХIII в. из Цент­раль­ной Азии в Вос­точ­ный Ка­зах­стан и Се­ми­речье. Хан най­ма­нов Куч­лук да­же пре­сле­до­вал му­суль­ман, по­тре­бо­вав от них, что­бы они «при­ня­ли или хрис­ти­ан­ст­во, или буд­дизм, или, по край­ней ме­ре, внеш­ним об­ра­зом от­ка­за­лись от сво­ей ре­ли­гии и но­си­ли ки­тай­скую одеж­ду».

Рас­прост­ра­не­ние ис­ла­ма бы­ло за­мед­ле­но мон­голь­ским за­во­е­ва­ни­ем, при­нес­шим в Среднюю Азию и Ка­зах­стан но­вые груп­пы на­се­ле­ния (тюр­ков и мон­го­лов) со сво­ей тра­ди­ци­он­ной ре­ли­ги­ей. Од­на­ко в усло­ви­ях Сред­ней Азии мон­го­лы очень быст­ро ут­ра­ти­ли свой язык, сме­нив его на тюркский, и ста­ли при­ни­мать тра­ди­ции осед­лой куль­ту­ры, в том чис­ле и ре­ли­гию. Уже прав­нук Чага­тая, Му­ба­рек-шах, пра­вив­ший ко­рот­кое вре­мя в 1266 г., был му­суль­ма­ни­ном. Его при­ем­ник, Бо­рак-хан, в кон­це сво­ей жиз­ни так­же при­нял ис­лам. Пра­ви­тель ча­га­тай­ской дер­жа­вы Ке­бек (1318-1326 гг.) ус­та­но­вил свое мес­топ­ре­бы­ва­ние в Ма­ве­ран­нах­ре, в до­ли­не Каш­ка­дарьи. Здесь он вы­стро­ил се­бе дво­рец, что озна­ча­ло от­ход от степ­ных тра­ди­ций. Ке­бек не об­ра­тил­ся в ис­лам, но был про­слав­лен ис­то­ри­ка­ми как по­кро­ви­тель му­суль­ман. Его при­ем­ник Тар­ма­ша­рин (1326-1334 гг.) стал му­суль­ма­ни­ном и, го­во­ря сло­ва­ми В.В. Бар­толь­да, «окон­ча­тель­но ус­та­но­вил гос­под­ст­во ис­ла­ма в мон­голь­ском сред­не­ази­ат­ском го­су­дар­ст­ве».

В 1340-е го­ды ча­га­тай­ская дер­жа­ва рас­па­лась на два са­мос­то­я­тель­ных го­су­дар­ст­ва. Западное, сохра­нив­шее за со­бой на­зва­ние Ча­га­тай, вклю­ча­ло в се­бе как ос­нов­ную часть Маверанна­хр с древ­ни­ми цент­ра­ми осед­лой куль­ту­ры; вос­точ­ное, на­зы­вав­ше­е­ся Мо­го­лис­та­ном, во­шли Восточный Тур­кес­тан и сте­пи к вос­то­ку от озе­ра Бал­хаш. В Сред­не­ази­ат­ском Меж­ду­речье по­зи­ции ис­ла­ма ста­но­ви­лись все бо­лее проч­ны­ми. Не­за­дол­го до воз­вы­ше­ния Ти­му­ра Хо­резм обрел полити­чес­кую са­мос­то­я­тель­ность; его пра­ви­те­ли опи­ра­лись на ис­лам; мо­не­ты че­ка­ни­лись с надписью «власть при­над­ле­жит Бо­гу». Прав­ле­ние Ти­му­ра озна­ме­но­ва­ло окон­ча­тель­но избранную ори­ен­та­цию ко­че­вой зна­ти Ма­ве­ран­нах­ра на цент­ры осед­лой жиз­ни; Ти­мур, сделавший сво­ей столи­цей Са­мар­канд, по­сле­до­ва­тель­но под­дер­жи­вал осед­лую куль­ту­ру мусульман­ско­го ми­ра и ис­лам. Ин­те­рес­но, что Хо­резм не при­зна­вал ча­га­та­ев на­сто­я­щи­ми мусульма­на­ми и этим обосновы­вал свой от­каз под­чи­нить­ся влас­ти Ти­му­ра.

Ко­чев­ни­ки от­де­лив­ше­го­ся Мо­го­лис­та­на, на­зы­вав­ши­е­ся мо­го­ла­ми, счи­та­ли се­бя вер­ны­ми хранителя­ми мон­голь­ских ко­че­вых тра­ди­ций. Не­смот­ря на то, что пра­ви­тель стра­ны Тук­лук-Ти­мур (1348-1362 гг.) при­нял ис­лам, его по­дан­ные боль­шей частью ос­та­ва­лись не­вер­ны­ми. Но в на­ча­ле ХV в. ис­лам по­бе­дил и в Мо­го­лис­та­не. Став­ший в 1408 г. пра­ви­те­лем Му­хам­мед-хан про­явил се­бя как рев­ност­ный рас­прост­ра­ни­тель ис­ла­ма в сво­их вла­де­ни­ях: « все мон­го­лы долж­ны бы­ли но­сить чал­му; не­по­слуш­ным вби­ва­ли в го­ло­ву гвоз­ди». Во вто­рой по­ло­ви­не ХV в. за­пад­ные со­се­ди на­шли воз­мож­ным при­знать оби­та­те­лей Мо­го­лис­та­на му­суль­ма­на­ми.

