Зрелость души в понимании ислама
Зрелость души в понимании ислама
9 лет назад 3890 shurarb.ru
Азалия Максютова

«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки)» (Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха))

В книге «Жизнеописание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» написано:  «Выбор Аллаха – наилучший для Его раба. (…) Сердце верующего должно принимать предопределение Аллаха со спокойствием и довольством и не жалеть о том, что не произошло, о том, чему Всевышний не предопределил случиться».

 

Как научиться «принимать со спокойствием и довольством»?

Зрелость души проявляется в отношении человека к тому, что происходит в его жизни. Многих из нас научились излишне эмоционировать по не столь важным поводам (с точки зрения ислама), что мешает принимать трезвые решения и затрудняет жизнь. От этого и появляется у людей слабость тела, слабость духа и слабость веры: «То, что миновало от прожитой жизни,- это мир несбывшихся грёз, то, что осталось от этого мира,- это мир надежд и мечтаний. Между ними же и теряется время» (Ибн Кайим аль-Джаузия , «Надрату ан-наим», 10/486).

Большие надежды на этот мир заключаются не только в том, что человек ожидает достичь материального благополучия, но и внутреннего благополучия и спокойствия души. Когда представления человека о том «как должно быть» и «как есть» не совпадают — появляется грусть, депрессия, жалобы и упадок сил. Здравый смысл подсказывает, что человек стал рабом того «как должно быть» и достаточно ему отбросить эти представления и жить станет легче. Однако, перестроить себя нелегко, намного проще жалеть себя.

Ислам же, предоставляет нам возможность мыслить шире и быть независимыми от обстоятельств, меряя свою жизнь тем, что «человек рождается один, умрет один и отвечать будет один».

Время от времени я читаю «КМП» — это анонимный ресурс, где люди откровенно рассказывают о том, что их глубоко травмировало. Большая часть душевных травм происходит из-за ожиданий определенного поведения от родителей и супругов, того как будет на учебе или работе. Ислам же учит нас, что в Судный день будут оцениваться деяния самого раба. То есть, не ведет себя родитель так, как бы ты этого хотел, это его проблемы, важно чтобы ты, по мере возможности, соблюдал его права как родителя. Получилось так, что брак неудачный и ты несчастлив в нем, зачем тратить силы на то, где нет перспективы? В бизнес–среде часто используют поговорку «Лошадь сдохла – слезь». Многие же любят уговаривать, понукать и толкать «дохлую лошадь». Не получается с работой, приобрети новые знания и уйди в другую сферу или смени компанию. Сейчас можно переучиваться в любом возрасте, главное не бояться.

Единственное, принимать такие решения требует не только силы духа, но и готовности нести ответственность за них. Поэтому многие и не принимают, потому что нести ответственность тяжело и не хочется и непривычно. А в этом как раз и кроется зрелость души.

 

 

«Добро, которое постигает тебя – от Аллаха, зло, которое постигает тебя – от тебя самого» (4:79). Если вдуматься, то проблемы, неудачи, горести и испытания от нас самих. То есть, если нас что-то не устраивает, значит надо или изменить отношение к ситуации или предпринять какие-то действия. Шайтан подходит к нам с той стороны, с которой видит наши слабости, с той, которая имеет ценность для нас. И не только обольщает, например, предлагая возможность харамного обогащения, а, к примеру, мешает халяльному заработку. Или старается лишить душевного равновесия через болезни тебя самого или болезни близких. Может создавать проблемы на работе или в семейных отношениях. Естественно, что все, что постигает человека, происходит с позволения Аллаха, но ведь чтобы получить защиту Аллаха, надо чтобы Аллах хотел тебя защитить.

Для того чтобы облегчить себе жизнь необходимо развивать внутренние референции – ориентирование на собственное мнение, видение и позицию, а не внешние – то как это выглядит со стороны и что подумают люди.

К примеру, общепризнано, что высокооплачиваемая работа и хорошая должность – это достойная цель в этой жизни, но за этим стоят переработки, давление, стресс. Как ты переносишь это? Не становишься ли агрессивным, грубым и высокомерным? Как это отражается на твоем исламе?

Или семейные отношения. Брак – это милость Всевышнего, раз это милость, значит, брак должен помогать укреплению твоей веры, дом стать местом спокойствия и поддержки, муж/жена – лучшим другом.  Если же ты несчастлив в браке, твой ислам слабеет, а дурные проявления души усугубляются – стоит ли держаться за такой брак?

Дети, дети – подарок Аллаха, который может стать и наказанием. Сколько людей мучаются от своих детей? Много. Недавно шла по улице и видела, как шла семейная пара с дочкой. Муж что-то выговаривал жене во всеуслышанье, а девочка, лет 6-8, с размаху ударила мать по спине. И ни мать, ни отец никак не среагировали на это проявление насилия. Почему? Скорее всего, потому что женщине внушили, что она должна терпеть и «не дай Бог, что подумают люди, если ты начнешь отстаивать себя». И это терпение приняло гипертрофированную форму, человек допускает, что можно нарушать его личные границы. Я не думаю, что за это терпение ей воздадут должное муж и дочь. Раз Аллах дает тебе ребенка, значит нужно дать ему хорошее воспитание и обучить исламу иначе ты сам будешь мучиться от этого ребенка или страдать от того, что он мучается. А чтобы дать хорошее воспитание, надо сначала воспитать себя, свою душу. То есть тут как раз и работает принцип «зло, которое постигает тебя от тебя самого».

 

Аллах укрепил тебя исламом

Аллах помогает своему рабу, пока он помогает своему брату — если тебе нужна помощь, надо не только просить, но и самому давать. Если не получается материально, надо подумать, что ты можешь сделать полезного и делать по мере сил.

Очень важно не отдаляться от Уммы, потому что это один из способов помощи Аллаха своим рабам. К примеру, мы давно строим дом и это очень непростое дело, но то, что я в исламе – сильно облегчает это. За проектом мы обратились к архитектору – мусульманину, он не только сделал его по невысокой цене, но и приехал проконтролировал правильно ли прорыли фундамент. Строительством стен тоже занимались мусульмане, и я не боялась, что пропадут стройматериалы или мне неправильно посчитают кубы кладки. Если у меня есть технический вопрос по стройке, я обращаюсь к знакомому строителю-мусульманину и он бесплатно консультирует меня. Я хочу сказать, что Аллах поддерживает своих рабов через своих рабов. И в этом сила мусульманского сообщества – джамаата.

Или взять ремонт в квартире, который нам сделал мусульманин быстро, профессионально и в рассрочку. Причем в рассрочку без расписок — под мое слово. Аллах помог досрочно расплатиться. Разве неверующие имеют такую возможность? Им приходиться брать кредит.

Даже то, что мы имеем возможность обратиться к Аллаху, когда нам что-то нужно не делает нас сильнее? Некоторое время назад один мусульманин в ответ на мой комментарий к какой-то статье предложил мне «сменить религию на любую другую». И я подумала: не он меня привел в ислам и не ему мне предлагать уйти из него. И возвращаясь к тому, что выше я писала о внутренних и внешних референциях, не стоит обращать внимания на тех, кто обольстился своим поклонением, приняв Милость Аллаха за собственную заслугу и, видя упущения в этом других, считает себя лучше. Важно самому заботиться о своем исламе, потому что только Аллах, и ты знаешь происходит ли духовный рост, улучшается или ухудшается твой ислам и надо беречь это, принимать жизненные решения исходя из того как то или иное обстоятельство влияет на твой ислам. На самом деле, люди очень слабы и жить в угоду людям и их представлениям значит обесценивать собственную жизнь.

0 комментариев