Для многих, наверняка, не стало неожиданностью, когда в 2013 году слово «селфи» стало словом года. С тех пор его использование многократно возросло, и некоторые уже давно бьют тревогу, говоря об угрозе селфи для жизни человека, – приводят статистику о том, что при попытке снять селфи погибло больше людей, чем от нападений акул!
Итак, что же такое селфи? Означает ли это слово, что, желая сфотографировать или снять себя на камеру, мы становимся эгоистичными? Многие говорят, что нет. Что селфи – одно из достижений мировой цивилизации, когда люди фотографируют себя, как правило, с помощью смартфона или веб-камеры и загружают полученные снимки или видео на сайты социальных сетей, таких как Instagram или Facebook. А что же говорит о селфи Ислам, как мусульмане должны воспринимать такое явление в своей жизни?
Селфомания
Всего лишь несколько лет назад люди были очень сознательными и тщательно оберегали свою частную жизнь. Все мы в детстве вели дневники и помним, наверное, как бережно прятали их ото всех – наши личные дневники были самыми ценными, даже мама не должна была трогать их. К сожалению, сегодня картина изменилась.
Наши новые мобильные телефоны не только снабжены обычными камерами, но также передними камерами высокой четкости и камерами заднего вида, в том числе различными видеоприложениями, фильтрами и т.п. По мере развития технологий мы не только позабыли о чувстве собственного достоинства и ценности личной жизни, но мы на самом деле хотим, чтобы все посмотрели и увидели, как мы гордимся собой! Мы стали настолько тщеславными, что хотим рассказать всё о себе всему миру, а мир стал настолько невменяемым, что, в свою очередь, хочет знать больше о жизни других людей, чем беспокоиться о своей собственной.
Селфи стало эпидемией нашего поколения, и мы тратим несколько часов в день, просматривая фотографии страничек или селфи актеров, певцов, кинозвезд, а затем проводим дни в попытке походить на них. Многие селфи сняты в уединении спальни или ванной комнаты, и некоторые копируют их, совершенно не обращая внимания на то, что это абсолютно неприемлемо, а затем размещают все это в Интернете, чтобы другие увидели и оставили свои комментарии. Кроме того, тысячи молодых девушек чувствуют давление со стороны мужей, которые видят все эти снимки и требуют такого же от своей жены. Селфи дает всем точное представление об оттенке вашей кожи, широте ваших бровей, тени ваших губ, и так человек начинает терять себя в мире внешних явлений. Это снизило людей от интеллектуальных и духовных личностей до юмористических персонажей из мира двумерных изображений, где о них судят исключительно по тому, как они выглядят.
Это увлечение достигло такой степени, что появились специальные сайты, которые учат тому, как снять хорошее селфи. Появилась специальная линия обуви для селфи, а в некоторых школах введены уроки безопасного снятия селфи.
Интересно, что чем красивее селфи, тем больше лайков вы получаете. И это может показаться безобидным, но самооценка человека начинает страдать, если фотография набирает мало лайков. Некоторые люди не расстаются с камерой своего телефона и живут, словно продукты потребления для своих последователей в твиттере, инстаграме или на фейсбуке. Такое увлечение уже становится болезнью.
Но что самое опасное во всей этой ситуации – многие пользователи социальных сетей и любители селфи не понимают, что страдают от психического расстройства. Они не подозревают, что на самом деле люди редко искренно радуются за тебя, независимо от того, насколько впечатляюще вы представляете себя. В своей погоне за искусственным одобрением, лайками и комментариями многие даже не думают о том, что Господь не одобряет эти действия.
Селфи и Ислам
Если селфи является психическим расстройством, оно также может быть признаком расстройства благонравного поведения. Каждый год во время совершения хаджа растет число желающих снять себя на фоне Каабы. И если, как полагает человек, в самом этом действии нет ничего такого (к примеру, если человек хочет это сделать на память о хадже), то в его последствиях много опасного и неразумного.
К примеру, в Мекке власти были серьезно обеспокоены поведением людей, вызывающих серьезную перегрузку, когда они останавливались и снимали селфи в разгар совершения тавафа вокруг Каабы.
«Теперь у нас есть люди, которые во время пятничной молитвы, вместо того чтобы слушать имама, предпочитают снимать молящихся или делать селфи. Проблема в том, что вы не можете поговорить с ними, потому что они приходят только на пятничные молитвы, а в остальное время их невозможно найти и поговорить», – заявили власти.
Когда об этом спросили двух таких людей, один из них ответил: «Я ждал в течение десяти лет этого особого момента, когда смогу увидеть Каабу и выполнять умру, – сказал Абдул Рахман Ясин из Пакистана. – Я хочу сделать запись, которая останется со мной навсегда, и это причина, почему я делаю селфи. Это, безусловно, лучшая фотография, которую я могу снять на свой мобильный».
Другой паломник, Халид Аль-Шимрани из Кувейта, сказал: «Вид Каабы действительно замечательный, и, испытывая такой волнующий опыт, я хотел поделиться с моими друзьями и последователями в социальных сетях».
Да, причина, побуждающая паломников снять селфи, понятна, но разве волнующий опыт – это не то, что должно остаться в сердце каждого человека? Селфи не может передать ощущение счастья и радости, оно может отразить лишь эмоцию на лице. Так стоит ли тратить драгоценные минуты в таком исполненном духовности месте, как Мекка? Неужели Кааба становится словно развлекательный центр, куда каждый приходит сделать селфи? И может ли селфи помочь человеку вновь пережить тот уникальный момент, при котором вы погрузились в особый мир и приблизились к Господу?
Позволяя социальным сетям проникать в каждую сферу нашей жизни, мы как будто чувствуем себя обязанными выставлять наиболее интимные религиозные аспекты напоказ, несмотря на то, что именно такие моменты предназначены для того, чтобы побыть наедине со своим Создателем.
Во время совершения таких обрядов и ритуалов хаджа, как, например, таваф, са'ю и бросание камней в Джамарат, можно увидеть людей, которые демонстративно делают фотографии со своего телефона на каждом шагу. Создается впечатление, что, если они не сделают фотографию, то никто не поверит им, что они совершили паломничество!
Как мы сможем получить награду за совершение хаджа, если ретвитнуть одну из своих фотографий для нас имеет большее значение, чем пребывание в долине Мина? Разве возможно прочувствовать дух хаджа, если постоянно проверять количество «лайков» под своей фотографией на фоне Каабы на своем фейсбуке?
Заключение
Мы понимаем, что все люди имеют желание быть признанными и оценёнными, или любят пережить некоторые из своих воспоминаний, но это не достигается фотографиями или селфи. Нам нужно признание и одобрение нашего Творца, а не Его создания. Когда мы находимся в сердце самых напряженных моментов молитвы и духовности, и наши мысли обращены только ко Всевышнему Аллаху, зачем уничтожать эту святость и разрушать единение с Творцом, прилагая усилия и делая селфи?
Да смилуется над нами Господь, простит наши грехи и направит на истинный путь! И пусть наши деяния получат только лайки в Судный день! Амин!