«Социальный» дарвинизм – путь к деградации
«Социальный» дарвинизм – путь к деградации
8 лет назад 2686 islam.ru/ islam.ru/
Зайнаб Сабанаева
Наблюдая за научными открытиями, технической революцией и в то же время за неким моральным истощением человечества, задумываешься о современном состоянии общества и невольно прогнозируешь возможные варианты его развития или же деградации в будущем.

Существует множество различных теорий о социальной динамике (развития общества).

Так, один из отцов-основателей социологии, Герберт Спенсер, выдвинул теорию, в основе которой была использована концепция естественного отбора Ч. Дарвина. То есть теорию выживания наиболее сильных животных и растений Спенсер соотнёс с социальным миром.  По нему, в мире должны прогрессировать сильнейшие люди, а остальные должны вымереть.

Казалось бы, подобная антигуманная теория должна была утонуть в потоке критики, однако она не только не утонула, но и нашла широкое применение, прежде всего, в капиталистических странах, где главенствует дух индивидуализма.

(Индивидуалист воспринимает мир как арену борьбы за существование, где выживает сильнейший. Он должен постоянно наращивать свои силы, не стесняться пользоваться любой возможностью, чтобы вырваться вперёд, и верить, что именно его ждёт успех.)

Теория Спенсера, которую начали называть социальным дарвинизмом, стала неким «законом природы», или же «законом борьбы.

«Социальный» дарвинизм – путь к деградации

Стоит отметить, дарвинизм социальный оказался очень применителен, и на его основе появилась концепция «золотого миллиарда», а также злосчастная теория Мальтуса.

Неким опровержением социального дарвинизма являются труды известного биолога П. А. Кропоткина.

«Первое, что поражает, когда начинаешь изучать борьбу за существование, – пишет Кропоткин, – это изобилие фактов о взаимной помощи». Абсолютно не отрицая наличие «закона борьбы», он считает, что для прогресса гораздо более важную роль играет именно закон «взаимной помощи».

Основная мысль Кропоткина сводится к тому, что даже в мире насекомых, птиц и животных есть взаимопомощь, и именно благодаря этому фактору они сохраняют свой вид. А что же касается людей, то с древнейших времен они,  помогая друг другу, выживали и прогрессировали. В качестве довода он привёл примеры взаимопомощи из всех исторических эпох.

Исламский социум

Одним из ярчайших примеров социальной динамики в истории человечества является становление уммы мусульман. Сообщество, изначально состоявшее из малого количества людей, но которое за относительно короткий промежуток времени стало самым мощным и непоколебимым государством.

Исламский социум

Огромна роль пророка Мухаммада , который из разрозненного, смело деградирующего, легко расправляющегося с членами своего же общества, где алчность и самые низкие человеческие пороки ставились во главу угла, создал социум, равных которому по силе, нравственным принципам, гуманности не было не только в истории Аравийского полуострова, но и всего человечества.

Основным фактором развития этого общества являлась мощнейшая духовная составляющая, неотъемлемой частью которой считается взаимопомощь. И осуществлялась она как на уровне отдельных индивидов (нередко сподвижники помогали друг другу, не говоря уже о самом Пророке Ислама , так и на уровне целых обществ (когда мухаджиры прибыли в Медину, ансары встретили их наилучшим образом и, более того, поделились всем, чем обладали сами).

Взаимопомощь в самопожертвовании

Примечательно, что и Кропоткин отмечал, что в мусульманском учении ярко выражен фактор взаимопомощи.

Так, Всевышний в Своей Книге, обращаясь к уверовавшим, повелевает им помогать друг другу. Посланник Аллаха  не просто призывал мусульман к взаимопомощи, но и своим примером показывал, как она должна осуществляться: от чистого сердца и абсолютно бескорыстно.

Взаимопомощь в самопожертвовании

Безусловно, существуют и другие факторы, благодаря которым столь стремительно развивалось мусульманское государство, коими является и правовая система, основанная на Коране и сунне. Но это никак не умаляет роль духовной сферы. Как каждый человек нуждается в духовной составляющей, так и всему обществу необходима духовно-нравственная ориентация. Ведь общество, члены которого руководствуются лишь материальными, меркантильными интересами, не может просуществовать долго.

Состоящий только из индивидуалистов, социум не может быть благополучным, потому что это объединение, где помимо своих интересов и потребностей должны учитываться интересы и потребности других. В этой связи исламская концепция декларирует «ставить себя на место других».

Можно задуматься о современном состоянии общества, можно размышлять о его будущем, но, как говорил Цицерон: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни и вестник старины». Она знает скачкообразные этапы человечества и ей хорошо известны промахи и неудачи целых поколений.

Взаимопомощь в самопожертвовании

История – хороший свидетель того, что общество, которое опирается, прежде всего, на духовную сферу, руководствуется принципом взаимопомощи, стремительно развивается, а потеря этого принципа и оставление духовности приводит к обратному процессу, т.е. к деградации.

Безусловно, нельзя отрицать факт применения социального дарвинизма в отдельных обществах и в целых государствах, но пока есть индивиды, проявляющие альтруизм и оказывающие взаимопомощь, не важно, происходит это инстинктивно, из этических соображений, или по зову веры, можно надеяться на некую стабильность.

0 комментариев