В чём заключается природа человеческой души, как она трансформируется после соединения с телом, и какие качества становятся ей присуще, читайте в материале из книги «Благонравие праведников», принадлежащей перу Муфтия Дагестана, шейха Ахмада Афанди.
Поистине, нафс человека (эго) – это божественная тайна (латифа раббанийя), сущность которой невозможно постичь полностью. До момента проникновения в тело человека, нафс называют духом или рух. Когда по велению Бога дух соединяется с телом, он познает иное (прим. Всё иное, весь остальной мир помимо Всевышнего) и тем самым отвлекается от своего Господа. Тогда между Богом и нафсом возникает завеса, которая не позволяет нафсу приближаться к своему Создателю.
Известно, что по природе своей человеческий дух – это благородная сущность, ибо дыхание ангела даёт ей жизнь. Об этом нам поведал Посланник Господа ﷺ:
«Поистине, сотворение каждого из вас происходит в материнской утробе: в течение сорока дней – в виде капли, затем столько же времени – в виде сгустка крови, и потом ещё столько же – в виде кусочка плоти. А после к зародышу отправляется ангел, который вдыхает в него рух (дух). Одновременно с этим ангел получает веление записать четыре предопределения для этого создания: его ризк (удел), срок жизни, деяния и конечный исход (уйдет он из этого мира счастливым или несчастным)».
После того, как дух соединится с телом, формируется удивительное творение, которое называется инсан (человек). Всевышний сделал человека своим наместником (халифом) на земле, чтобы он вел созидательный образ жизни. Проявляя заботу о человеческом нафсе, Всевышний ниспослал шариаты (своды законов). Ведь знание и нрав – это основы, на которых базируется совершенство нафса человека.
Поскольку предписания и веления Бога адресованы нафсу человека, и именно качествами нафса определяется праведность или порочность людей, то совершенствование человеческого нафса и есть главная цель ниспослания божественных Книг, пророков, посланников и установления законов.
Нафсу человека от природы присущи страсть, беспечность, подверженность разным жизненным ситуациям и влиянию плохих друзей – демонов из числа людей и джиннов, нафс постоянно совершает грехи. Следовательно, над нафсом необходимо работать, искоренять его изъяны, возникающие из-за совершения грехов, и избавляться тем самым от их вреда. Это возможно лишь посредством искреннего покаяния и возвращения к Господу.
По сути, нафсу человека свойственно скверное поведение. Так, он упорно противится соблюдать этические нормы (адабы), которые велено соблюдать рабу. Нафс – неотлучный враг человека.
Пророк ﷺ изрёк: «Самый большой твой враг – это твой нафс, который находится внутри тебя». Поэтому тот, кто предоставляет своему нафсу волю в его наслаждениях и страстях, является соучастником нафса в своей погибели.
Праведники, поняв эту истину, указали на то, что корнем и основой каждого греха, беспечности, страсти и ширка (Различают два вида ширка: большой – придание сотоварища Творцу – и малый – совершение деяний не ради Бога, а напоказ, ради каких-либо других корыстных целей. – Ред) является довольство своим нафсом. А основой повиновения Создателю, а также бдительности и воздержания от запретов является недовольство своим нафсом.
Малое деяние, совершенное с упованием на Милость Господа, лучше большого деяния с упованием на себя.
Разумный человек, который познал сущность своего нафса и осознал его низость, нужду, слабость, немощность и исход, приближающий к гибели его нафс, познает своего Создателя в таких атрибутах, как: Мощь, Бесконечность, Могущество, Величие, Гордость. Потому что именно Господь – Творец нафса, создавший его из ничего. Когда Всевышний Аллах обратился к Своим любимым рабам (авлия) и призвал их приблизиться к Нему, то Он указал им самый лёгкий и ближайший путь для этого. Таким путём является противостояние нафсу.
Бог обратился к одному из Своих любимцев во сне: «Враждуй со своим нафсом, ибо нет в Моём царствие иного творения, кроме него, которое ведёт со Мной тяжбу».
Нафс постоянно старается обрести качества, которые являются атрибутами Всевышнего, такие как: гордость, величие и власть над людьми. А этими качествами может обладать лишь Превеликий Создатель – Аллах, Пречист Он от всего недостойного Его!
Нафс человека постоянно меняется. Различают пять уровней нафса человека, в соответствии с приближенностью или отдалённостью его обладателя от Господа.
Первый уровень – ан-нафс аль-аммара (нафс, повелевающий зло). Он постоянно толкает своего хозяина на грех, заставляет проявлять беспечность. О таком нафсе господин и имам суфиев Джунайд аль-Багдади сказал: «Ан-нафс аль-аммара (повелевающий зло) призывает к духовной погибели и служит врагам человека». Под врагами человека Джунайд аль-Багдади подразумевает мирскую жизнь и сатану, приукрашивающих греховные поступки для сыновей Адама (мир ему).
Второй уровень – ан-нафс ал-лаввама (упрекающий нафс). Он упрекает своего хозяина за совершённый им грех.
Третий уровень – ан-нафс аль-мульхима (вдохновляющий нафс). Нафс этого уровня внушает своему хозяину благо и призывает к благому.
Четвёртый уровень – ан-нафс ар-разия (довольный нафс). Этот вид нафса доволен решением Всевышнего Аллаха и Его властью. Он проявляет полную покорность Богу и принимает всё, что выбирает для него Господь.
Пятый уровень – ан-нафс аль-марзия (нафс, которым доволен Всевышний). Это нафс, который снискал расположение и довольство Аллаха, пречист Он и Всесилен. По достижении этой степени мюрид делает первый шаг на пути к истинному познанию Господа.