Швейцарский исламовед, профессор Оксфордского университета, специализирующийся на исследованиях в области ислама в контексте современности, Тарик Рамадан (Tariq Ramadan) отвечает на вопросы телеканала RT France об исламе, социальном многообразии и на другие вопросы, касающиеся современного общества.
Что объединяет всех джихадистов: слабое знание ислама
Как бороться с радикализацией и выявлять потенциальных джихадистов, если каждый месяц в ИГИЛ вступают все новые люди? В рядах ИГИЛ воюют, в том числе, 1700 французов, в общей сложности, более 30 тысяч боевиков ИГИЛ – иностранцы.
По мнению Тарика Рамадана, определиться со средствами борьбы с экстремизмом позволяет понимание причин радикализации. Разумеется, в джихадисты идут разные люди, но, несомненно, у них всех есть нечто общее:
«Это не столько глубоко догматичные и крайние толкования религии, сколько эмоциональная вовлеченность, связанная с промывкой мозгов».
Промывкой мозгов, которая, в сочетании с чувством разочарования и изоляцией, а часто и разрывом с семьей, способствует вербовке.
Ссылаясь на результаты исследования, проводившегося в Англии, мыслитель утверждает, что 92% джихадистов, прежде чем перейти к действиям, изучали и практиковали ислам менее двух месяцев, при этом вербовка через мечети является крайне редким явлением.
Социальное происхождение – не единственная причина радикализации
Приводя в пример теракты в Лондоне, осуществленные образованными выходцами из зажиточных сословий, в нарушение бытующих клише о бедных, безграмотных и маргинализованных новобранцах, Тарик Рамадан отказывается примириться с упрощенческим подходом, объясняющим радикализацию одними только социальными факторами.
«Недостаточно объяснить переход молодежи под знамена терроризма одними только социальными условиями», — говорит он.
Учитывая это, ученый предлагает различные решения: воспитание молодежи в религиозном плане путем привлечения знающих и авторитетных посредников на местах, серьезное отношение к социальным реалиям во избежание маргинализации потенциальных жертв идеологической обработки экстремистов.
Ислам – религия мира?
Отвечая на этот вопрос, вызывающий столь разноречивые ответы, Тарик Рамадан привел слова Джорджа Буша, которые тот произнес после событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, желая показать, что не следует ставить знак равенства между террористами и мусульманами: «Ислам — это религия мира».
«Утверждать, что ислам – религия мира, это мало что значит. Ислам призывает к миру, в той же степени, что и иудаизм, христианство или буддизм. Но все эти духовные учения должны обуздывать насилие между людьми».
«Говоря об ИГИЛ, нельзя сказать, что у него нет ничего общего с исламом, и что это не мусульмане: с того момента, как человек назвал себя мусульманином, он мусульманин».
Таким образом, ислам, в той же степени, что и другие духовные учения, следует интерпретировать с учетом контекста, в котором были сформулированы его тексты. И снова возвращаемся к сказанному выше: чтобы не привязываться к букве и уметь толковать определенные фрагменты, связанные с насилием, необходимо образование.
Столкновение цивилизаций – реальность?
Несмотря на социальную напряженность, «раздуваемую СМИ», Тарик Рамадан считает, что для «сосуществования нет ограничений»:
«Всегда говорят о мужчинах, которые отказываются здороваться с женщинами. Но сколько таких мужчин?»
По его мнению, проблема в следующем:
«О тех, кто убивает, СМИ говорят громче, благодаря их деяниям, чем о тех, кто их осуждает. Говорят о группах, крайне заметных в информационном поле, хотя количественно они не могут быть выразителями мыслей мусульман».
Он считает, что западные общества являются «жертвами успешной интеграции», так как эта интеграция, обеспечивая видимость меньшинств, порождает сомнения в самом обществе.
«Всегда концентрируются на тех, кто порождает проблемы. Меня же интересуют те, кто находит решения».
Приводя в пример недовольство, связанное с тем фактом, что некоторые мужья не хотят, чтобы их жен осматривали врачи-мужчины, он предлагает воспользоваться опытом тех, кто уже сталкивался с данной проблемой и кто знает, что с исламской точки зрения, тут нет никаких противопоказаний.
Что же касается международных отношений, то столкновение цивилизаций, по мнению Рамадана, это, напротив, реальность, некий «баланс сил», обеспечиваемый экстремистами с обеих сторон: и западными, и так называемыми исламистами. Их цель – углубить линии раскола.
Ставя на один уровень крайне правых и фундаментализм ИГИЛ, он утверждает:
«Это так же справедливо для западных ультраправых, которые играют на исламе, говоря, что он не может быть европейской религией, как и для «Боко харам» или ИГИЛ, которые делают абсолютно то же самое. Подпитывая поляризацию, они создают столкновение цивилизаций».
«Это очень серьезное явление, но оно не остановит ход истории, который неотвратим: я такой же европеец, как и вы, и ислам – это европейская религия».
Признавая, что сейчас сложный период по причине повсеместного насилия и кризиса идентичности, он все же с оптимизмом смотрит в будущее и считает сложности временными.
«Я не пытаюсь приуменьшить трудности, но пройдет время, и все изменится. Я оптимист», — заключает Рамадан.