Зависть черная, белая и… Какие виды зависти существуют
Зависть черная, белая и… Какие виды зависти существуют
8 лет назад 6339 podrujka.com/

Зависть – разрушительное чувство, разъедающее душу человека, как ржа железо. Эта черта связана с недоброжелательностью или эгоистичностью, завистник бывает несчастлив и неспокоен, он завидует буквально всему – и все потому, что постоянно сравнивает себя с другими и тем, что они имеют.

Завистью можно назвать ослушание Иблисом Аллаха, когда он не преклонился перед Адамом: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76).

Также пример зависти присутствует в истории пророка Юсуфа: из черной зависти братья задумывают убийство брата.

Различают следующие виды зависти:

1. Хасад: у меня этого нет, пусть и у него не будет. Этот вид зависти не позволяет радоваться достижению другого человека или наличию чего-нибудь (кого-нибудь), чего нет у завидующего, и он хотел бы, чтобы у него этого не было. Пример: разговаривают две женщины – одна работает, а другая – домохозяйка. Беседуя о других позициях в компании, домохозяйка вдруг интересуется: а почему ее собеседница не выбрала себе другую должность в той же фирме, на самом деле намекая на то, что ее должность хуже, этим самым уколов собеседницу и утешив самолюбие. Это – скрытая зависть хасад, маскирующаяся под невинным интересом.

2. Другой вид зависти – бухль – у меня это есть, но у него пусть не будет. Этот вид зависти подразумевает эгоистичность, когда человек что-то имеет и не хочет, чтобы это было и у другого. Зачастую этот вид зависти, присущий детям, не исчезает и во взрослой жизни. Например, мужчина, имеющий иномарку, может позавидовать соседу, недавно купившему такую же машину.

3. Зависть под названием шухх: пусть его собственность будет моей. Здесь можно привести примеры, когда соперница, злорадствуя, отбивает парня-мужа у подруги, тем самым удовлетворив свое самолюбие, ведь одинокий парень не так интересен, как «занятый» или женатый. По этой же причине, разведенные жены, узнав о женитьбе бывшего мужа, начинают резко проявлять интерес к нему (такой «интерес» выражается по-разному: скандалом, старанием очернить экс-мужа в глазах новой жены, т.н. ревностью, но это, помимо всего, есть «шухх») и по этой причине пытаются вернуть мужа, то есть он вновь возвышается в ее глазах за счет интереса другой женщины.

4. Гибта – в спектре обозначения зависти этот ее вид имеет более светлый оттенок, так как не так опасен, как предыдущие, и его формула такова: у него есть, пусть и у меня будет. Часто гибта служит толчком, стимулом для достижения чего-то хорошего. Известны примеры, когда гибта стимулировала человека научиться читать Коран, так как подсказывала ему: чем ты хуже?

Далее следуют положительные виды доброжелательности, противоположные зависти:

5. Саха – у меня есть, пусть и у него будет. Открытые, бескорыстные люди стараются делиться своим добром.

6. Джуд – у меня нет, но пусть будет у него. Это – черта многих родителей, которые были чем-либо обделены в свое время, и хотят дать это своим детям: пример одного актера, который не знал престижного для своего времени и окружения иностранного языка, но принципиально обучил своих сыновей этому языку, один из которых стал успешным предпринимателем. 

7. Факр - у него нет, пусть не будет и у меня.
Как же излечиться от этого душевного недуга? Если человека гложет зависть, пусть он подумает о своих достоинствах, умениях, способностях – ведь и его плюсы могут вызвать чью-то зависть. Если он испытывает к кому-то неприязнь из-за благ, которых нет у него самого, пусть он вспомнит положительные черты этого человека и постарается полюбить его за эти черты – тогда и зависть пройдет. У человека верующего вера и зависть в сердце не уживаются – одно из них вытесняет другое, так что, вера помогает избавиться от этого негативного чувства.

Пророк Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность без остатка потратить его на должное; и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит сообразно ей и передаёт её (другим)».

0 комментариев