В феврале 2015 года археологи сообщили о находке, взорвавшей все ведущие СМИ: в древнем захоронении женщины из племени викингов был обнаружен перстень с надписью на арабском языке «Аллаху/для Аллаха».
«Загадочный перстень» вызвал оживленные толки и споры среди ученых, возникли различные гипотезы насчет его появления в Швеции. Однако стоит отметить, что находка не была первым свидетельством контактов между викингами и мусульманской цивилизацией.
Эта статья – краткое изложение исследования «Сказание о двух цивилизациях: Викинги и мусульманский мир» (A Tale of Two Civilisations: The Vikings and the Muslim World) Джема Низамоглу (Cem Nizamoglu) и Сайры Яссир (Sairah Yassir) с выдержками из него.
1. Письменные свидетельства
Страницы рукописей Ибн Фадлана и аль-Идриси, содержащие упоминания о русах/викингах, с рисунком В.Васнецова, изображающим Олега Новгородского
Среди различных письменных источников, несомненно, следует отметить хронику мусульманского путешественника X века Ахмада ибн Фадлана как самую известную и наиболее содержательную. Впрочем, зарисовки о быте и нравах сакалиба – термин, впервые употребленный в X веке в значении «светловолосое, краснолицее население Центральной, Восточной и Северо-восточной Европы» – оставили многие историки и ученые. Вих числе Мухаммад аль-Идриси (1100-1165), Ибн Хуррадазбих / Ибн Хордадбех (820-910), аль-Тартуши (1059-1127), аль-Масуди (896-956), аль-Мукаддаси (940-991), Ибн Русте (в старых русскоязычных источниках Ибн Даста) (X в.), Мискавайх (932-1030), Ибн Хаукаль (X в.), Ахмад аль-Якуби (897-898), Ибн Кутия (X в.), Йакут аль-Руми (1179-1229), Яхья ибн Хакам аль-Бакри (772 - 866), аль-Маккари (1578-1632), Ибн аль-Асир (1160-1233).
Например, исследователь и географ Ибн Русте, живший в X веке, называет их «красивыми, чистыми и хорошо одетыми» и хвалит другие их качества:
«Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты… Русы оказывают почет гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их… когда русы начинают войну, то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врага» (цитата приводится по Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе – прим. пер.)
Даже ибн Фадлан (877-?), бывший невысокого мнения о привычках этого народа в том, что касается личной гигиены, отдавал должное их физическому совершенству:
«Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам»
— на то время весьма лестное сравнение из уст араба.
2. Викинги-воины
Вторжения сарацин (арабов), мадьяр и викингов в Европу в X в.
В VIII-XI веках викинги были признанными мореходами. На своих кораблях они проплывали большие расстояния и, по мнению некоторых историков, были первооткрывателями многих земель.
Предположительно во время своих походов викинги доплывали до Западной Европы и Центральной Азии – отсюда выводы об обширных связях викингов с мусульманской цивилизацией в древние времена. Викинги совершали набеги на многие города Западной и Восточной Европы, но историки подчеркивают, что именно на территориях, управляемых мусульманами, например, во времена Аббасидов, викинги находили торговые поселения, своим богатством «превосходившие их самые смелые мечты».
Возможно, они не пользовались большим уважением среди жителей аль-Андалуса, тем не менее, во время своих набегов они демонстрировали и военную силу, и стратегическое искусство. Археолог Бьорн Мире (Bjørn Myhre) утверждает, что «они [викинги] не были невежественными варварами. Они точно знали, с каким военным и идеологическим давлением им придется столкнуться».
«Флот викингов совершал набеги на Лиссабон, Севилью, Кадис и Альхесирас в Кордовском эмирате и на Асилу в Марокко. В отместку войска эмира захватили флот викингов на реке Гвадалквивир, уничтожили 30 кораблей и убили 1000 викингов…», – пишет современный исследователь Умар Мубайдин (Omar Mubaidin).
3. Викинги-торговцы
Национальный музей Финляндии: исламские, английские и германские монеты, 1006-1029 гг.
Викинги и народы мусульманской цивилизации торговали между собой в таких городах, как Киев и Новгород, что на волжском торговом пути. Считается, что именно в этот период путешественники и ученые из мусульманских земель начали записывать свои наблюдения за викингами, или русами, как называли этот народ арабы.
Исследователи считают, что расцвету эпохи викингов способствовало хождение арабских дирхемов, которые были настолько «твердой валютой», что служили единой денежной единицей в Йорке и Дублине после захвата викингами.
В погоне за этими серебряными дирхемами скандинавы отправлялись в рискованные походы, в первую очередь, на Восток.