В те­че­ние сред­не­ве­ковья ис­лам не­ук­лон­но про­дви­гал­ся в ко­че­вую степь, за­хва­ты­вая но­вые и новые груп­пы на­се­ле­ния. Укреп­ле­ние по­зи­ций ис­ла­ма сре­ди ко­чев­ни­ков, объ­яс­ня­ет­ся, преж­де все­го, вли­я­ни­ем сред­не­ази­ат­ских го­су­дарств. Сред­няя Азия и Ка­зах­стан име­ли дав­ние тес­ные поли­ти­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и куль­тур­ные свя­зи с Пе­ред­ним Вос­то­ком. Ког­да, на­чи­ная с VII-VIII вв. Пе­ред­ний Вос­ток стал цент­ром му­суль­ман­ско­го ми­ра, у сред­не­ази­ат­ских го­су­дарств фактически не ос­та­ва­лось вы­бо­ра: не при­нять ис­лам зна­чи­ло про­ти­во­пос­та­вить се­бя во­ен­ной мощи му­суль­ман­ских стран, под­верг­нуть рис­ку сло­жив­шу­ю­ся тор­гов­лю с ни­ми, ока­зать­ся в от­ры­ве от блес­тя­щей ци­ви­ли­за­ции то­го вре­ме­ни. Ко­че­вая степь в зна­чи­тель­ной ме­ре жи­ла сво­ей жизнью, но и у нее бы­ли с оа­зи­са­ми Сред­ней Азии и Юж­но­го Ка­зах­ста­на раз­но­об­раз­ные свя­зи, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли про­ник­но­ве­нию ис­ла­ма.

Дру­гим ис­точ­ни­ком воз­дей­ст­вия ис­ла­ма на оби­та­те­лей сте­пей бы­ли му­суль­ман­ские государ­ст­ва По­волжья. Це­ле­на­прав­лен­ная про­па­ган­да ис­ла­ма сре­ди ко­чев­ни­ков Дешт-и Кып­ча­ка на­ча­лась при зо­ло­то­ор­дын­ском ха­не Бер­ке (1255-1266) и уси­ли­лась при ха­не Уз­бе­ке (1312-1340). Проповедни­ки ис­ла­ма шли в сте­пи не толь­ко из По­волжья и Сред­ней Азии, но и из стран Передней Азии – преж­де все­го, из Ира­на. Сре­ди мис­сио­не­ров бы­ло не­ма­ло пред­ста­ви­те­лей суфий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва.

Боль­шой вклад в рас­прост­ра­не­ние ис­ла­ма сре­ди ко­че­во­го тюрк­ско­го на­се­ле­ния Юж­но­го Казахстана внес ос­но­ва­тель су­фий­ско­го ор­де­на Яса­вия уро­же­нец г. Сай­ра­ма (Ис­фид­жа­ба) Ход­жа Ах­мед Яса­ви (умер в 1166-67 гг. в г. Тур­кес­тан). Он был та­лант­ли­вым по­этом, и его сти­хи, проповедо­вав­шие ве­ли­чие Бог и не­об­хо­ди­мость сми­ре­ния, сыг­ра­ли не­ма­лую роль в про­па­ган­де му­суль­ман­ско­го ми­ро­воз­зре­ния. В XIV в. в ка­зах­ские сте­пи ста­ло про­ни­кать уче­ние, воз­ник­ше­го в г. Бу­ха­ре су­фий­ско­го ор­де­на Нак­ш­бан­дия, про­по­ве­до­вав­ше­го ас­ке­тизм, от­каз от рос­ко­ши и богатст­ва. В Се­ми­речье в пер­вой по­ло­ви­не XIV ис­лам на­нес жес­то­кий удар хрис­ти­ан­ст­ву: при цареви­че Али-сул­та­не, му­суль­ма­ни­не, в 1339 го­ду про­изо­шло кро­ва­вое го­не­ние хрис­ти­ан. Мно­гие хрис­ти­ан­ские мис­сио­не­ры бы­ли уби­ты. Та­ким об­ра­зом, хрис­ти­ан­ст­во бы­ло вы­тес­не­но из казахских сте­пей. В XIX в. един­ст­вен­ным вос­по­ми­на­ни­ем о хрис­ти­ан­ст­ве бы­ла, ве­ро­ят­но, там­га в ви­де кре­с­та у ка­зах­ско­го пле­ме­ни Ке­рей.

1 комментарий
  • Антириба
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредитов.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    вторая часть
    Как нищий может править олигархами
    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.


    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    Примечание:
    Тут я еще хотел отметить. Иджара т.е аренда является дозволенном видом дохода. Но от этого не будет толка если за просрочку аренды будет набегать пеня. В таком случае аренда уже ничем не будет отличатся от ростовщической сделки. Вообще я так думаю в будущем если эта практика станет повсеместной, я рекомендую производителям электромясорубок, столярных станков, соковыжималок и любой другой техники устанавливать счетчики на них. Причем открывать и закрывать счетчики могут только хозяева т.е арендодатели своим ключом. Думаю это будет справедливей. Ведь если человек взял у вас в аренду электромясорубку для пельменного цеха, а бизнес у него не пошел или пошел слабо, то вы можете посмотреть на счетчик и узнать какую сумму должен оплатить вам арендовзятель согласно договору. А вот если арендовзятель должен вам заплатить определенную сумму за аренду электромясорубки и не важно пошел у него бизнес или не пошел да еще и за просрочку начисляется пеня, то чем это будет тогда лучше ростовщичества? Да наверное ничем.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru
    8 лет назад