Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.
Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).
Сатана навязывает человеку сомнение (васвас), чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху ﷻ. Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных сомнений (васависов).
1. Васависы, касающиеся Имана.
Иногда сатана досаждает человеку различными сомнениями в вере (имане). Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе ﷻ и Его Пророке ﷺ, или у него появляются негативные мысли об Исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об Исламе?» И так далее...
Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).
Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.
Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).
– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.
2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Произнесите: «Ля иляhа илляллаh». Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иляhа илляллаh», ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).
– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.
3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
Иногда человеку досаждают сомнения в том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех пор пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нём, ему следует игнорировать такие сомнения (васвас), и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только сильнее – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он всё время нечист, что в итоге приведёт к тому, что он перестанет совершать намаз и другие богослужения (ибадат), считая себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает всё, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха ﷻ.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.
Несколько сподвижников сказали Пророку ﷺ, что они не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.
– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.
– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.
– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность — из-за чистой воды, а не из-за мочи.
Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»
Я извиняюсь за откровенные высказывания, но подскажите мне пожалуйста как мне быть в таких ситуациях.