Кроме того, викинги сталкивались с тюркскими племенами, преимущественно с хазарами и булгарами, которые преобладали в регионах, куда приходили русы. При этом, согласно летописям, это были очень сильные племена, так что «русы не могли просто прийти, размахивая мечом и захватить территории». Как пишет современный исследователь Джонатан Клементс (Jonathan Clements):
«Викинги оставили мусульманский мир в покое, они предпочитали служить в их армиях наемниками или торговать своими ценными товарами… викинги продолжали грабить города, находившиеся на европейском участке торгового пути, но в ближневосточном они были торговцами…»
«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль [Итиль]...» (ибн Фадлан), «с рабами обращаются хорошо, об одежде своей заботятся, потому что занимаются торговлею» (Ибн Русте)
4. Викинги-мусульмане
Кадр из фильма «Тринадцатый воин» (1999) об арабском путешественнике Ахмаде ибн Фадлане (Антонио Бандерас, справа). Слева – Мельхиседек в исполнении Омара Шарифа
К свидетельствам, позволяющим говорить о том, что викинги принимали ислам, относится высказывание географа XVI века Амина Рази:
«…Они [викинги] высоко ценят свинину. Ее очень любят и мечтают о ней даже те, кто обратились в ислам».
«Викинги совершали набеги и на мусульманские, и на христианские государства Пиренейского полуострова. Со временем появились оседлые викинги, принявшие ислам и поселившиеся на юго-востоке Севильи, они прославились своим сыром, который поставляли в Кордову и Севилью», – пишет Умар Мубайдин.
5. Открытия
23 февраля 2015 года вышла научная статья, в которой сообщалось, что во время раскопок захоронения женщины, относящегося, по-видимому, к IX веку, был найден серебряный перстень с фиолетовым камнем. Следует отметить, что, собственно, находка была сделана еще в XIX веке, но только теперь удалось прочесть арабскую надпись на камне, сделанную куфическим шрифтом: «илля-Ллах», что значит «Аллаху» или «для Аллаха». Одежда умершей женщины традиционная скандинавская, по останкам сложно установить религиозную или этническую принадлежность.
Отсюда вопросы: был ли перстень военной добычей? Подарком? Или частью ее традиционного костюма? Не исключено, что женщина была обращенной мусульманкой. Пока все эти вопросы остаются без ответа.
В настоящее время перстень хранится в Шведском историческом музее в Стокгольме.
По свидетельству Ибн Фадлана, женщины викингов носили многочисленные ювелирные украшения, например золотые и серебряные кольца на шее:
«На шеях у них мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд] мониста, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста... Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях. Они делают [для приобретения их] исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен».
Кольцо в сочетании с кладом дирхемов и записями мусульманских астрономических вычислений, обнаруженных на астрономических часах в Лундском соборе – все это дает надежду на обнаружение новых доказательств прочных взаимосвязей, веками существовавших между европейской и мусульманской цивилизациями.
Пока же имеющиеся в нашем распоряжении артефакты демонстрируют взаимовыгодные отношениями между мусульманским и немусульманским миром и большой потенциал исследований обширного поликультурного наследия, относящегося к народам и языкам, недостаточно изученным с этой точки зрения.
Хочется надеяться, что нам предстоят новые открытия, касающиеся цивилизаций прошлого, главное, чтобы мы сбросили шоры стереотипов и заблуждений, которые не дают нам извлечь на свет потрясающие находки, порой лежащие у всех на виду.
Погребальный ритуал викингов (на территории нынешней России). Картина польского художника Генрика Семирадского, по описаниям Ибн Фадлана
Такие факторы отношений между викингами и мусульманской цивилизацией, как торговля, политика, война и иммиграция, уже достаточно изучены, но находки, вроде перстня с арабской надписью в могиле женщины из викингов, показывают их в новом свете. Та легкость, с которой СМИ удалось окружить находку сенсационно-загадочным духом, на самом деле говорит о недостаточном освещении исследовательской работы или недосказанности по данному предмету.
В заключение хотелось бы привести слова доктора Анны-Марии Бреннан (Anne-Maria Brennan) из просветительской организации Curriculum Enrishment for the Future (CE4tF):
«Перстень нашли в XIX веке, но арабскую надпись заметили только недавно. Хочется спросить: сколько еще артефактов остаются неоткрытыми? Тысячи, если не миллионы, рукописей ждут своего перевода и изучения – какие жемчужины, какая бесценная информация, какие исторические факты в них скрываются? Европа наводнена свидетельствами о связях с исламской культурой, но многие до сих пор видят в них два отдельных мира. Стоит присмотреться, и мы увидим замки, фонтаны, книги, керамику, ремесленные изделия, инструменты и много других вещей по всей Европе, которые являются прекрасным напоминанием о золотом веке ислама. Этот перстень доказывает, какой плодовитой была исламская культура: люди путешествовали по странам исламской цивилизации ради торговли и ради образования. Дирхем был самой твердой валютой. Этот перстень – удивительное напоминание о времени, когда люди всех происхождений и вероисповеданий жили и работали в гармонии между собой».