عن عائشة رضي الله عنها أنها أوصت عبد الله بن الزبير رضي الله عنهما لا تدفني معهم وادفني مع صواحبي بالبقيع لا أزكى به أبدا
От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что она завещала Абдуллаху ибн аз-Зубейру, да будет Аллах доволен ими обоими: «Не хорони меня рядом с ними, а похорони рядом с моими сподвижницами (имеются в виду остальные жены Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует) в аль-Бакы` (кладбище в Медине). Я не хочу, чтобы кто-то хвалил меня из-за этого» (аль-Бухари).
Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» разъясняет последние слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, так:
ي لا يثنى علي بسببه ، ويجعل لي بذلك مزية وفضل وأنا في نفس الأمر . يحتمل أن لا أكون كذلك
««…чтобы меня не хвалили из-за этого [из-за того, что она похоронена рядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует]» – из-за этого мне будут придавать дополнительное достоинство и станут считать, что я превосхожу других, хотя я могу не заслуживать этого».
Но, чтобы понять контекст этих слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, надо обратиться к другому хадису в «Сахих аль-Бухари», следующему прямо за этим.
عن عمرو بن ميمون الأودي قال رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه قال يا عبد الله بن عمر اذهب إلى أم المؤمنين عائشة رضي الله عنها فقل يقرأ عمر بن الخطاب عليك السلام ثم سلها أن أدفن مع صاحبي قالت كنت أريده لنفسي فلأوثرنه اليوم على نفسي فلما أقبل قال له ما لديك قال أذنت لك يا أمير المؤمنين قال ما كان شيء أهم إلي من ذلك المضجع فإذا قبضت فاحملوني ثم سلموا ثم قل يستأذن عمر بن الخطاب فإن أذنت لي فادفنوني وإلا فردوني إلى مقابر المسلمين إني لا أعلم أحدا أحق بهذا الأمر من هؤلاء النفر الذين توفي رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو عنهم راض فمن استخلفوا بعدي فهو الخليفة فاسمعوا له وأطيعوا فسمى عثمان وعليا وطلحة والزبير وعبد الرحمن بن عوف وسعد بن أبي وقاص وولج عليه شاب من الأنصار فقال أبشر يا أمير المؤمنين ببشرى الله كان لك من القدم في الإسلام ما قد علمت ثم استخلفت فعدلت ثم الشهادة بعد هذا كله فقال ليتني يا ابن أخي وذلك كفافا لا علي ولا لي أوصي الخليفة من بعدي بالمهاجرين الأولين خيرا أن يعرف لهم حقهم وأن يحفظ لهم حرمتهم وأوصيه بالأنصار خيرا الذين تبوءوا الدار والإيمان أن يقبل من محسنهم ويعفى عن مسيئهم وأوصيه بذمة الله وذمة رسوله صلى الله عليه وسلم أن يوفى لهم بعهدهم وأن يقاتل من ورائهم وأن لا يكلفوا فوق طاقتهم
«От Амра ибн Маймуна аль-Авди передается, что он сказал: «Я видел, как Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Абдуллах ибн Умар, иди к матери правоверных Аише, да будет доволен ею Аллах, передай ей приветствие от Умара ибн аль-Хаттаба, а затем попроси, чтобы меня похоронили вместе с двумя моими друзьями». Она сказала: «Я желаю сама быть там, но предпочитаю, чтобы он был там вместо меня». И когда он вернулся, то [Умар спросил]: «Что у тебя?» И он сказал: «Она разрешила тебе, о повелитель правоверных». И он сказал: «Не было для меня вещи важнее, чем это место. Когда я упокоюсь, то отнесите меня туда, поприветствуйте ее, а затем скажите, что Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения [похоронить его здесь]. И если она разрешит мне, то похороните, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман, ибо я не вижу никого, кто более заслуживает этого, чем те, кем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был доволен, когда умер. И кого вы выберете после меня, тот будет халифой – и подчиняйтесь ему». Затем он назвал Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Абдуррахмана ибн Ауфа и Саада ибн Аби Ваккаса. И один из молодых ансаров обратился к нему: «Возрадуйся, о повелитель правоверных, благой вестью от Аллаха, ведь ты один из первых принял Ислам и совершил много дел, затем был выбран халифом и был справедлив, а теперь смерть шахида после всего этого!» Умар сказал ему: «О сын моего брата, как я надеюсь, что смогу просто искупить все плохое и чтобы ничего не было мне и ничего против меня. И я завещаю халифу после меня соблюдать уважение к первым мухаджирам, блюсти их честь и отдавать им должное, а также воздать благом ансарам, «тем, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них» (Коран, 59:9), чтобы принимались их хорошие деяния, а прегрешения были прощены. Завещаю вам [исполнять] обязанности перед Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы их завет был исполнен, сражаться позади них и не возлагать на них больше того, что они могут»».
Хотя нашей темы касается только первая часть хадиса, его духовная сила так велика, что мы посчитали нужным привести его полностью, чтобы нравственность лучшего поколения человечества тронула наши сердца.
Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» пишет:
. قال ابن بطال : إنما استأذنها عمر لأن الموضع كان بيتها ، وكان لها فيه حق ، وكان لها أن تؤثر به على نفسها ، فآثرت عمر . وفيه الحرص على مجاورة الصالحين في القبور طمعا في إصابة الرحمة إذا نزلت عليهم ، وفي دعاء من يزورهم من أهل الخير
«Ибн Баттал сказал: «Умар спросил у нее разрешения, потому что это место было ее домом, и она обладала правом на это место, и она могла выбрать его для себя, но уступила его Умару. Также в этом хадисе указано, что [хорошо] стремиться находиться рядом на кладбище с праведниками, желая получить милость, ниспосылаемую им, и надеясь на дуа хороших людей, посещающих их»».
Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, преподнесла удивительный урок всей умме – аль-исар, то есть способность уступить благо другому с убеждением, что он больше этого достоин. И таковы все наши праведные предшественники: если кто-то другой мог дать фетву и отвечать на вопросы, то они уступали это право ему, надеясь, что он выполнит эту обязанность.
Муфтий Ибрахим Десаи, даммат баракатух, указал, что когда расширяли Мечеть Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и была разрушена стена дома Аиши, то одна из могил случайно была вскрыта и показалась человеческая стопа. Все испугались, что это стопа Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но один из сподвижников узнал в ней стопу Умара, да будет доволен им Аллах. И это было то самое место, где должна была быть захоронена Аиша, но она уступила его Умару.
И затем муфтий добавил: «В этом природа женщины – быть скрытой от всех глаз, даже в своих объективных достоинствах и заслугах, и тогда она заслужит довольство Аллаха и Его помощь».